Разработка урока музыки в 4 классе на тему "Музыкальные инструменты"
план-конспект урока по музыке на тему

Бойко Валентин Михайлович

Эта разработка предназначена для более глубокого знакомства с представителями 4 групп музыкальных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki.instrumenty.boyko_v.m.docx20.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    Тема урока: «Музыкальные инструменты»

Тип урока: урок повторения, углубления и исследования.

Цель урока: повторить группы музыкальных инструментов и уметь определять их звучание на слух.

 Задачи:

Образовательные:

- продолжить формирование знаний о тембровой окраске музыкальных инструментов,

- развивать умение содержательно излагать свои мысли о музыке, «вжиться» в художественный образ,

Развивающие:

- в процессе слушания музыки развивать тембровый слух;

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать умение слушать и сопоставлять.

Воспитательные:

- воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной культуры и накопление багажа музыкальных впечатлений.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Музыкальный материал:

-мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»К.В.Глюк;

-Никколо Паганини «Соло для скрипки»;

-мелодия из к-ма «Земля Санникова»;

-Шуберт «Экспромт»;

-Равель «Болеро»(отрывок);

- оркестр А.Витришко «Наш ударник»;

-  17-ая соната Бетховена 3 ч.(отрывок);

- Кенни Дрю композиция «Мягкий дождь».

                                                    Ход урока

Слайд 1.

Учитель.   Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами окунемся в мир волшебных звуков, узнаем с помощью, каких музыкальных инструментов эти звуки рождаются на свет, и поговорим о выдающихся музыкантах, которые раскрыли свой талант, виртуозно владея тем или иным музыкальным инструментом.

 Слайд 2. Но для начала давайте вспомним, когда и каким образом появились первые музыкальные инструменты и из каких материалов они создавались?

Слайд 3.

Дети. Первые  музыкальные инструменты появились тогда, когда человек стал прислушиваться к звукам природы (шумят листья на деревьях, поет ветер над поломанным  камышом и т. д.). Он понял, что подобные звуки можно создавать и самому. Из камыша, например, или из ветки дерева можно вырезать дудочку, а из деревянного или глиняного сосуда, можно сделать барабан, если натянуть и резко отпустить тетиву лука, то возникает звук, похожий на звук балалайки,  проведя стрелой по натянутой тетиве лука,  возникает что-то похожее на звук скрипки.

Слайд 4.Слайд 5.

Учитель. Правильно, я рад, что вы ничего не забыли и помните, как создавались первые музыкальные инструменты.

           Шло время, человек развивался, и ему хотелось, чтобы звуки  были более разнообразны, более интересны, новые для восприятия. Таким образом, возникла необходимость усовершенствовать  уже существующие музыкальные инструменты. И вот шаг за шагом человек довел их до того состояния, в котором они сегодня ласкают наш слух.

 Слайд 6. Музыкальные инструменты можно разделить на группы-(струнные, духовые, ударные и клавишные).И сегодня мы познакомимся с самыми яркими представителями каждой из групп. Послушайте, пожалуйста, эту нежную мелодию и определите музыкальный инструмент, на котором она исполняется. (Звучит мелодия из оперы: «Орфей и Эвридика» Глюк, в исполнении И.Чернявского.)

Дети. Скрипка.

Слайд 7.

Учитель. Совершенно верно, эта мелодия исполнялась на скрипке, только такой изящный инструмент может  так печально, трогательно и нежно звучать. Недаром скрипку называют «царицей» музыкальных инструментов. Чтобы играть на скрипке, нужно обладать идеальным музыкальным слухом и утонченной душой, очень тонко нужно чувствовать ту мелодию, которую ты исполняешь.

Слайд 8. Одним из таких исполнителей  был Никколо Паганини, он сочинял музыку для скрипки и сам божественно играл на этом прекрасном инструменте, увлекая в чарующий мир музыки всех слушателей. Давайте послушаем в его исполнении произведение, которое называется «Соло для скрипки». Никколо Паганини. (Слушание). 

Учитель. Ребята, какими эпитетами вы наградили бы это произведение? Какой вы услышали эту музыку?

Дети. (Быстрой, серьезной, уверенной, стремительной, легкой, воздушной, строгой…)

Учитель. Молодцы, вот видите, сколько определений можно дать музыке, которую сочинил и исполнил талантливый композитор-музыкант.

      Я думаю, что этот музыкальный инструмент вы тоже сможете с легкостью определить, так, как он является ярчайшим представителем своего рода инструментов, одним из самых известных. (Звучит мелодия из к-ма «Земля-Санникова» соло на трубе.)

