Эстетические аспекты музыкальной культуры личности
методическая разработка по музыке

Домников Андрей Николаевич

Определение сущности и содержания категории «музыкальная культура личности» возможно через раскрытие содержания основных понятий и их производных.
         Само понятие «культура» представим через высказывание А.Швейцера, который определил ее следующим образом: «Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».
Стабилизирующим фактором культуры выступает культурная традиция. Благодаря ей происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение может актуализировать этот опыт, опираясь в своей репродуктивной и творческой деятельности на созданное предшествующими поколениями.
         Непосредственное отношение к музыкально-образовательной области имеет гуманитарная составляющая культуры. Гуманитарная культура, выступающая в формах религии, философии, искусства, нравственности и др., представляет собой важнейшую часть духовного производства, процесс и результат выработки идей, мировоззрений, ценностей, теорий, критерий духовного богатства общества и личности.
         Одним из центральных звеньев гуманизации и гуманитаризации современной системы образования выступает эстетическое воспитание. Категория «эстетическое» - чувствующий, обозначает специфическую сферу явлений общественной жизни и форму их оценки. Эстетическое воспитание, призванное оказывать общее гуманизирующее влияние на духовный мир людей и человеческие отношения, направленное на развитие и использование всех творческих способностей человека, предполагает, в первую очередь, формирование определенной системы ценностей и установок, помогающей всесторонне активно воспринимать и правильно оценивать явления действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskie_aspekty_muzykalnoy_kultury_lichnosti.docx28.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эстетические аспекты музыкальной культуры личности

         Определение сущности и содержания категории «музыкальная культура личности» возможно через раскрытие содержания основных понятий и их производных.
        Само понятие «культура» представим через высказывание А.Швейцера, который определил ее следующим образом: «Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».
Стабилизирующим фактором культуры выступает культурная традиция. Благодаря ей происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение может актуализировать этот опыт, опираясь в своей репродуктивной и творческой деятельности на созданное предшествующими поколениями.
        Непосредственное отношение к музыкально-образовательной области имеет гуманитарная составляющая культуры. Гуманитарная культура, выступающая в формах религии, философии, искусства, нравственности и др., представляет собой важнейшую часть духовного производства, процесс и результат выработки идей, мировоззрений, ценностей, теорий, критерий духовного богатства общества и личности.
        Одним из центральных звеньев гуманизации и гуманитаризации современной системы образования выступает эстетическое воспитание. Категория «эстетическое» - чувствующий, обозначает специфическую сферу явлений общественной жизни и форму их оценки. Эстетическое воспитание, призванное оказывать общее гуманизирующее влияние на духовный мир людей и человеческие отношения, направленное на развитие и использование всех творческих способностей человека, предполагает, в первую очередь, формирование определенной системы ценностей и установок, помогающей всесторонне активно воспринимать и правильно оценивать явления действительности.

         Основной целью эстетического воспитания выступает эстетическая культура личности, которую можно представить как единство трех взаимосвязанных и взаимообусловленных частей:
1. Эстетические чувства и эмоции как исходные компоненты и основы эстетического сознания, всей эстетической культуры человека, эстетических оценок, вкусов и идеалов как высших компонентов эстетического сознания.
2. Знания, являющиеся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека.
3. Умения, развитые способности, творческие навыки, необходимые для развертывания эстетических моментов, аспектов во всех видах и формах деятельности.

        Эстетическую культуру личности необходимо рассматривать как ее интегративное качество. Все компоненты данного интегративного образования связаны между собой через чувства, интеллект и волю как механизм саморегуляции и самоуправления личности. Формировать эстетические чувства – это значит воспитывать человека в целом. Эти чувства возникают и развиваются на основе потребностей личности, синтеза знаний и переживаний.
        Таким образом, 
эстетическая культура личности представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное единство эстетических чувств, знаний, убеждений, навыков, норм деятельности и поведения. Все компоненты эстетической культуры функционально определяют друг друга: знания детерминируют кругозор личности, убеждения – направленность эстетических оценок, взглядов и вкусов, эстетические чувства – эмоциональную наполненность жизнедеятельности и т.д. Подтверждением этому положению служит высказывание Б.Г.Ананьева о том, что способность эстетически видеть, слышать связана со способностью оценивать и эта способность чувственного «суждения», чувственных оценок формируется в жизненном опыте личности.

