Образовательная программа по хору
рабочая программа по музыке на тему

Форат Юлия Викторовна

Образовательная программа хорового коллектива "Lе Soleil "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_khor.docx61.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

 с углубленным изучением французского языка и права

Василеостровского административного

района Санкт-Петербурга

Программа принята

на педагогическом совете

протокол № _____

«___» _________2008г.

Образовательная программа

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Возраст детей: 7-12 лет.

Срок реализации - 3 года.

Автор: Форат Юлия Викторовна.

Должность: Учитель музыки.

Санкт-Петербург

2008г.

План.

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план по хору.
  3. Содержание программы дополнительного образования.
  4. Методическое обеспечение дополнительной программы.
  5. Список использованной литературы.

ПРОГРАММА ПО ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

1. Пояснительная записка.

         Детское хоровое пение — один из самых распространенных общедоступных видов музыкально-эстетического воспитание детей и юношества; это коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это возможность обратиться хоровой музыке как к источнику и способу развития ребенка. Детское хоровое пение является видом музыкального образования и, в конечном итоге, воспитания культуры человека.

         А сейчас эта проблема является особо актуальной. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

        -Социокультурный ориентир

В условиях идеологического вакуума, насаждения сомнительной массовой культуры через культуру и искусство, в данном случае — лучшие образцы мировой и отечественной классики, русскую самобытную музыку происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями.

-Обновление содержания воспитания

В современных условиях социально- экономического кризиса появляется задача не потерять ребенка, суметь воспитать в нем человеческое достоинство, жизнерадостное и оптимистическое восприятие жизни, окружающей действительности, уважительное отношение к окружающим.

       - Обновление нравственных ориентиров

Как известно, русская музыкальная культура идет от многовековой певческой традиции Православной церкви, таким образом, её песнопения с характерной мелодикой, несимметричными ритмами древних напевов, неповторимым своеобразием гармонии — наше национальное богатство и достояние, которое мы обязаны открыть для ребенка.               -Педагогическое обстоятельство

Именно в области художественно-эстетической деятельности создаются благоприятные предпосылки для воспитания на основе непреходящих общечеловеческих ценностей -любви к Отечеству, ответственности, трудолюбия, милосердия, сострадания и др.. Таким образом, содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию свободной мыслящей, всесторонне -развитой, нравственной личности, способной ценить и понимать мировые культурные и общечеловеческие ценности, быть индивидуальностью с богатыми духовными интересами, способной к высокой гуманной и творческой самоотдаче.

        В основе реализации данной образовательной программы лежат следующие

 принципы:

1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;

2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;

3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:

-развитие   музыкальности   образного  и   ассоциативного  мышления,  творческого воображения, музыкальной памяти; умственное и эмоциональное развитие ребенка.  -воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке; приобретение навыков пения по нотам;

     Программа «хоровое пение» основана на произведениях композиторов-классиков и музыке современных композиторов. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей.

Программа «Хоровое пение» имеет глубокие связи с гуманитарными дисциплинами." литературой, русским и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Особенно ценно, что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.

    Система обучения предусматривает занятия с детьми с 1 по 7 класс без отбора, два часа один раз в неделю с каждой группой.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

 Цель   программы:   Содействовать   развитию   художественного   вкуса,   творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.

 Задачи программы:

 Образовательные:

-освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;

-освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;

-освоение знаний о воздействии музыки на человека; освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью

Развивающие:

-развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки; -развивать творческую активность и творческие способности учащихся; развивать у детей стремление к творческой деятельности.

Воспитательные:

-формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества; -способствовать расширению музыкального кругозора; формировать навыки общения и культуры поведения.

Принципы обучения:

-доступности    содержательного    материала    в    соответствии    с    возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения; -последовательности и систематичности изложения;

-оптимального   сочетания   индивидуальной,   групповой   и   коллективной   форм организации педагогического процесса, хор - сплоченный коллектив.

