Проект. Создание музыкального спектакля.
проект по музыке (9 класс) на тему

Петрикова Ольга Вадимовна

Музыкальные картины по опере Чайковского "Евгений Онегин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_postanovka_muzykalnogo_spektaklya.docx30.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                     Проект.

            Постановка музыкального спектакля.

ОПЕРА П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

Цель: Познакомить учащихся с оперой Чайковского «Евгений Онегин».

Все участники проекта были разделены по желанию на несколько групп.

1 Поисковая группа. Задачи: Найти и кратко изложить историю создания оперы Чайковского.

2. Сценарная группа. Задачи: Написать сценарий спектакля.

3. Актёрская группа. Задачи: Выучить роли и продумать мизансцены.

4.Музыкальные редакторы. Задачи: Прослушать оперу «Евгений Онегин» в записи, отобрать и записать музыку к спектаклю.

5. Оформительская группа. Задачи: Продумать оформление спектакля: реквизит, костюмы, декорации.

Все группы работали под руководством педагога. Спектакль был поставлен методом живых картин.

Когда звучала музыка, герои застывали в продуманных позах. Все музыкальные фрагменты шли в записи.

Получилось очень красиво и одухотворённо.

 Сценарий.

 На  экране  портрет Чайковского.

Ведущие:

-Во всей русской оперной литературе трудно назвать
другое произведение, которое так любимо в нашей стране,
как опера «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского на
сюжет одноимённого романа Пушкина.

Уже много десятков лет прошло со времени сценической
премьеры этой оперы, а музыка, красота и богатство ее 

 мелодий продолжают доставлять  радость  миллионам
людей.

Звучит вступление к опере.

-Чайковский вспомнил недавний разговор у певицы
Лавровской :

--Почему бы вам не воскресить прекрасный сюжет?
--Какой?

--Чудесную поэму Пушкина «Евгений Онегин».

Чайковский  давно не перечитывал «Евгения Онегина» и знал с пятого на десятое отдельные места, запомнившиеся с тех пор, как приходилось писать сочинения на эту тему в
Училище правоведения.

Теперь вспомнились забытые строки:
.... Скажи: которая Татьяна?

Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана ...

Он вспомнил и рисунок художника Микешина: Татьяна
перед замёрзшим окном, грациозная в своей милой
простоте и задумчивости.

Татьяна пред окном стояла,

На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

И другое место поэмы:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной 

Казалась девочкой чужой,

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна,
Сидела молча у окна
,

Чайковский думал:

«Композиторы ищут для своих опер героические,

. фантастические сюжеты. И никому из них не приходило
ещё в голову взять обыденную жизнь среднего человека.
Что если попытаться изобразить жизнь, которая близка
всем, которую мы все знаем.»

Пётр ИЛЬИЧ поспешил к букинисту достать необходимый
ТОМ Пушкина. Долго пришлось искать.

Наконец, вечером на развале у Сухаревой башни,

в груде книжного старья он нашёл маленький томик
Пушкина.

-Чайковский просидел над книгой всю ночь. Он читал и
перечитывал знакомые страницы.

--«Какая бездна поэзии в «Онегине» -я не заблуждаюсь, я
знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в
этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота
сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с
лихвой все недостатки» -так писал Чайковский своему
брату.

Любимая героиня Чайковского- Татьяна--полная чистой женственной красоты девическая душа, ещё не тронутая прикосновением к действительной жизни ... мечтательная натура, ищущая смутно идеала и страстно гоняющаяся за ним. (определение данное ей Чайковским.) 

Действие первое. На экране сад, старый дом.

Усадьба Лариных. Ларина и няня варят варенье. Из
раскрытых
окон дома слышна песня Татьяны и Ольги.
(Слыхали ль вы?)

--Ларина: Они поют,  и я, бывало,
В давно прошедшие года-
Ты помнить ли? -и я певала.
--Няня--Вы были молоды тогда.

( На сцену вбегает Ольга, ласкается к матери.  Задумчиво входит Татьяна, устраивается с книжкой у окна.   )

Приезжают гости -Онегин и Ленский.
--Онегин: Скажи, которая Татьяна?

-Ленский : Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана!
Вошла и села у окна.

Онегин--Неужто ты влюблён в меньшую?

--А что?

--я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт!
А чертах у Ольги жизни нет!

-Ленский-- Ах, милый друг, волна и камень?
Стихи и проза,
лёд и пламень

Не столь различны меж собой!