          Музыкальная деятельность младших школьников диктует необходимость раскрыть сущность исследуемого нами такого компонента эстетической культуры, как музыкальная культура. Ее сложная система, включает в себя: 1) музыкальные ценности, создаваемые и сохраняемые в социуме; 2) виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению и восприятию этих ценностей; 3) субъектов музыкальной деятельности, чей духовно-практический опыт и потенциал обеспечивают успешность ее функционирования.
        В свою очередь, степень освоенности человеком музыкальных ценностей характеризует его личностную музыкальную культуру, что позволяет в области музыкальной педагогики выявить своеобразие содержания музыкальной культуры, формы ее проявления и сферы воздействия на личность.
Качественный уровень музыкальной культуры детерминирован феноменами художественной культуры и, в частности, искусством.

         Искусство, являясь способом творчества красоты и гармонии, есть способ человеческого овладения действительностью с помощью ее осмысления в особой образной форме. В искусстве заключены два огромных человеческих опыта. Во-первых, это профессиональный опыт данного искусства и, во-вторых, человековедческий, эмоционально-нравственный опыт человечества – есть форма и содержание искусства. Произведения искусства являются предпосылками эстетического опыта человека. Необходимость такого опыта обусловлена тем, что он ведет к целостности зрелости личности и помогает росту творческих способностей, которые могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности.
        Важная роль искусства в эстетическом развитии личности определяется тем, что оно раскрывает, обобщает, систематизирует и передает в доступном множеству людей виде исторический опыт эстетических отношений человека к действительности. При этом искусство рождает у человека эстетические эмоции и эстетическое наслаждение, вызывает новый прилив интеллектуальных и физических сил, что и делает искусство особенно эффективным и незаменимым средством эстетического воспитания.
        Само взаимодействие с произведением искусства является особой деятельностью, специфика которой заключается в том, что в ней сливаются в нераздельное целое четыре основных вида деятельности: познание, оценка, преобразование, обобщение. К тому же искусство представляет собой ярко выраженную область творческой деятельности человека, что само по себе выражает важнейший критерий художественного, эстетического отношения к действительности.
        Музыкальное искусство содержит в себе особый художественный опыт человечества, который заключается в индивидуально-творческом отображении и познании действительности, в чувственном постижении высших ценностей человеческого бытия, мировоззрения, исторической эпохи, творчества отдельного композитора и т.д. Особая роль музыкального искусства в эстетическом становлении личности обусловлена его возможностями наиболее полно и глубоко воздействовать на эмоциональную сферу человека, способствовать формированию таких сторон и тончайших граней эстетического отношения, которые не подвластны другим видам искусства.

