Открытый урок " Музыка в баснях "
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_glavnyy_geroy_basni_.doc.docx557.57 КБ
Файл muzyka_v_basne.pptx725.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Музыка - главный герой басни.

Цель: показать, что музыка является главным действующим лицом не только в сказках и стихах, но и в баснях; объяснить детям новое понятие «квартет».

Задачи:

- Развитие ассоциативного мышления;

- Развитие воображения, коммуникативных навыков;

- Формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня;

- Знакомство с произведением великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанрам басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;

- Развитие вокально - хоровых навыков;

- Воспитывать  творческую личность, ее духовность и нравственность на произведениях музыки и литературы.

Методы:

- Словесный;

- Наглядный;

- Практический;

- Пояснительно -  иллюстративный;

- Поисковый;

Приемы:

• Слушание;

• Хоровое пение;

• Сравнение со смежными видами искусств;

Оборудование: Компьютер, колонки, баян.

Программное обеспечение: Компьютерная презентация, запись CD.

Музыкальный репертуар: А.П.Бородин "Квартет 2" - III часть, И.А. Крылова басня "Квартет".

Дополнительный материал: Портреты А.П.Бородина, Ивана Крылова, текст басни "Квартет", карточки с музыкальными инструментами.

План урока:

1 Организация учащихся в классе.  

2 Изучение новой темы.

3 Прослушивание и анализ Ноктюрны квартета №2  А.П. Бородина.

4 Слушание и разучивание песни "Волшебный смычок"

5 Вокально - хоровая работа.

6 Подведение итога урока.

7 Домашнее задание.

                                                                     Ход урока

I. Организация обучающихся на урок .  

Учитель: Здравствуйте, ребята! На уроках во второй четверти, мы с вами говорили  о тесной взаимосвязи музыки и литературы. На предыдущих уроках мы познакомились   грузинской сказкой «Чонгурист» и белорусской сказкой  «Музыкант  - чародей». Давайте вспомним, о чем эти сказки?

(Ответы детей).

Учитель: Какую роль сыграла музыка в сказках?

(Ответы детей).

Учитель: Музыка имеет огромную силу, великие мастера из народа чувствовали силу музыки, поэтому появлялись такие песни и сказки.

 2.Изучение темы.

(Слайд 1, тема урока).

Учитель: Сегодня на уроке мы убедимся, что музыка звучит  не только в сказках и стихах, но и в баснях. Давайте вспомним фамилию известного русского баснописца?

Ученики: И.А. Крылов.

(Слайд 2, портрет Крылова).

Учитель: Теперь я вам прочитаю басню Крылова «Квартет»

(Слайд 3, фото квартет).

Квартет

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? —
Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Учитель: Басня  - один из самых старых жанров литературы. Еще в Древней Греции, наиболее широкую известность получили басни  Эзопа. Позднее  во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен

(Слайд 4, определение слова "басни").

Учитель: Басня- короткая аллегорическая история, нравоучительного характера, в которой делается вывод - мораль. Действующие лица  в баснях - животные, под образами которых, автор подразумевает людей. Итак, какие отличительные черты басни как жанра можно назвать? Что характерно для нее – краткая  форма, персонажи - животные, высмеиваются недостатки. В басне обязательна мораль, то есть басня учит. Домашним заданием вам было перечислить басни, в которых музыка является главным действующим лицом.

(Ответы детей) "​​Осел и Соловей», «Скворец», «Кошка и Соловей", "Кукушка и петух" .

Учитель: Что объединяет эти басни?

Ученики: Главное действующее лицо - музыка.

Учитель: Правда, в этих баснях - музыка является главным героем.

Учитель: Сколько действующих лиц участвовало в басне Крылова?

Ученики: 4: Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка.

(Слайд 5, определение "квартета").

Учитель: Сейчас мы познакомимся с новым понятием - "квартет"? Квартетом называется музыкальное произведение в исполнении которого  участвуют  четыре  музыканта. Чаще всего, композиторы пишут струнные квартеты. Квартеты отличаются, но больше звучат  струнные квартеты, где участвуют две скрипки, альт и виолончель. Такой исполнительский состав был в басне Крылова.

Учитель: Получилась ли у них игра?

Ученики: Нет, так как  они не умели играть на музыкальных инструментах.

Учитель: Может ли такая музыка творить чудеса?

Ученики: Нет, музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям только в исполнении настоящих музыкантов..

Учитель: Как вы думаете, имел ли какое-нибудь отношение к музыке Крылов?

(Ответы учащихся).

Учитель: Иван  Крылов был действительно хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминали, что он, как правило, брал на себя партию альта. К его чутким замечаниям все прислушивались, у него был тонкий музыкальный слух.

3.Слушание  и анализ ноктюрна из  квартета №2 П. Бородина.

(Слайд 6, портрет Бородин).

Учитель: Теперь я расскажу вам о замечательном композиторе - музыканте A.П.  Бородино (1833 - 1887). Музыка не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор Бородин прославил и русскую музыку и русскую науку. Он был также талантливым ученым - химиком. Химия и музыка неразрывно жили  в его душе. Композитор очень много работал. Его можно было найти в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не оставляла ученого – она звучала в его душе даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал  нотные линейки с записями  новых мелодий. Записывая  научную работу, он что-нибудь напевал . А, иногда, химик превращался в музыканта, и стройные чудесные звуки его волшебной музыки уносились в даль.  Сейчас слушайем фрагмента третьей части квартета №2 П. Бородина. Что говорит вам музыка квартета?

(Прослушивание фрагмента 3й части  квартета).

Работа в группах. Выполнение творческих задач.

- "Какой инструмент звучит?" Каждый  группе учитель дает карточку  с музыкальными инструментами. Ребята должны выбрать те карты, на которых изображены инструменты, исполняющие произведение.

