Программа по хору
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Новоселова Вера Алексеевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_khoru.docx35.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Школьный хор

Автор-составитель:

Новосёлова В.А.

учитель музыки

Возраст детей: 9-11 лет

Срок реализации 2 года



Пояснительнаязаписка


Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию.Во внеклассной работе по предмету музыка хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: муз. – творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а так же в природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.тельства. видам музыкального исполнтелтхоровое пение занимает
      Хоровое пение занимает важное место в программе дополнительного образования и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения.
Актуальным в данный  момент  является тот факт, что правильное обучение пению с детства, есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

Цели и задачи программы
Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование певческой культуры.
Задачи:
- формирование навыков певческой установки
- разностороннее развитие вокально-хорового слуха
- накопление музыкально-слуховых представлений, развитие мышления певца, хора.
- формирование музыкальной памяти
- обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания, развития гибкости и подвижности мягкого неба
- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, вибраторности, полетности, разборчивости, мягкости.
- формирование певческой артикуляции, развитие певческого дыхания
- расширение диапазона голоса.

Предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые, индивидуальные и сводные.

Занятия все годы обучения проводятся два  раза в неделю по два часа с каждой из групп, возможны сводные репетиции в течение года. В год – 140 часов.

Возраст детей первого года обучения – 9-10 лет,

второго года обучения – 10-12 лет,

Характеристика возрастной группы детей школьного хора

Особенности работы со школьным хором является разный уровень певческого развития каждого участника. При этом процесс обучение происходит на фоне возрастного роста и развития.
Знание особенностей и возможностей – одно из важных условий правильной организации работе в коллективе.
Для детей младшей группы хора характерна недоразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон (ре1-си1-до1)

Для детей основной группы хора характерно осмысленное пение в группе детей, владение правильным дыханием, пение в диапазоне (сим-ре2-ми2).
Из данных характеристик вытекают требования к хоровому репертуару.
Подбор репертуара должен осуществляться с точки зрения его педагогической полезности для развития певческих способностей учащихся. Руководитель рассматривает его в разных аспектах: идейность, художественность, качество поэтического текста, эмоциональная насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии или всех партий, фразировка, динамическое оттеки, особенности драматургического развития, художественного образа в целом. Кроме того, учитывается необходимость оптимального развития у детей диапазона, чистоты интонации, унисона, певческого дыхания.
Основные методы и приемы
- распевания
- рассказ о песне, как об одном из видов музыкального искусства.
- показ- исполнение песни
- рассказ или беседа о содержании произведения, о роли о характерных особенностях музыкального языка
- краткий рассказ о композиторе
- разбор содержания
- разучивание материала с сопровождением и без него
- взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом песни
- доведение исполнения произведения до уровня, пригодного для публичного исполнения.
Прогнозируемые результаты
Первый год обучения

Вокальные навыки: соблюдение при пении певческой установки. Пение чистым, естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко, сохраняя индивидуального здорового певческого звучания.
Умение петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои недостатки и стремиться избавиться от них.
Хоровые навыки: петь чисто и слажено в унисон, несложные двухголосные произведения.
Второй год обучения
Вокальные навыки: соблюдать при пении певческую установку. Петь в диапазоне (до1ре-ми2). Петь с мягкой атакой. Петь естественным, мягким, нежно-звонким звуком, сохраняя индивидуальность тембра, звуком ровным по всему диапазону голоса, в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения. Уметь выразительно осмысленно петь песни различного характера.
Хоровые навыки: уметь петь чисто, двухголосные мероприятия, петь в ансамбле.


Содержание программы

Программа первого года обучения

Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены хориста.

Формирование первоначальных слуховых представлений. Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса. Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. Чёткая постановка вопроса: какой звук выше или ниже. Постепенно сопоставляемые звуки сближаются. В этой работе целесообразно знакомить детей с другими музыкальными инструментами. Учащиеся должны научиться выделять качество высоты звука из разных тембров. Это важно для развития анализирующей способности слуха.

Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.

Характер произведения. Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками.

Элементарное сольфеджио. Знакомство с нотами, длительностями. Детям показывают и объясняют, что звуки в музыке имеют разную длительность (долготу звучания). Знакомство с музыкальными терминами.

