" Роль ансамблевой игры в младших и средних классах на отделении специального фортепиано."
учебно-методический материал на тему

Малых Наталья Сергеевна

Учите детей играть в ансамбле! Это самый лучший способ приучить их терпению, умению слушать другого и разовьёт в детях много других хороших качеств и умений , которые пригодятся им при игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра в ансамбле.19.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Роль ансамблевой игры в младших

                      и средних классах

                          на отделении

              специального фортепиано.

                     

«Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных…Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнёра, он не добьётся хороших результатов в ансамбле.» Эти прекрасные слова великого музыканта Рудольфа Борисовича  Баршая весьма  тонко подмечают суть ансамблевой игры.

Интернет энциклопедия даёт определение слову «ансамбль», как согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Фортепианный ансамбль- один из видов коллективного музицирования. Как отмечает руководитель интернет- проектов , музыкант Иван Фёдоров « Фортепианный ансамбль как "один из самых парадных жанров музыки" в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них: общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций прошлых веков; обилие высокохудожественных произведений композиторов XVIII-XX веков, неиссякающий интерес к жанру современных композиторов.».

Маленький пианист сталкивается с игрой в ансамбле практически с самых  первых уроков обучения игре на фортепиано. Многие преподаватели, чтобы привлечь внимание ребёнка и поддержать интерес к инструменту буквально при первой встрече с музыкой вовлекают ученика в ансамбль. Весь донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог- ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками  сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Разумеется, что такой ансамбль пока ещё не является полноценным партнёрством преподавателя и ученика. Однако от урока в урок, с накоплением знаний и опыта, ученику предлагаются всё более сложные (отвечающие требованиям ансамбля) произведения. Вот та дорога, которая ведёт маленького музыканта к полноценному овладению всеми возможностями инструмента, в том числе и игрой в ансамбле.

Большинство ансамблевых произведений для младшего и среднего возраста написаны для четырёхручного исполнения на одном инструменте. Четырёхручный дуэт – единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. Мы знаем, что детям нравится играть в ансамбле с педагогом, т.к. именно так начинающий пианист ощущает себя частью единого целого в звучании музыки. В этом случае ученик чаще всего становится ведомым, надеясь на знания и умения своего преподавателя, т.к. играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках, ощущает плечё сильного партнёра, на которого можно рассчитывать в любой ситуации ( ошибся, забыл вовремя вступить и т.д.)

 Очень важна воспитательная функция ансамбля, поэтому игра с педагогом в паре постепенно сменяется игрой в ансамбле с одноклассником , т.к. большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом ( ученик- ученик).Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.

Исполняя произведение  с учеником своего класса ребёнок учится думать о партнёре, решать вместе с ним  различные музыкальные и исполнительские проблемы, вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга , уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Как известно- ансамблевая игра закладывает основы  также для воспитания слухового внимания, развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, а так же способствует развитию истинного чувства ритма.

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учеников  не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов.

Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении её с игрой пианистов на двух фортепиано. Различия  между этими ансамблями очень велики касаются их принципиальных стилевых основ.

Два инструмента дают исполнителям гораздо большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей и прочее, в то время как близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствуют их внутреннему единству и сопереживанию. Различия ансамблей отразились и в музыке. Создаваемой для них; произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, сочинения же для четырёхручного дуэта- к стилю камерного музицирования.

Среди несомненных плюсов игры в ансамбле можно выделить следующие:

  1. Ансамблевая игра способствует хорошему чтению с листа. Детям интересно, зачастую они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят её освоить, быстро учат текст.
  2. Дети учатся видеть паузы в тексте, которые часто недодерживают , играя сольно какое-либо произведение ( « Я один, и ждать никого не надо!»). Всем известно, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы это не только знак молчания, но и дыхание в музыке, которое может быть более или менее долгим, но обязательно длится определённое время. А в ансамбле паузы- это ещё и умение дать возможность «высказаться» партнёру.
  3. Ансамблевое музицирование очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения, детям обычно лень думать о штрихах. Как раз ансамблевая игра заставляет внимательнее относиться к звукоизвлечению и штрихам.
  4. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
  5. Ансамблевая игра развивает умение играть синхронно. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры.

В средних и старших классах осваивается более сложный ритм, дети учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую и т.д.  Детям это нравится и они лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному мышлению.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.

Используемая литература.

  1. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып.8. М. 1973.
  2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 1971.
  3. Лузум Н. В ансамбле с солистом. Н.Н.2005.
  4. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.1988.
  5. Ступель А. Беседа о камерной музыке. Л.1963.
  6. Собственный опыт.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

НАВЫКИ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Многие дети, приходя учиться на музыкальное отделение школы искусств, останавливают свой выбор на фортепиано. Богатая звуковая палитра этого инструмента, его темброво-колористические возможности изнач...

НАВЫКИ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Многие дети, приходя учиться на музыкальное отделение школы искусств, останавливают свой выбор на фортепиано. Богатая звуковая палитра этого инструмента, его темброво-колористические возможности изнач...

Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано

Музыка –  прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...

Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"

Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста.  Правильное полифоническое воспита...

Методический доклад на тему: "Развитие мелкой техники учащихся младших классов на уроках специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ...

Методический доклад на тему: "Развитие техники в младших классах на уроках специального фортепиано"

В данном методическом сообщении  рассматриваются принципы работы над фортепианной техникой в младших классах ДМШ на уроках специального фортепиано....