- "Выберите картинку." Выдается  ​​2 иллюстрации. Выбрать картину,которая вызвала у детей ассоциацию с  прослушанным произведением. (И. Айвазовский "Море ночью,"А.И. Куинджи "На острове Валааме" ,А.А. Рылова "В голубом просторе", Ивана Айвазовского "​​Вид Одессы в лунную ночь").

Учитель: Сейчас мы поговорим о квартете № 2 Бородина.

Квартет № 2 Бородина   - это программное , камерное  произведение, то есть, в его а основе  лежит программа. Состоит из 4х  частей:

(Слайд 8).

1я - Аллегро модерато (не очень быстро)

2я - Скерцо (шутка)

3я - Ноктюрн (произведение,  музыка которого создает образ ночи)

4я - финал

(Слайд 9, камерная музыка).

Камерная музыка - музыка предназначена для небольшого числа слушателей и исполнителей (от латинского камера - комната) .

- Сейчас мы прослушали удивительную по красоте музыку- это фрагмент ноктюрна .

Примечание: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала его женой.  Это произведение посвящено жене. Он работал над ним в течение 2 лет. Когда композитор уехал за границу, вдалеке от  жены, он написал этот квартет. Вот отрывок из его письма к ней:

“ Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой. Можешь думать, что я должен был предчувствовать!..

Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!”

Примечание: Рекомендуется повторное слушание произведения с комментарием.

Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой-то особой, ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость. И страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом. Вас покорила, взяла в плен красота этой мелодии. Снова и снова она повторяется. Меняется только её сопровождение, то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда всё погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго концерта.

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.

Учитель: Какие инструменты звучали?

Ученики: Скрипка, виолончель - струнный квартет.

Учитель: Кто исполнял эту  музыку?

Ученики: Инструментальный ансамбль.

Учитель: Чем отличается эта музыка, от  музыки, которую исполняли  герои  басни.

(Ответы детей)

Вывод:

Учитель: Что нужно для того, чтобы получить красивую музыку? Какими качествами нужно обладать чтобы написать такую удивительную музыку?

Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.

4 Разучивание песни "Волшебный смычок".

Учитель:  Отгадайте загадку.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит …
 (Скрипка.)

(Слайд 10 -11 фото скрипке и текст песни «Волшебный смычок»).

(Учитель исполняет песню "Волшебный смычок").

Анализ песни.

Учитель: О чем рассказывает песня?

Учитель: Как созвучны  текст и характер?

Учитель: Кому  отказался продавать свой волшебный инструмент музыкант, и почему?

(Ответы детей)

(Разучивание  песни).

Учитель читает литературную фразу, дети повторяют, затем учим мелодию легко, мелодично;

Учитель читает вторую литературную  фразу,  дети повторяют. Учитель играет знакомую мелодию  и соединяет со словами.

Обращаем внимание на динамику, работаем над четкой дикцией текста песни.

(Слайд 12 Проверь себя).

Закрепление выученного материала – проверь себя

  1. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?
  2. Назовите фамилию великого русского баснописца -
  3. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это
  4. Назовите автора струнного квартета –
  5. Состав струнного квартета –
  6. Что такое ноктюрн?

Учитель: И в заключении нашего урока, подведем итоги:

- Какую роль играет музыка в литературе?

Ученики: Музыка обогащает литературу.

Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях.

Язык слов  и язык музыки помогает нам раскрыть смысл содержания произведения.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу в классе получит оценку.

7 Домашнее задание

Нарисуйте героев, которые понравились вам  сегодня на  уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель музыки Затонская С.И. Музыка – главный герой басни.

Слайд 2

И.А. Крылов (1769 - 1844)

Слайд 3

Басня «Квартет»

Слайд 4

Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод – мораль.

Слайд 5

Квартетом называется музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта.

Слайд 7

А.П. Бородин (1833 – 1887)

Слайд 8

Квартет №2 I – Allegro moderato (не очень быстро) II – скерцо (шутка) III – ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи) IV – финал

Слайд 9

Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

Слайд 10

Скрипка

Слайд 11

Текст песни Волшебный смычок, Светлана Цыганкова: 1. Пришёл к нам в село, музыкант старичёк в руках музыканта волшебный смычёк Ударил по струнам, сбежался народ Танцует, играет, смеётся, поёт. Припев: Ти-ли-ли , ти-ли-ли ... 2. Шёл мимо богач, услыхал скрипача и вспыхнула зависть в душе богача, Продай свою скрипку, ты беден и стар, Я дам за неё тебе хлеба амбар. Припев: Ти-ли-ли , ти-ли-ли ... 3 . Я скрипку свою, не продам никому Нужна эта скрипка не мне одному, Под звуки её веселится народ, Танцует, играет, смеётся, поёт. Припев : Ти-ли-ли , ти-ли-ли ... Ла-лал-ла ...

Слайд 12

Проверь себя. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки? Назовите фамилию великого русского баснописца. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это … Назовите автора струнного квартета. Состав струнного квартета. Что такое ноктюрн?

Слайд 13

Домашнее задание. Нарисуйте героев, которые понравились вам сегодня на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"

Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе  "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...

Открытый урок по теме "Басни"

Открытый урок в 5 классе по теме " Басни"...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

проект открытого урока "Музыка в баснях"

Проект открытого урока "Музыка в баснях"....

Презентация к уроку "Музыка в баснях"

Презентация к открытому уроку "Музыка в баснях"...

Конспект урока "Музыка в баснях"

На основе басни Крылова показывается , как важно умение в каждом деле, как звучит музыка в басне, как звучит настоящий квартет....

Открытый урок по теме "Басня как литературный жанр"

Презентация поможет провести урок при первом знакомстве с жанром басни....