открытый урок
план-конспект урока по теме

Вертякова Елена Кимовна

описание открытого урока концертмейстера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок концертмейстера21.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

« Виды профессиональной

деятельности концертмейстера»

Подготовил: концертмейстер

НР БОУ ДОД «ДМШ №1»

                                                                                      Вертякова Елена Кимовна    

                             

Цель : раскрытие некоторые особенности деятельности концертмейстера в классе ударных инструментов

Задачи:  

образовательная: 

-  продолжать работу над ансамблевой игрой.

Развивающая:

-способствовать развитию музыкальной памяти, слуха, чувства ритма.

Воспитательная: 

- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре.

План:

1.Подбор аккомпанемента по слуху, импровизация на заданную тем путем изменения ритмической основы (фактуры).

2. Рассмотреть некоторые особенности при сопровождении

    А) колокольчиком

    Б) маримбе

    В) ансамблем ударных инструментов

3. Вывод.

Ход урока.

Я, Вертякова Елена Кимовна, работаю в Пойковской музыкальной школе концертмейстером в классе скрипки, духовых и ударных инструментов. Есть опыт работы с учащимися по классу домры, вокалистами, хорами. Также работала на ритмике раннеэстетического и на хореографическом отделениях. На каждом отделении есть свои особенности работы концертмейстера. Сегодня я хочу озвучить общие виды деятельности, а также осветить некоторые аспекты своей работы в классе ударных инструментов.

Концертмейстер это прежде всего активный помощник педагога и учащегося-это тройственный тандем, целью которого является достижение наилучших результатов. И чтобы быть действительно хорошим помощником, концертмейстер должен обладать определенными исполнительскими знаниями, умениями и навыками, которые можно сгруппировать по видам его профессиональной деятельности. Это хорошо видно из следующей таблицы:

Виды деятельности

Теоретические знания

Умения и навыки

Самостоятельная работа над музыкальными произведениями

Знание методики поэтапного разучивания произведений; исполнение по голосам; особенности работы над звуком, ритмом, динамикой в произведениях различного стиля, жанра, формы; преодоление технических трудностей

Решать исполнительские задачи путем точного прочтения текста и понимания сущности авторского замысла, а также путем нахождения необходимых выразительных средств и преодоления технических трудностей;  эскизно осваивать музыкальные произведения в короткий срок

Аккомпанирование

Знание особенностей аккомпанемента детскому вокальному, хоровому и инструментальному исполнению

Работать над аккомпанементом;

быстро ориентироваться в различной фактуре вокально-хоровых произведений; аккомпанировать собственному пению; упрощать партии аккомпанемента и наоборот-вводить в аккомпанемент мелодии; создавать, аккомпанируя, целостный музыкальный образ

Чтение с листа

Знание специфики чтения с листа сольных и ансамблевых произведений; особенностей различных типов фактуры и закономерностей их гармонического развития

Оперировать музыкально – слуховыми представлениями, предугадывать логику развития музыкальной мысли; схватывать основные направления динамического и темпового развития произведения; выделять гармоническую основу

Транспонирование

Знание основных аппликатурных  принципов гамм, аккордов, арпеджио

Слышать внутренним слухом музыкальный материал в исходной тональности; быстро переносить фактурные и гармонические особенности в другую тональность; упрощать музыкальный материал за счет снятия второстепенных деталей мелодического и гармонического развития (украшения, фигурации и т.п.). Этот навык чаще всего нужен для работы с вокалистами. В классах инструментов это умение как правило не пригождается, т.к. композиторы, сочиняющие свои произведения для инструментов учитывают диапозон звучания инструмента, оптимальную для исполнения аппликатуру в той или иной тональности

Игра в ансамбле

Знание закономерностей исполнения сольной и сопровождающей партий

Ощущать динамическую, ритмическую и художественную цельность произведения; слышать главное и второстепенное, чувствовать партнера и согласовывать с ним исполнение произведения в заданном темпе

Творческое музицирование

Знание закономерностей импровизации в определенном стиле

Подбирать на слух знакомые мелодии, аккомпанемент к ним, гармонизовать музыкальные отрывки; импровизировать на заданную тему, изменяя ритмическую основу, фактуру.

