Рабочая программа по музыке 5 кл
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Горовая Надежда Владимировна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по музыке Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования,авторской программы «Музыка» ориентирована на работу по учебникам под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. -  90, [6] с. и Положения  о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ»  в соответствии с государственным федеральным стандартом.

Программа рекомендована Министерством образования Российской  Федерации и реализована  в линиях учебников помузыке, подготовленных авторским коллективом под руководством авторов В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

В программе особое внимание уделено опыту эмоционально-ценностного отношения к музыке, так как знание учащимися музыки формируется в первую очередь на основе личностно-окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности. Программа выявляет связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрывает возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства.

 Программа обеспечивает доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых музыкальных фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми музыкальными произведениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_programma_muzyka.docx34.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по музыке Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования,авторской программы «Музыка» ориентирована на работу по учебникам под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. -  90, [6] с. и Положения  о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ»  в соответствии с государственным федеральным стандартом.

Программа рекомендована Министерством образования Российской  Федерации и реализована  в линиях учебников помузыке, подготовленных авторским коллективом под руководством авторов В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

В программе особое внимание уделено опыту эмоционально-ценностного отношения к музыке, так как знание учащимися музыки формируется в первую очередь на основе личностно-окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности. Программа выявляет связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрывает возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства.

 Программа обеспечивает доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых музыкальных фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми музыкальными произведениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала.

Общая характеристика учебного предмета

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

-научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет» );

содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

-всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);

-способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

-научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

В результате освоения  ученик в 5 классе в зависимости от изучаемого раздела должен

знать/понимать:

- содержание пройденных  произведений искусства, их названия, авторов;

- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

-  знать  художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов -   К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

-  выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

-  определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с  музыкальной культуры  и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

        Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

- воспитывать культуру мышления и речи.

В  5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами,  сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы  одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

        Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения  А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

-  русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Программа реализуется : в 5 классе ,в объёме 1час в неделю,34 часов в год.

        

Содержание учебного предмета

раздела

п/п

Темы раздела

Кол-во часов

1

Музыка рассказывает обо всём

1

2

Древний союз

3

3

Слово и музыка

3

4

Песня

4

5

Романс

2

6

Хоровая музыка

3

7

Опера

2

8

Балет

2

9

Музыка звучит в литературе

2

10

Образы живописи в музыке

2

11

Музыкальный портрет

1

12

Пейзаж в музыке

2

13

«Музыкальная живопись» сказок и былин

3

14

Музыка в произведениях изобразительного искусства

3

15

Заключительный урок

1

Итого

34

Тематическое планирование

темы

п/п

Тема раздела и урока

Кол-во часов

Контрольная работа по теме

Дата

Тема года:Музыка и другие виды искусства

1

Музыка рассказывает обо всём

1

Раздел 1. Древний союз (3)

2

Истоки

1

3

Искусство открывает мир

1

4

Искусства различны,тема едина

1

Раздел2.Слово и музыка (3)

5

Два великих начала искусства

1

6

«Стань музыкаю,слово!»

1

7

Песня -верный спутник человека

1

Раздел 3.Песня (4)

8

Музыка «дружит» не только споэзией

1

9

Заключительный урок

1

10

Мир русской песни

1

11

Песни народов мира

1

Раздел 4.Романс (2)

12

Романса трепетные звуки

1

13

Мир человеческих чувств

1

Раздел 5 .Хоровая музыка (3)

14

Народная хоровая музыка.Хоровая музыка в храме.

1

15

Что может изображать хоровая музыка

1

16

Заключительный урок

1

Раздел 6.Опера (2)

17

Самый значительный жанр вокальной музыки

1

18

Из чего состоит опера

1

Раздел 7 .Балет (2)

19

Единство музыки и танца

1

20

«Русские сезоны» в Париже

1

Раздел 8.Музыка звучит в литературе (2)

21

Музыкальность слова

1

22

Музыкальные сюжеты в литературе

1

Раздел 9.Образы живописи в музыке (2)

23

Живописность искусства

1

24

«Музыка-сестра живописи»

1

Раздел 10.Музыкальный портрет (1)

25

Может ли музыка выразить характер человека?

1

Раздел 11.Пейзаж в музыке (2)

26

Образы природы в творчестве музыкантов

1

27

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

1

Раздел 12.«Музыкальная живопись» сказок и былин (3)

28

Волшебная красочность музыкальных сказок

1

29

Сказочные герои в музыке

1

30

Тема богатырей в музыке

1

Раздел 13.Музыка в произведениях изобразительного искусства (3)

31

«Хорошая живопись-это музыка,это мелодия»

1

32

Хорошая живопись-это музыка,это мелодия»

1

33

Подводим итоги

1

34

Заключительный урок

1


Информационное учебно-методическое обеспечение

- Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.

Музыка.Программы для общеобразовательных учреждений 1-4,5-8.Москва.Дрофа 2009.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электроныйресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. -  Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru/

Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86

Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/

Житие святителя Андрея Критского. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/187642.html

Житие преподобного Иоанна Дамаскина. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://theme.orthodoxy.ru/saints/ioann_damaskin.html

Житие преподобного Романа Сладкопевца – Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/842.html

Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/

Аудиотека Страны Вятской: Песнопения в честь Вятских святых. Солдатские, народные казачьи песни, романсы, песни о Вятке. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vstrana.ru/


Лист изменений

п/п

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока

Причина

Обоснование


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шимолинская  средняя общеобразовательная школа»

      Рассмотрено Согласовано                                          Утверждаю

          на МО                                                         Заместитель директора по УВР                        Директор школы

учителей эстетического цикла и                         ________(И.А.Маленкова)                      _______Г.А.Красницкая

физической культуры                                                                                                                    Приказ№ _____От____                  

Протокол №_________                                                                                                     «______»_______2014г    

От «_____»__________2014г.                                                                                                        

Руководитель МО ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

поучебному предмету

«Музыка»

для 2 ступени обучения

5 класс

на 2014-2015уч.год

Составитель Горовая Надежда Владимировна

учитель музыки

с. Шимолино-2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...