Работа по развитию ритмических навыков. Движения под музыку. Ритмические упражнения. Использование детских музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.).

Работа над координацией слуха и голоса. Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора.

Работа над репертуаром.

«Для того, чтобы развить голос, надо начать учиться петь».

Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке. Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения в хоре. Первоначальные хоровые навыки.

Концертная деятельность. Воспитательный характер исполнительской культуры в коллективе. Чувство ответственности за выполняемую работу. Эмоциональный отклик и прочувствованность. Умение передать характер и содержание произведения. Развитие слуховых навыков.

Контролируемые умения и навыки:

— Формирование первоначальных слуховых навыков

— Развитие слуховых навыков

— Интонированное пение

— Знание текста и мелодии

— Умение передать характер произведения

— Культура исполнения

Примерный репертуар

  1. Русская народная песня «Земелюшка-чернозём»
  2. Русская народная песня «Осень»
  3. Немецкая народная песня «Гусята»
  4. Т. Попатенко «Грибники»
  5. Г. Струве «Новогодний хоровод»
  6. Украинская народная песня «Веснянка»
  7. Русская народная песня «Как у наших у ворот»
  8. Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
  9. В.-А. Моцарт «Весенняя песня»
  10. А. Заруба «Первоклассник»

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Певческая установка и дыхание:

1

3

4

3

Постановка корпуса

-

1

1

4

Обучение дыханию

-

2

2

Виды дыхания

1

2

2

5

Звуковедение и дикция.

1

1

2

6

Различные виды атак:

1

2

3

7

Звукообразование и звуковедение

1

2

3

8

Развитие артикуляционного аппарата

-

1

1

9

Развитие дикционных навыков

1

1

2

10

Ансамбль и строй:

-

2

2

11

Выработка унисона

-

2

2

12

Устойчивое интонирование одноголосного пения

-

4

4

13

Знакомство с элементами двухголосия

1

5

6

14

Формирование исполнительских навыков

-

24

14

15

Сольфеджирование

5

5

10

16

Работа над репертуаром

-

70

70

17

Концертная деятельность

-

10

10

18

Итого:

140

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, ритмом работы, правилами личной гигиены хориста.

Певческая установка и дыхание.

Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).

Звуковедение и дикция.

Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Ансамбль и строй.

Выработка активного унисона (чистое и выразительное исполнение диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе.

Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, фразы, предложения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики.

Сольфеджирование:

— Понятие о высоте и протяжённости звука

— Графическое изображение коротких мелодий

— Название звуков, пение звукового ряда

Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста («внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения»), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.

Работа над репертуаром. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений: пения в унисон, единства произношения текста, реагирования исполнителем на дирижёрский жест, чистота интонирования, мягкое звукоизвлечение.

Концертная деятельность. Более свободное сценическое ощущение певцом на концертной эстраде (культура поведения и исполнения). Передача характера и музыкального образа исполняемого произведения. Ясное понимание жеста дирижёра во время концерта и реакция на него.

Контролируемые умения и навыки:

—  Воспитание понимания дирижёрского жеста

—  Понимание и исполнение динамических оттенков и нюансов

—  Развитие слуховых навыков

— Вхождение и передача музыкального образа (эмоциональная отзывчивость)

— Знание и передача текста и мелодии произведения

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Певческая установка и дыхание:

1

3

4

3

Постановка корпуса

-

1

1

4

Обучение дыханию

-

2

2

Виды дыхания

1

2

2

5

Звуковедение и дикция.

1

1

2

6

Различные виды атак:

1

2

3

7

Звукообразование и звуковедение

1

2

3

8

Развитие артикуляционного аппарата

-

1

1

9

Развитие дикционных навыков

1

1

2

10

Ансамбль и строй:

-

2

2

11

Выработка унисона

-

2

2

12

Устойчивое интонирование одноголосного пения

-

4

4

13

Знакомство с элементами двухголосия

1

5

6

14

Формирование исполнительских навыков

-

24

14

15

Сольфеджирование

5

5

10

16

Работа над репертуаром

-

70

70

17

Концертная деятельность

-

10

10

18

Итого:

140

Примерный репертуар 2-го года обучения

  1. Французская народная песня «Братец Яков» (канон)
  2. Норвежская народная песня «Камертон» (канон)
  3. В. Кикта «Всюду музыка живёт»
  4. А. Заруба «Страшная история»
  5. Г. Струве «Моя Россия»
  6. Я. Дубравин «Добрый день»
  7. Русская народная песня «В сыром бору тропина»
  8. Русская народная песня «Как у наших у ворот»
  9. В.-А. Моцарт «Весенняя песня»
  10. Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»
  11. П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка»    

Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, ритмом работы, правилами личной гигиены хориста.

