статья "Формирование музыкальной культуры личности школьников во внеурочной деятельности"
статья по музыке на тему

Фролова Татьяна Александровна

Внеурочные занятия в школьных вокальных или хоровых кружках являются эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frolova_t.a.formir-nie_muz.kultury.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование музыкальной культуры личности школьников

во внеурочной деятельности

Фролова Татьяна Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 им.М.П.Кочнева

г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия)

«Как гимнастика выпрямляет тело,

 так музыка выпрямляет душу человека»

 (В.А.Сухомлинский)

В период серьезных социальных преобразований в обществе все более приоритетное значение приобретают гуманистические ценности в жизни людей. Одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой отдельной личности, является музыкальное образование.  Именно музыкальная деятельность в большей степени обладает возможностями закладки психического фундамента для многомерного развития личности, ее креативных способностей, гармонии тела и души, самореализации в культуре и выстраивания внутреннего личностного пространства.

Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Перед учителем встает задача в предоставлении такой возможности реализации в той или иной области музыкального искусства и тем самым способствовать развитию музыкальной культуры личности школьника.

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. Очевидно, что музыкальная культура школьников зависит не только от качества произведений, но и от интенсивности общения с ними; а также от индивидуальных особенностей учащихся.

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностям искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно развить музыкальные способности детей.

Пение является ведущим способом активной музыкальной деятельности. Певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребёнок.

  На мой взгляд, именно пение, а особенно совместное, создаёт вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, формирует строй души, способной к восприятию и сопереживанию. Пение сольное и в ансамбле, под музыкальную фонограмму и с микрофоном, постановка концертных номеров, - такой вид музыкальной деятельности привлекает детей яркостью и возможностью проявить свои творческие способности.

Самые простые исполнительские навыки требуют целенаправленного их формирования, поэтому условием успешной коллективной музыкально-творческой деятельности является планомерность, последовательность, системность и увлеченность работы.

Обязательным элементом на занятиях во внеурочной деятельности является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту учащихся, позволит решить воспитательные задачи.

В процессе обучения необходимо создать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Для отслеживания формирования музыкальной культуры учащихся использовались следующие параметры:  

  • потребность в музыке  - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;
  • эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
  • музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
  • оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Результаты диагностики показали положительную динамику в формировании музыкальной культуры личности учащихся. При этом учащиеся, которые занимаются в вокальном ансамбле более трех лет, имеют выше показатели музыкальной культуры, чем ребята, которые занимаются в кружке недавно.

В своих анкетах участники указали, что занятия в вокальном кружке помогают не только развивать музыкальные способности, но и воспитывают в них чувство уверенности и сплоченности, дают массу положительных эмоций, способствуют раскрытию и реализации своих возможностей на сцене.

Внеклассные занятия по музыке как форма дополнительного образования являются эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся, так как:

  • формируют духовный мир ребенка, расширяют его нравственные представления;
  • развивают вокально-певческие навыки, художественное воображение, музыкальные и творческие способности учащихся;
  • формируют  музыкальные вкусы и интересы учащихся, самостоятельность и творческую активность; 
  • способствуют реализации интересов и потребностей, творческому самовыражению ребёнка.
  • оказывают влияние на развитие личности в целом.

Формирование музыкальной культуры учащегося не только способно выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.

Список литературы

1) Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.

2) Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.

3) Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб.пособие для студ.муз.фак.педвузов. -  М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

4) Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая
культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч.
тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989. – с.150.

5) Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.

6) Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. Пособие для студ. нач. фак. Педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с.

7) Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова и др. – М., AcademiA, 1998. – 234с.

8) Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 104с.

9) Суязова Г.А. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008. – 138с.

10) Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студ.муз.фак. и отд.высш. и сред.пед.учеб.заведений . - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232с.

11) Школяр Л.В., Красильникова Е.Д., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336с.

12) Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. - М.: Музыка, 1989. – 175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский тимбилдинг на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Как сдружить одноклассников - эта проблема волнует и классных руководителей, и учителей, и родителей. Учителям с дружным классом работать легче, детям в дружном классе приятнее учиться. Для того, чтоб...

Развитие творческой личности через внеурочную деятельность детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность темы проекта в том, что, активизируя творческую деятельность обучающихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Ориентиру...

Развитие музыкальных способностей учащихся во внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Обобщение опыта "Развитие музыкальной культуры обучающихся на внеурочных занятиях".

Обобщение опыта "Развитие музыкальной культуры обучающихся на внеурочных занятиях"....

Эстетические аспекты музыкальной культуры личности

Определение сущности и содержания категории «музыкальная культура личности» возможно через раскрытие содержания основных понятий и их производных....