Конспект урока "Музыка в баснях"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Елена Николаевна Егораева

На основе басни Крылова показывается , как важно умение в каждом деле, как звучит музыка в басне, как звучит настоящий квартет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._muzyka_v_basnyah.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                               МОУ  «Медаевская средняя общеобразовательная школа»

Чамзинского муниципального района.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                             

         

                                             ( 5 класс)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                             

                                              Провела:   учитель музыки Егораева Е.Н.

Цель:   проследить за тем, музыка, живопись и литература помогают лучше раскрыть  

             характеры   героев басни.

           

Задачи:  1.   воспитывать в детях культуру слушания серьёзной музыки и её восприятия;

               2.  раскрыть с помощью музыки внутренний мир персонажей басни И.А.Крылова

                  «Квартет»;

               3.  закрепить в сознании учащихся, что литература, музыка, изобразительное  

                    искусство неразрывно связаны друг с другом, дополняют и обогащают друг друга.

Оборудование:  грамзаписи, портрет А.П.Бородина, плакат скрипичного квартета,

                            иллюстрация картины А.А.Серова  «Квартет».

Ход урока.

У. -      Сегодня, ребята, наш урок будет необычным. мы с вами будем говорить о литературе.

    живописи и, конечно,  о музыке. Она была на прошлом уроке главным действующим лицом в

    сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, но и других литературных жанрах,

    например, в баснях.  Такие басни, в которых музыка – «главное действующее лицо» писал  

    великий русский баснописец И.А.Крылов.  А тема нашего урока: «Музыка в баснях  

    И.А.Крылова»

            Великого русского баснописца Крылова знает и любит весь наш народ. С его баснями    

   мы знакомимся в раннем детстве и не расстаёмся с ними всю жизнь.

            Басни Крылов начал писать, будучи уже человеком, умудрённым жизненным опытом.

-   Ребята, какие басни Крылова вы знаете?  И кто герои этих басен?

У. -   Герои басен Крылова – добродушный увалень – медведь, хитрая льстивая лиса, тупой

    упрямый осёл, беззаботная попрыгунья стрекоза, падкая на похвалу ворона.

         Мы смеёмся над этими зверями, иногда глупыми и беззаботными, но мы и хорошо

    понимаем, что Крылов разоблачает и высмеива6ет человеческие пороки и недостатки: лень,

    глупость, невежество, зависть, жадность. Баснописец так рассказывает о различных

    поучительных происшествиях, что читатель видит перед собой яркую живую сцену.

        Давайте вместе с вами вспомним интересную и, на мой взгляд, полезную для всех нас,

   басню Крылова «Квартет».

-   Кто из вас знает, что такое квартет?

У.-    Квартет – ансамбль, состоящий из 4 музыкантов. Музыканты могут играть на различных    

       инструментах:

1. четыре трубы

2. рояль, скрипка, певец, виолончель

   3.  арфа, флейта, кларнет, скрипка

           В наше время композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых

    участвуют две скрипки, альт, виолончель. Такие квартеты сочиняли Григ, Глинка, Бетховен,    

  Шуберт, Чайковский.

     А сейчас вместе послушаем знаменитый «Квартет» И.А.Крылова с таким заданием:

-   определить музыкальные инструменты, на которых будут играть герои басни.

     Слушание грамзаписи басни Крылова «Квартет».

У. -  Понравилась вам эта басня?

Д. – Да.

У. – Назовите музыкальные инструменты, на которых играли звери.

Д. – Две скрипки, альт и бас.

У. – Понравилась вам музыка этих музыкантов?

Д. – Нет!

У. – Почему у наших героев получилась такая музыка?

Д. – Чтобы хорошо делать какое – нибудь дело,  нужно умение, старание и согласие.

У. – Совершенно верно! такова и мораль басни. Гоголь называл басни Крылова «Книгой мудрости

       самого народа».

               Работа с иллюстрацией Серова «Квартет».

У.  –  Посмотрите, как изображены действующие лица из басни. Как они отражают текст?

           (ответы детей)

У. –     Ребята, сегодня на примере этой басни мы прочувствовали как музыка, литература и

     изобразительное искусство дополняют друг друга и обогащают друг друга. Просто прочитав      

     басню, мы бы не раскрыли «таланта» горе – музыкантов, но музыка помогла нам услышать и

    понять их исполнительские способности, а иллюстрация помогла расширить наше  

    представление об этих музыкантах.

            А ведь на этих инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов самая  

     разнообразная музыка звучит красиво, выразительно и увлекательно.

            Сегодня мы с вами познакомимся с великим русским композитором А.П.Бородиным и  

     послушаем 3 часть второго квартета.

           Родился А.Бородин 31 октября 1833 г. в Петербурге. Любовь к музыке мальчику привила мать. Она играла на гитаре и очень хорошо пела русские песни и романсы. Помимо музыки Бородин увлекался химией.  В 1850г. поступил в Медико – хирургическую академию, но музыку не бросал, играл в ансамбле, слушал романсы Алябьева, Гурилёва. Серьёзно музыкой стал заниматься после встречи с композитором  Балакиревым, по совету которого пишет свою первую симфонию. И она с большим успехом была исполнена. Это положило начало признанию Бородина как композитора. В 1882 году прозвучал  Второй квартет композитора. Особенно понравилась слушателям 3 часть «Ноктюрн» - жемчужина песенной лирики. Его произведения завоёвывают мировую славу и становятся известными в Европе и Америке. Умер А.Бородин 15 февраля 1887 года.

            А сейчас мы послушаем квартет, который исполняют настоящие музыканты теми же инструментами, что звучат в «Квартете» Крылова.

         

           Слушание «Квартет № 2».

   

У. -  Как вы думаете, насколько частей можно разделить это произведение?

Д.  -  Две части.

У.  -    Какие инструменты солировали?

Д . -    1часть - скрипка, 2 часть – виолончель. Остальные инструменты аккомпанировали.  

            Повторное слушание. Дети имитируют игру на скрипке.

У. -   А теперь об этом инструменте вспомним и исполним песню «Волшебный смычок».

У. -   На примере сегодняшнего урока мы ещё раз убедились с вами, а силе искусства, где        

музыка, литература и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом, где они

 дополняют и обогащают друг друга.

Домашнее задание:    вспомните рассказы, где музыка также «играет» главную роль.

         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                       

                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по басням И. А. Крылова

Конспект урока к презентации "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне"...

План-конспект урока по басням И.А.Крылова

План-конспект урока по басням И.А.Крылова и их анализ...

Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....

Конспект урока. Его басни переживут века

Урок литературы в 5 классе обобщения  и систематизизации полученных знаний о баснях И.А.Крылова и о басне как литературном жанре. На уроке развиваются Коммуникатиыные компетентности и творчество ...