 

Основные знания, умения, навыки

В случае успешной апробации программы «Хоровое пение» у ее участников формируется система специальных знаний и навыков, приобретаются: -опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление, -опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру,  который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.

Кроме того, учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

звукообразования в различных регистрах,

артикуляции,

дыхания,

слухового внимания и самоконтроля, выразительности пения.

Формирование хоровых навыков - единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

 В результате воспитательной деятельности учащиеся получат:

- опыт творческой деятельности;

- радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками; навыки коллективного творчества;

- возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

На уровне педагога:

- интегративность    программы  «Хоровой  пение» с программами

«Хоровое сольфеджио», «Вокал», «Мировая художественная культура»,

- участие в разного рода конкурсах,

- развитие новых форм учебно-воспитательной работы

На уровне учащегося:

- нормирование и поддержание интереса к хоровому пению

- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,

- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,

- качество выполнения учебных заданий,

- объем музыкальной эрудиции.

Способы диагностики результативности:

- тесты, беседы с детьми,

- наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных праздниках, выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса,

- предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения,

- наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.

Критерии эффективности обучения хоровому пению

Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные -занятия, концертная деятельность хора. Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.

1 год обучения

1. Такой коллектив чаще всего поет песни и несложные одноголосные хоровые произведения. Основная физиологическая особенность голосов этого возраста (7-8 лет) заключается в хрупкости,непрсрывном развитии. В этом возрасте гортань ребенка расположена выше,чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой легкостью,нежностью,высоким резонированием. Голосовая мышца находится еще в зачаточном состоянии и неспособна в должной мере регулировать работу голосовых связок,которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остается небольшая щель во всю их длину. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса.

1.Пение сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.

2. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами.

3. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование

округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от

 до – до  октавы.

4. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат,четкое произнесение согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, скороговорки.

5.  Вокальные упражнения:

- смена гласных на повторяющемся звуке,

- мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.

- трезвучия вниз и вверх,

 - небольшие мелодические обороты,

- простые поступенные секвенции.

Выразительность исполнения:

- выражение глаз, лица, мимика

-- точная и выразительная фразировка,

- соблюдение темпа, пауз, цезур.

Навыки строя и ансамбля:

1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания.

2.Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов

2 год обучения.

Постепенно развивать голосовую мышцу,аккуратно развивать крайние звуки диапазона. У учащихся 9-10 лет переход па эту стадию развития детского голоса происходит плавно,без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов. Идет интенсивное развитие голосовой мышцы. В этот возрастной период у ребенка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Этим не стоит увлекаться, чтобы не перетрудить самую развитую часть голосовых связок — её середину.

Рабочий диапазон до - ми

2. Задержка дыхания, быстрое смена дыхания между фразами в быстром темпе.

3. Соблюдение единой позиции для всех гласных, раздельное произношение одинаковых согласных.

4. Выделение логических ударений, скороговорки.

5. Соблюдение темпа, пауз, цезур.

6. Передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.

7.Несложные каноны,элементы двухголосия.

3 год обучения.

Учащиеся 3 года обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки: .

1. Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений.

2. Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы - соль второй октавы. Работа над кантиленой. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсировки.

3. Работа над дикцией. Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н», «м», а также «в», «д».

4. Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции.

Секвенционные    упражнения,    сглаживающие   регистры.    

Пение   гармонических   последовательностей.

Навыки строя и ансамбля:

1.Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без

сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание

партий по звучанию. Пение канонов.

2. Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.

3. Двухголосное исполнение гамм . Двухголосное пение интервалов.

Работа над исполнением художественного произведения.

1. Разбор художественного содержания произведения.

2. Дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое.

3. Диапазон голоса две октавы.

4.Певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.

5. Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением

звука.

6. Умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.

7. Четкая дикция.

8. Вокальные упражнения:

формирование подвижности голоса к более быстрому темпу; пение закрытым ртом;

упражнения на 51асса1о исполняются на одном дыхании; свободное владение приемом «цепного дыхания»; упражнения с более широким звукорядом (октава, децима); хроматические звукоряды;

2-х, 3-х голосные аккордовые сочетания диатонические и хроматические.