Ленский подходит к Ольге и медленно отводит её.

(Звучит ариозо Ленского «Я люблю Вас, Ольга»)

Татьяна  смотрит на Онегина.

Вторая картина 1 действия.

Комната Татьяны. Ночь. На сцене стол, стул, перо, бумага.

 Оркестровое вступление рисует
любовное томление Татьяны.

-Татьяна- Не спится няня: здесь так душно!

Открой окно и сядь ко мне 
-- Что, Таня, что с тобой? 

--Мне скучно, поговорим о старине.

--о чём же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про духов злых
и про девиц,
А ныне всё темно мне стало:

Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло!

---Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?

.... и. полно, Таня! В наши лета
Мы не слыхали про любовь,

А то покойница свекровь

Меня бы согнала со света!

-- Да как же ты венчалась, няня?

--Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха к моей родне,
И, наконец, благословил меня отец.

Я горько плакала от страха,

Мне с плачем косу расплели

И с пеньем в церковь повели.

И вот, ввели в семью чужую ...

Да ты не слушаешь меня!

-Татьяна—Ах няня, няня, я страдаю, я тоскую,

Мне ТОШНО, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!
-Няня- Дитя моё, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь ...

-Татьяна- Я  не больна,

Я знаешь, НЯНЯ, влюблена.  Оставь меня ...

(Татьяна садится за стол, берётся за перо.

-Татьяна - Я вам пишу , чего же боле, что я могу ещё сказать,

Теперь я знаю, в вашей воле, меня презреньем наказать.

(Татьяна задумывается, а потом начинает писать.)  

(Звучит Сцена письма)

               Третья картина.

На экране сад у Лариных. Татьяна взволнованно ходит по сцене.

(«Здесь он, здесь, Евгений») Входит Онегин. Холодно и рассудительно он разрушает надежды Татьяны. Она сидит опустив голову, а Онегин стоит повернувшись  к  Татьяне.  

(«Когда бы жизнь домашним кругом.)

     

                 Второе действие.

Звучит вальс. Гости танцуют.

Онегин танцует с Ольгой.

Татьяна грустно стоит у одной кулисы, Ленский у другой.

Онегин подходит к Ленскому

-Ты не танцуешь, Ленский?

      Чайльд Гарольдом стоишь каким то!

Что с тобой?
-Ленский- со мной ничего.
Любуюсь
я тобой,

Какой ты друг прекрасный!
-Онегин--Каково?

Не ожидал признанья я такого
За что ты дуешься?

--Я дуюсь? О, нимало!

Любуюсь я как слов своих игрой

и светской болтовнёй
Ты кружишь головы

И девочек смущаешь
Покой душевный.

Видно для тебя одной Татьяны мало,
Из любви ко мне ты верно хочешь
Ольгу погубить,

Смутить её покой,

А там смеяться над нею же.
Ах! Как честно это!

-Онегин--Что? Да ты с ума сошёл!

-Ленский-Прекрасно! Меня ж ты оскорбляешь,

И меня же ты зовёшь помешанным!
Онегин! Вы больше мне не друг!

Быть близким с вами я не желаю больше!
я, я презираю вас!

-Ларина: О боже! В нашем доме!
(Ариозо Ленского
« В вашем доме») 

Вторая картина 2 действия.

На  экране снежная равнина.

Ленский ходит по сцене.

(Ария Ленского «Куда, куда вы удалились».)
- Появляется Онегин.

--Враги! Давно ли друг от друга

Нас жажда крови развела?
Давно ли мы часы досуга,

Трапезу, и мысли, и дела делили дружно?
Ныне злобно, врагам наследственным подобно,
Мы друг для друга в тишине

Готовим гибель хладнокровно.

Ах! Не засмеяться ль нам , пока

Не обагрилася  рука,

Не  разойтись ли полюбовно?
-Ленский -Нет, нет, нет, нет!

Секунданты подают пистолеты.
----Теперь сходитесь!

(Противники делают 4 шага вперёд. Раздаётся выстрел.  Ленский падает.)
-Секунданты--Убит?

--Убит! (немая сцена).

Музыка.

                 Действие третье.                                                                         На экране парадный зал дворца.                                                  Бал. Гости танцуют полонез.
-Онегин.-И здесь мне скучно!
Блеск и суета большого света

Не рассеют вечной, томительной тоски!
Убив на поединке друга,

Дожив без цела, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь бездействием досуга.

Без службы, без жены, без дел,

Себя занять я не сумел!