         В социологическом аспекте музыкальное искусство реализует две основные функции - воспитательную и эстетическую, соединяющиеся в единую воспитательно-эстетическую функцию. В силу безграничных возможностей эмоционального воздействия музыки данная функция доминирует над всеми другими, так как служит формированию всего духовного мира человека.
        Центральным звеном музыкально культуры личности выступает эстетическое сознание, являющееся, внутренним идеальным планом музыкальной деятельности и включающее в себя целостную совокупность таких эстетически окрашенных слагаемых, как музыкальные эмоции, оценки, идеалы, вкусы, потребности, интересы и т.д. Благодаря этому сознанию происходит постижение музыкальных явлений и своих собственных впечатлений от соприкосновения с миром музыки.
        Благодаря эстетическим чувствам музыкальное искусство предоставляет человеку возможность обогатиться опытом многих поколений людей, сделать его фактом собственного художественного опыта. Эстетическая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость лежат в основании музыкальной культуры личности, определяя культурное будущее личности в целом.
        Если переживание музыки основывается на эмоциях и чувствах, то его осмысление базируется на художественном опыте, представлениях, понятиях. В результате переживания и осмысления создается эстетическая оценка как единство чувственного и логического в восприятии музыки. Эстетическая оценка, рассматриваемая как способ осознания и освоения ценностей музыкального искусства, предполагает обнаружение и исследование его эстетических достоинств, их степени и интенсивности.
        Эмоционально-оценочное отношение музыканта к музыке выражается в двух формах: в эмоционально-образном словесном суждении и художественно-исполнительской интерпретации и предполагает наличие у субъекта музыкальных способностей. Последние, предстают в качестве индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям музыкальной деятельности и являющихся условием успешного ее выполнения.
Отсюда можем с уверенностью предположить, что специфическим показателем музыкальной культуры является наличие музыкальности, которую представляем как комплекс способностей, требующийся для занятий именно музыкальной деятельностью. Ядро музыкальности составляют ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Музыкальная психология утверждает, что 
на эффективность музыкальной деятельности оказывают существенное влияние творческое воображение, внимание, творческая воля и т.д. Эти процессы протекают на фоне активной мыслительной работы. Все формы музыкального мышления осуществляются на базе музыкального языка, который выступает в творчестве как система устойчивых типов звукосочетаний в совокупности с принципами и нормами их употребления.
        Главным показателем уровня оценочных эстетических представлений личности является характер ее эстетических идеалов, в которых конкретизируются эстетические потребности, вкусы, оценки, взгляды общества на сущность эстетического в музыкальном искусстве. Становление эстетического сознания личности предполагает необходимость ориентации на наивысшую ценность, то должное, которое могло бы служить эталоном для оценки музыкальных явлений. В роли подобного эталона служит эстетический идеал, который предстает как конкретно-чувственное представление о типе, образце, модели эстетического совершенства и вместе с тем как конкретно-чувственное выражение высшей цели эстетической деятельности.
          Эстетический идеал выступает в качестве важнейшего критерия оценки, так как выражает представления личности о должной красоте, эстетическом совершенстве, норме, образце и т.д. Оценка произведения музыкального искусства зависит от того, какова связь предмета оценки с идеалом, насколько данное произведение соответствует личностным представлениям о должной эстетической ценности.
        Постижение человеком эстетического идеала, заложенного в музыкальном произведении, возможно лишь при наличии у субъекта познания эстетического вкуса. Эстетический идеал ценностно ориентирует и определяет направленность вкусовых предпочтений в ситуации выбора. В связи с этим эстетический идеал, характеризуется как доминанта эстетического вкуса.
        Музыкально-эстетический вкус личности предстает, с одной стороны, как способность высказывать суждения об эстетических достоинствах художественной и музыкальной культуры, с другой - как выражение переживания, выявление субъективного начала личности. Специально организованная и самообразовательная музыкальная деятельность личности по изучению музыкального наследия и современных тенденций развития музыкальной культуры позволяет не только освоить многие художественные явления музыкального искусства, познать особенности музыкального языка и мышления, но и подготавливает фундамент для воспитания эстетического вкуса у субъектов музыкальной деятельности.
        Сформированность эстетических идеалов и вкусов в определяющей степени обусловливает уровень эстетических потребностей и интересов личности в области музыкального искусства. Эстетическая потребность является детерминантой музыкальной деятельности. В число существенных аспектов эстетической потребности входят: сознательное стремление человека к красоте; гедонистический компонент музыкальной деятельности; потребность ощущать музыку и себя через эстетические идеалы; стремление к освоению совершенных музыкальных явлений и т.д.  
        Музыкальная деятельность совершается под воздействием определенных потребностей и интересов. Интерес к творческой музыкальной деятельности является движущей силой, под влиянием которого, все психические процессы протекают наиболее интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Музыкально-эстетический интерес личности представляет собой личностную избирательную направленность на творческое освоение и созидание музыкальных ценностей, ее приобщение к художественному миру музыкальной культуры, стремление заниматься именно данной творческой деятельностью, окрашенной эмоциональными отношениями.
        Фундаментальной составляющей музыкальной культуры личности является система музыкальных знаний. Уровень музыкальной культуры личности во многом характеризуется ее способностью понимать язык различных видов искусств и отдельных произведений с целью определения значения и места данного явления в художественной культуре общества. Семантическая сторона познаваемого эстетического (музыкального) объекта, его ценностное содержание анализируется посредством интеллекта. Однако гораздо важнее, чтобы подобный анализ не ограничивался только познанием произведения действительности, а вел к пониманию средств, с помощью которых художник выразил эту действительность.
        То есть речь должна идти о прочувствованных, эстетически окрашенных знаниях, приобретенных на основе мысли и чувства, анализа и синтеза. В совокупность таких знаний входят и музыкально-слуховые представления, и переживания, и представления мировоззренческого, нравственного, эстетического порядка. Знания о мировой художественной культуре, путей ее исторического становления и выразительных средств различных видов искусства, подкрепленные эстетическими переживаниями личности, становятся убеждениями. А в качестве сопутствующего результата выступает активизация музыкально-эстетического сознания и музыкальной деятельности личности. Критерием эффективности данного процесса является не только обогащение художественного интеллекта человека, но и его умения отбирать из информационно-музыкального потока подлинно эстетические явления и ценности, являющиеся основой убеждений, идеалов, поведения и творческой деятельности.