Певческая установка и дыхание.

Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).

Звуковедение и дикция.

Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Ансамбль и строй.

Выработка активного унисона (чистое и выразительное исполнение диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе.

Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, фразы, предложения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики.

Сольфеджирование:

— Понятие о высоте и протяжённости звука

— Графическое изображение коротких мелодий

— Название звуков, пение звукового ряда

Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста («внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения»), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.

Работа над репертуаром. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений: пения в унисон, единства произношения текста, реагирования исполнителем на дирижёрский жест, чистота интонирования, мягкое звукоизвлечение.

Концертная деятельность. Более свободное сценическое ощущение певцом на концертной эстраде (культура поведения и исполнения). Передача характера и музыкального образа исполняемого произведения. Ясное понимание жеста дирижёра во время концерта и реакция на него.

Контролируемые умения и навыки:

—  Воспитание понимания дирижёрского жеста

—  Понимание и исполнение динамических оттенков и нюансов

—  Развитие слуховых навыков

— Вхождение и передача музыкального образа (эмоциональная отзывчивость)

— Знание и передача текста и мелодии произведения

Примерный репертуар 2-го года обучения

Французская народная песня «Братец Яков» (канон)

Норвежская народная песня «Камертон» (канон)

В. Кикта «Всюду музыка живёт»

А. Заруба «Страшная история»

Г. Струве «Моя Россия»

Я. Дубравин «Добрый день»

Русская народная песня «В сыром бору тропина»

Русская народная песня «Как у наших у ворот»

В.-А. Моцарт «Весенняя песня»

Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»

П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка»    

Традиционные мероприятия и выступления:

  1. Концерт к Дню учителя октябрь
  2. Концерт к Дню матери декабрь
  3. Участие в городских конкурсах песенного творчества апрель
  4. Концерт к 8 марта март
  5. Выступление на городском конкурсе хоровых коллективов апрель
  6. Выступление на дне открытых дверей школы апрель
  7. Выступление на празднике Последнего звонка май
  8. Творческий отчет май

Список литературы для педагога:

1. Марисова. И.  «Хоровой класс». - М., «Музыка», 2000г.

2.Стулова Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре. – М., «Музыка»,

2004г.

3.Марисова. И. «Детский хор», вып.7 – М., «Музыка», 2000г.

4. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987.

5.Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-

М., «Классика», 2002.

6.Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.

7.Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988.

8.Менабени. «Методика обучения сольному пению».

9.Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.

10.Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.

11.Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.

.

Список литературы для обучающихся:

           1.Марисова. И. «Детский хор», вып.7 – М., «Музыка», 2000г.

             2.Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.

              3.Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.

               4.Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.

Методическое обеспечение программы

1.Репертуарные сборники детских песен.

2.Монографические сборники песен композиторов А.Адамовского, Д.Ляпина, Н.Матвиенко, С.Шамшуры, А.Пахмутовой и других.

3.Методическая литература по хоровому и вокальному воспитанию.

4.Видеозаписи с концертов народных и эстрадных исполнителей.

5.Большой фонд записей песен композиторов и народных хоров и исполнителей.

6.Сценарии детских праздников и тематических композиций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по хору

Программа по хору для эстетического отделения музыкальной школы. С 1-го по 4-й класс....

рабочая программа по хору

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а...

Программа по хору

Программа по хору...

Образовательная программа по хору

Образовательная программа хорового коллектива "Lе Soleil "...

Программа школьного хора "Серебряные голоса"

Рабочая программа школьного хора...


 

Комментарии

Ваша программа, Вера Алексеевна, может быть очень полезна для педагогов, занимающихся обучением хоровому пению, так как она апробирована не один год и даёт отличные результаты. Мне очень нравится Ваш репертуар по содержанию и разнообразию. Желаю Вам больших успехов.