 11.Градация динамических оттенков от рр до ff. Навыки строя и ансамбля:

1. Продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Трехголосные вокальные упражнения (аккордового склада).

2. Полифонические произведения (2 -голосные) с сопровождением.

3. Исполнение секвенционных упражнений в 2-3 голоса сольфеджио и на слоги. 4.Сохранение строя при пении без сопровождения. 2-голосия.

5.С духовое внимание и самоконтроль. Работа над текстом и партиями.

2. Осознанное пение по нотам способствует прочному запоминанию хорового произведения, развитию навыка пения с листа и ускоряет процесс разучивания.

3. Правильная расстановка логических ударений в хоровом произведении. Работа над исполнением хорового произведения.

1. Анализ     художественного     содержания     произведения.     Музыкально-теоретический разбор произведения.

2. Понимание и исполнение требований руководителя-дирижера.

3.Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое произведение. Конечным результатом обучения хоровому нению является: участие в конкурсах детского музыкального творчества,

навыки домашнего музицирования,-хор, владеющий классическим вокально-хоровым репертуаром (Юпроизведений в год ),

формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции.

Формы подведения итогов реализации

Дополнительной образовательной программы

По программе «Хоровое пение» осуществляются следующие виды контроля:

 предварительный - выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей,

 текущий контроль - систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения,

 итоговый контроль - чистота интонирования на концертных мероприятиях, итоговых конкурсах.

Формы проверки

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются: сольные выступления, хоровые конкурсы,

полугодовые и годовые отчетные концерты.

2. Учебно-тематический план.

Первый год обучения.

Содержание и виды работ

Общее

Теория

Практика

кол-во

часов

1 .Пение произведений.

56

2

54 ;

2.Пение учебно-тренировочного материала.

6

2

4

5.Слушание музыки.

4

1

3

4.Хоровое сольфеджио.

6

2

4

Итого:

72

4

68 ( 204)

Второй год обучения.

Содержание и виды работ

Общее

Теория

Практика

кол-во

часов

1.Пение произведений.

56

2

54

2.Пение учебно-тренировочного материала.

6

2

4

3.Слушание музыки.

4

1

3

4.Хоровое сольфеджио.

6

2

4

Итого:

72

4

68

Третий год обучения.

Содержание и виды работ

Общее

Теория

Практика

кол-во

часов

1.Пение произведений.

56

2

54

2.Пение учебно-тренировочного материала.

6

2

4

3.Слушание музыки.

4

1

3

4.Хоровое сольфеджио.

6

2

4

Итого:

72

4

68

3. Содержание дополнительной образовательной программы.

 1.Пение произведений.

Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и а сареlla Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

2.Пение учебно-тренировочного материала.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

3.Слушание музыки.

Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

4.Элементы хорового сольфеджио.

Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных, канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Хоровое пение» включает в себя описание: -приемов развития слуха и голоса, -методов вокально-хорового воспитания детей, -форм проведения уроков, -дидактического материала.

Приемы развития слуха и голоса:

1. Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в фальцетном и грудном регистре.

2. Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания.

3. Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий, песен.

4. Пение без сопровождения.

5.Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.

6. Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.

7.Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.

8. Выразительная фразировка, логические ударения.

9. Сознательное управление дыханием, верхним небом, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.

10. Самоконтроль и самооценка в процессе пения.

11. Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор. В работе используются следующие методы вокально-хорового воспитания детей фонетический метод показа и подражания.

мысленного пения.

индивидуальные занятия с солистами и ансамблями. Дидактический материал включает в себя:

хрестоматии вокально-хорового репертуара для 1-7 классов (репертуарные списки прилагаются),

комплекты хоровых партитур

информационно-познавательные листы о творчестве композиторов, об известных

произведениях и т. д.

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Поскольку в программе «Хоровое пение» участвуют все дети(по желанию) без исключения, деятельность педагога дополнительного образования, детей и родителей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности сторон.