На последнем пункте я немного задержусь, т.к. зачастую на это не очень обращают внимание мои коллеги, но я считаю это важным моментом в работе с начинающими музыкантами. Итак, с учащимся выучена русская народная песня «Как под горкой». Он замирает от предвкушения совместной игры с фортепиано. Постараемся не разочаровать ребенка. Подбираем аккомпанемент не просто выставляя функции, а немножко разнообразим его (например движениями восьмых), чтобы фактура сопровождения была богаче, тем самым вызвать больше интерес ребенка к исполняемому им произведению. Или например песенка «Мишка с куклой» изложена для сопровождения в оригинале четвертными. Это очень скучно. Заменяем четверти бегущими восьмыми на staccato и получаем совершенно другое звучание(более подвижное, веселое),что больше нравится ребенку. Таким образом роль концертмейстера тоже сводится к тому, чтобы заинтересовать ребенка в проявлении интереса к исполняемому произведению.

Как я уже сказала -это общие виды деятельности концертмейстера. А сейчас я расскажу вам  о некоторых особенностях своей работы в классе ударных инструментов. Моя работа в этом классе очень отличается от работы ,скажем, в классе скрипки. Известно, что скрипка очень певучий инструмент, поэтому в сопровождении к ней сплошное legato, много педали, глубокий звук. А у произведений, написанных для ударных инструментов основные штрихи staccato, non legato. Конечно напевные произведения тоже не исключаются, но в сопровождении для них нужен особый подход. Сейчас мы с Валей Краснянской исполним романс Евгения Юрьева «Динь-динь-динь», а потом я расскажу вам как я работала над сопровождением.

СЫГРАЛИ!

Рассмотрим партитуру. Сольная партия написана для голоса, но солистка исполняет его на колокольчиках, поэтому кое- что пришлось изменить в сопровождении. Например, я удлинила бас, разложила аккорды на арпеджио, добавила педали, чтобы создать объем звучания, который присущ колокольчикам. И наш ансамбль с Валей получился стройнее и полнее, нежели если бы я исполняла свою партию без изменения (как к вокалу).

Но совсем другое дело полька Дмитрия Кобалевского, которую ………………………..  будет исполнять на маримбе. Звук, извлекаемый на маримбе, совершенно отличный от колокольчиков. Он немного суховат, короткий, не создает объема. Поэтому перед концертмейстером стоят другие задачи. Здесь нужно приблизить звучание staccato по продолжительно и качеству на фортепиано к звучанию staccato на маримбе. Ходы шестнадцатых в аккомпанементе должны точно имитировать движение шестнадцатых у солиста. Присутствие педали практически исключено.

Совершенно другие исполнительские задачи в «Гопаке» Мусоргского из «Сорочинской ярмарки», который мы исполним с  Димой Фурмановым. В оригинале «Гопак» звучит в исполнении симфонического оркестра. Задача и солиста и концертмейстера максимально приблизить исполнение к оригиналу, т.е. придать произведения определенный колорит звучания. Для достижении я этого эффекта у партии фортепиано мощная аккордовая фактура. Басовые ходы усилены октавами. Задача концертмейстера сыграть ярко, фактурно, но при этом не «перекричать» солиста.

А вот в «Голопе» Дмитрия Кобалевского из сюиты «Комедианты», который мы исполним ансамблем, можно дать волю эмоциям. Здесь моя задача- подгонять, подталкивать исполнителя. Особенно в средней минорной части, в которой все немного расслабляются, часто теряется темп. Тоесть задача концертмейстера играть чуть- чуть вперед, вести за собой весь ансамбль.

ВЫВОД: Таким образом работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Для педагога по специальному классу - концертмейстер первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста- помощник и друг, наставник и педагог. Особенностью профессиональной деятельности концертмейстера является наличие таких психологических качеств личности как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...