       Наверное  звук этого инструмента вы все узнали, не так ли ?

Дети. Это труба.

Слайд 9.

Учитель. Все верно, это звучала труба, но мне бы хотелось, чтобы вы сами дали характеристику этому звучанию, какими вам показались эти звуки?

Дети. Яркими, пронзительными, светлыми, грустными, утверждающими.

Слайд 10. Учитель. Вы абсолютно правы. Именно за эти характеристики мы и любим этот инструмент и именно, благодаря этим характеристикам, многие известные композиторы использовали звучание трубы в своих произведениях. (Послушайте «Экспромт» Шуберта, соло для трубы).

Мы с вами еще раз убедились, что те характеристики, которые вы дали трубе, были правильными.

          А теперь предлагаю послушать отрывок из произведения Равеля «Болеро», постарайтесь определить, каким инструментам композитор  придал особое значение. ( Звучит «Болеро» Равель.)

Дети. Особое значение композитор придал ударным инструментам.

Слайд 11.Слайд 12.

Учитель. Верно. Ударные инструменты определяют ритм, движение и характер произведения и в этом  состоит их главная роль.

Слайд 13. А в современной музыке используется ударная установка и роль её та же, что и в классической музыке. Давайте послушаем, как виртуозно можно играть на современной ударной установке. ( Звучит музыка «Наш ударник» оркестр А. Витришко).

Ребята, какие характеристики вы подберёте для этого соло?

Дети. Стремительность, ритмичность, энергичность.

Учитель. А вы никогда не задумывались, почему в наше время людям очень нравится такое звучание?

Дети. Потому, что в этой музыке отражается движение времени(стремительность, ритмичность, энергичность, скорость).

Учитель. Мы с вами живем в очень быстро и стремительно развивающемся мире, и в музыке это тоже отражается.

 Слайд 14. Слайд 15. Нам осталось с вами познакомиться с еще одним очень важным, очень красивым и очень старинным инструментом, который относится к группе клавишных инструментов. Фортепиано. Я хочу предложить вам послушать этот инструмент. (Звучит отрывок из 17-ой сонаты Бетховена,3 часть).

Какой вы услышали эту музыку?

Дети. Серьезной, виртуозной, грустной, взволнованной.

Учитель. И с этими характеристиками вы не ошиблись, они действительно отражают характер этого произведения. Эта соната еще  называется « Буря», что в точности соответствует вашим определениям.

Слайд 16.  На фортепиано можно сыграть самую разную музыку, так, как это универсальный инструмент. Этим инструментом владеет каждый композитор. А еще этот инструмент используется и в современной музыке, и я предлагаю вам послушать джазовое произведение, в котором фортепиано явно выделяется среди других инструментов. (Звучит композиция « Мягкий дождь»).

     Ребята, вам понравилась эта музыка? Какая она?

Дети. Легкая, мягкая, нежная, мелодичная, мечтательная.

Учитель. Молодцы, я с вами полностью согласен, эта музыка действительно рисует нам картину приятного летнего дождика, который приносит свежесть и легкость нашим мыслям и нашему настроению.

Слайд 17.                                                ВЫВОД.

Вот мы и познакомились с вами с самыми яркими представителями каждой из четырех групп музыкальных инструментов. Мне хотелось бы, чтобы вы ответили на один вопрос: «Можно ли какой либо из инструментов назвать главным?».

Дети. Нет, нельзя. Каждый инструмент звучит особенно и каждый инструмент имеет своё предназначение для характеристики того или иного образа. Все инструменты  звучат по- своему красиво.

Учитель. Молодцы! Это действительно так. Нет инструментов главных и второстепенных. Каждый из инструментов обогащает наш слух своим неповторимым звучанием.

     Игра: «Угадай инструмент»…..

Слайд 18.                                  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель. Ребята, я попрошу вас дома, самостоятельно прослушать музыку, сочиненную для тех музыкальных инструментов, с которыми мы сегодня познакомились, и дать ей свою характеристику. (Одно произведение для одного из инструментов).

          На этом наш урок подошел к концу, и я благодарю вас за внимание и активность.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки 3 класс

Урок музыки "Повсюду музыка слышна" предназначен для обучающихся 3 класса, разработан по программе "Музыка" авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева....

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки по теме «Волшебство музыкальных инструментов» 5 класс

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «Волшебство музыкальных инструментов» представляет собой материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разраб...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....