Совместная деятельность педагога дополнительного образования, родителей и детей строится:

по совместному планированию и организации открытых занятий, концертной деятельности, конкурсов,

по организации поездок на конкурсы и концерты,

по изучению и диагностике учащихся и их родителей,

по индивидуальной работе педагога с родителями учащихся.

Примерный репертуарный список.

1 год обучения.

а) Одноголосие и одноголосие с элементами двухголосия

Народные песни

Русские:      

«Во поле березка стояла»

«Я на камушке сижу»

«Не летай соловей»

Белорусская: «Перепеломка»

Латышская: «Медвеженок»

Произведения композиторов-классиков

Гречанинов «Колыбельная»

Бах «За рекою старый дом»

 Брамс «Колыбельная»

Бетховен «Малиновка»

Григ «Заход солнца»

2 год обучения

Произведения современных авторов

Суханов «Зеленая карета»

Киктс «Синеглазка»

Чичков «У мамы день рожденья»

Крылатов «Крылатые качели»

Шаинский «Пожалуйста, не жалуйся»

б) двухголосие и двухголосие с элементами трехголосия.

Народные песни

Русские:      

 «У ворот»

«Со вьюном я хожу» «А я по лугу»

Эстонская: «У каждого свой музыкальный инструмент»

 Норвежская: «Камертон»

 Американская: «Прожить бы весь век»

Произведения композиторов-классиков

Чайковский: «Песня о счастье» из оперы «Орлеанская дева»

Моцарт: «Послушай, как звуки хрустально чисты» хор из оперы «Волшебная флейта»

Шуберт: «Ручей»

Гречанинов: «Призыв весны», «В чистом поле» Калинников: «Сосны»

Проведения современных авторов

Лаптева «Тарарам»

Чнчков «Здравствуйте, здравствуйте»

Струве «Красавица Аленушка»

Подгаыц «Колокольчик»

Славкин «Вечерний дождь»

3 год обучения

Народные песни

Русские:       «Ты река ль»

«В сыром бору тропина»

«Во зеленом, во бору»

Латышская: «Вей, ветерок»

Украинские: «Длинноногий журавель», «Щедрик»

Произведения композиторов- классиков

Анцев «Колокольчики»

Рубинштейн «Горные вершины»

Римский-Корсаков «Высота ль, высота» хор из оперы «Садко»

Бриттен «Канон»

Глинка«Венецианская ночь»

Произведения современных авторов

Струве «Музыкальный корабль»

Лаптева «Журавли  на Великой»

Трофимов «Песнь об Ольге»

Чичков «Солдатские звезды»

5. Список использованной литературы.

1. Краснощекое В. «Вопросы хороведения» «Музыка» М. 1969.

2. Соколов В. «Хороведение» «Советская Россия» М. 1971.

3. Кабкова Е. «Программа музыкального развития» М. 1991.

4. Савадерова А. «Хоровая работа на уроке музыки» Ч. 1989.

5. «Руководителю хора о его профессии» Л. 1986.

6. Чепуров «Музыка и пение в школе» «Просвещение» М. 1975.

7. Лихоманова «Работа хормейстера» СПб. 1998.

8. Гончаров И. «Действительность и искусство» М. 1975.

9. «Музыкальное воспитание в школе» вып. 14 М. 1989.

10. «Музыкальное воспитание в школе» вып. 13 М. 1988.

1 1. Дмитриева Л. «Методика музыкального воспитания в школе» М. 1979.

12. Алиев Ю. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» М. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по хору

Программа по хору для эстетического отделения музыкальной школы. С 1-го по 4-й класс....

рабочая программа по хору

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а...

Программа по хору

Программа по хору...

Образовательная программа дополнительного образования студии детского эстрадного хора "ReVeR" (модифицированная)

Образовательная программа дополнительного образования детей СТУДИЯ ЭСТРАДНОГО ХОРА "ReVeR" (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) саставлена на основе программы по вокалу "Гармония" педагога ПДО Медве...