Мной овладело беспокойство,
Охота  
к перемене мест

Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольных крест
!
Оставил я свои селенья,

Где окровавленная тень

Ко мне являлась каждый день!
Я начал странствия без цели,
Доступный чувству одному ...

 И что ж? К несчастью моему,
И странствия мне надоели!

Я возвратился ---и попал.

Как Чацкий, с корабля на бал! 

Входит Гремин с Татьяной.

Гости: Княгиня Гремина!

Смотрите, смотрите!
--Которая?

--Сюда взгляните!

Вот та что села у стола

        ,         ,

Беспечной прелестью мила,

-Онегин: Ужель Татьяна? ... ТОЧНО! .. Нет ..
Как! Из глуши степных селений?

Не может БЫТЬ ... Не может быть ..

И как проста, как величава, как небрежна!
Царицей кажется она!

Татъяна--Скажите, кто это там, с мужем? Не разгляжу!

-Гости---Чудак притворный 
Печальный, странный сумасброд.
В чужих краях он был .. И
 вот,
Вернулся к нам теперь Онегин!
--Евгений?

--Он известен вам?

--Сосед он по деревне нам.

Онегин отводит Гремина в сторону -Скажи мне, князь, не знаешь ты, -Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?

--Ага давно ты не был в свете!

Постой, тебя представлю я.

-- Да кто она?

--Жена моя. 

Подходят к Татьяне.

----Мой друг, позволь тебе представить
Родню и друга моего, Онегина!

-- Я очень рада.

Встречались прежде с вами мы!
-Онегин -В деревне .. да .. давно!

-Татьяна -Откуда? Уж не из наших ли сторон?

-Онегин-о нет! Из дальних странствий я возвратился.

--И давно?

--Сегодня. (Уходит)

-Онегин: Ужель та самая Татьяна,
Которой я наедине,

В глухой, далёкой стороне,

В благом пылу нравоученья.

Читал когда-то наставления?

Та девочка, которой я
Пренебрегал  в смиренной доле?
ужели то она была,

Так равнодушна, так смела?

Но что со мной? Я как во сне!
Что шевельнулось в глубине
 
Души холодной и ленивой?
Досада? .. Суетность! Иль,  вновь,  забота юности-любовь?
(Звучит «Увы сомненья нет»)

Онегин уходит.

Звучит Экосез.
Татьяна одна:

О, как мне тяжело! Опять Онегин

Стал на пути моём, как призрак беспощадный!
Он взором огненным мне душу возмутил,

Он страсть заглохшую так живо воскресил,
Как- будто снова девочкой я стала,

Как будто с ним меня ничто не разлучало!

Онегин входит и падает па колени.
Татьяна --Довольно, встаньте!

Я должна вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее нас судьба свела,
И так смиренно урок ваш выслушала я!
(Звучит «Онегин, я тогда моложе» )
Татьяна --·Я плачу!

Онегин--Плачьте! Эти слёзы

Дороже всех сокровищ мира!
-Татьяна -Ах! Счастье было так возможно,
Так  близко!

Но судьба моя уж решена,

Я вышла замуж: вы должны,
Я
вас прошу, меня оставить!
-Онегин -О сжальтесь!

Татьяна--Прошлого не воротить!

 Я отдана теперь другому,
Моя судьба уж решена:

Я буду век ему верна!
-Онегин -Позор! Тоска!

О, жалкий жребий мой!




4



2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карнавал животных (музыкальный спектакль)

Обучающиеся начальных классов узнают, что средствами музыки можно выразить чувства, изобразить животных...

Сценарий музыкального спектакля "Похититель красок"

Представьте, что в один прекрасный день наш яркий красочный мир обесцветился, всё вокруг стало серым и безжизненным.А вызов тёмным силам бросила самая обыкновенная девочка, отправ...

Сценарий музыкального спектакля

Музыкальный спектакль «Путешествие по сказкам» 3 классДействующие лица: детский хор, Шапокляк, Аладдин, Золушка, Вахтер, баба Дуня, Дед, Баба, почтальон Печкин, врач, лиса Алиса, кот ...

Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)

Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)Цель...

Презентация к проекту «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся».

Презентация к проекту «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся»....

Создание и постановка музыкального спектакля «ВОЛЧЬЕ ЛЫКО».

Любая встреча детей с миром искусства дарит им радость и вдохновляет на творчество. Особенно ценно  в такой встрече то, что в каждом из них пробуждаются самые лучшие и прекрасные чувства. Дети вд...