        

Деятельностный аспект музыкально культуры личности в исполнительском плане представлен различными видами творческой музыкальной деятельности.
В музыкальной деятельности в первую очередь выступает такая ее сторона, как творческое восприятие музыкального явления. Это связано с тем, что в музыкальном произведении уже заключен опыт познавательно-оценочной деятельности его автора. Сотворчество возможно лишь в том случае, когда эмоциональные переживания композитора созвучны с эмоциональными переживаниями слушателя, исполнителя. Следовательно, субъективность музыкального восприятия потенциально заложена в объективном содержании музыкального произведения. Поэтому вне личностного отношения творческое постижение музыкальных образов невозможно.
        Процесс творческого воспроизведения музыки требует не только глубины и тонкости его восприятия, но и специфических исполнительских способностей. Творческое исполнение осуществляется в ходе решения вопросов художественной интерпретации музыкальных произведений, когда исполнитель должен сформулировать проблему творческого замысла и разрешить ее.
        Музыкальная деятельность младших школьников должна основываться не только на вере в себя, но и понимании всего значения общей культуры, традиции, школы. Именно стремление ребенка к высокой музыкально-эстетической культуре может обусловить легкость и яркость проявления начинающего музыканта в музыкальном искусстве, значимость и многогранность его образов и ассоциаций.
        Импровизация в музыкально-исполнительском аспекте предполагает наличие у начинающего музыканта умений читать ноты с листа, транспонировать, подбирать по слуху, собственно импровизировать и создавать различные варианты исполнения.
        Вышеизложенный материал позволяет определить музыкальную культуру личности как неотъемлемую часть общей духовной культуры общества, отражающей способность личности воспринимать и творить мир музыки по законам технологии музыкального искусства и в соответствии с нормами эстетического отношения. Эстетические аспекты музыкальной культуры личности проявляется в реальной музыкальной деятельности в гармонии ее целей и средств, в эмоционально-чувственных моментах их ритмической организации.
        Являясь мерой эстетического освоения явлений действительности, музыкальная культура младшего школьника представляет собой динамичное новообразование, выступающее в виде познания ценностного осознания и творческой деятельности в мире музыкальных ценностей. Способность начинающего музыканта выстраивать свою творческую деятельность по законам красоты является наиболее обобщенной способностью, формирующейся на основе слияния творческих и специальных способностей к эстетическому восприятию и оценке музыкальных явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

статья "Формирование музыкальной культуры личности школьников во внеурочной деятельности"

Внеурочные занятия в школьных вокальных или хоровых кружках являются эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся....

Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"

Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к...

Психологическая культура в аспекте формирования гражданской культуры личности

В статье идет речь о влиянии современной социокультурной ситуации в стране на формирование гражданской культуры личности, о необходимости возрождения в обществе и психологической культуры граждан, об ...

Музыкальное воспитание как средство эстетических и нравственных качеств личности

Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и прои...