Проект "Прошлое, настоящее и будущее музыкального театра"
проект по музыке (7 класс) по теме

Конспект, презентация и анкета к исследованию

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект по музыке «Прошлое, настоящее и будущее музыкального театра».

Цель проекта:

- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности;

- развитие творческих способностей учащихся, реализация личностно – ориентированного подхода в обучении;

- популяризация театрального искусства.

Задачи проекта:

- сформировать представление об истории театра;

- показать многообразие музыкального театра;

- расширить и систематизировать базовые знания с использованием дополнительных образовательных ресурсов;

- воспитать у ребят интерес к театру.

Ход урока.

       Здравствуйте, ребята, коллеги!  В наш век компьютерных технологий, интернета, мы всё реже находим время на общение друг с другом, посещение картинных галерей, театров. И всё чаще в зале театра можно увидеть свободные места. Почему же это происходит? Почему живое общение мы легко можем променять на виртуальный мир компьютера. Всё это очень волнует меня и думаю, взволновало большинство ребят нашего класса, поэтому мы с ребятами работали над проектом по теме: «Прошлое, настоящее и будущее музыкального театра».

          Исследовательскую работу проводили 4 группы:

  1. Знатоки истории театра;
  2. Служители Музы – артисты театра;
  3. Зрители, без которых театр существовать просто не может;
  4. Журналисты, которые всегда следят за культурной жизнью и новинками театра, а иногда могут и покритиковать.

В ходе работы над проектом у нас образовалась ещё одна группа, это ребята, которые не испытали особого желания узнать что-либо о театре, поэтому я не стала заставлять их, но сегодня мы посмотрим, изменилось ли их отношение к театру.

  Ну что ж, в течение урока мы проследим за тем, как развивался театр, и  постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли нам театр, если нужен, то зачем? И есть ли у театра будущее?»

   Под звуки этой прекрасной музыки, начнём путешествие в прекрасный мир театра, и приглашаем наших гостей, для которых мы приготовили пригласительные открытки, которые будут напоминать вам о нашем уроке.

    Ребята, как вы думаете, с чего же нам с вами нужно начать наше путешествие?

Знатоки: Я думаю, что начать нужно с ответа на вопрос: «А что же такое театр?»

Знатоки: Театр – это вид искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителям при помощи игры актёров, а теперь интересно, как на этот вопрос ответят зрители.

Зрители:  1. Театр – это мысли свободный полет,
                     Театр - здесь фантазия щедро цветет.
                     В театре сердец расплавляется лед.
                     И чудо рождается здесь с третьим звонком.
                     Театр - здесь искусства в едино сплелись.
                     Театр - здесь мечта и реальность слились.
                     Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь.
                     И чудо рождается здесь с третьим звонком.

              2. А я о театре хочу сказать следующее:  

                  Театр, ты остров в бушующем море,
                 Щедрый оазис с прохладной водой.
                 С сердцем распахнутым,
                 В радость и в горе
                 Я прихожу на свиданье с тобой.

Журналист:  Рита, не могла бы ты рассказать о том, какие виды театров существуют?

Знатоки: Существует несколько видов театров: думаю, что не ошибусь, если скажу о том, что знакомство с театром каждый из нас начал с кукольного театра; для каждого человека большой интерес представляет драматический театр, ну и, конечно, музыкальный , который называют театром оперы и балета.  

Журналист: Мы провели анкетирование и выяснили, какой же театр является любимым у учащихся нашего класса, наших родителей, учителей и наших учеников из 7-8 класса. И вот что у нас получилось: (результаты анкетирования)

Ребятам нашего класса нравится Калужский театр, многим  ребятам и нашим родителям Тульский драматический театр. Мы забеспокоились и решили узнать, почему же только 3 нашим одноклассникам нравятся музыкальные спектакли. Поэтому следующий вопрос нашей анкеты был такой: «В каком театре вы были?». (результаты анкетирования)

Оказывается только никто в нашем классе не был в театре оперы и балета, а как может нравится то, чего никогда не видел.

    Также мы решили выяснить, с кем ребята обычно бывают в театре? (таблица)

Оказалось, чаще всего в театре мы бываем с классом и со своим классным руководителем.

          А вот с кем же ребята хотят пойти в театр? (таблица)

Ребята нашего класса очень хотели бы пойти в театр вместе с родителями, а ученикам 7-8 класса и с одноклассниками в театре хорошо!

Журналист: Театров существует множество, а с чего же всё началось, когда появился первый театр?

Знатоки: Мы изучили историю театра и выяснили, что первые театры появились уже в Древней Греции. В древнегреческой трагедии соединялись драма, танец и музыка.

Знатоки: А я хочу добавить, что спектакли были платными

Журналист: Значит, беднякам вход в театр был закрыт?

Знатоки: Беднякам выдавались специальные деньги. «Билетами» служили свинцовые или круглые жетоны.

Журналист: А как вы считаете, любили греки такие спектакли?

Знатоки: Учитывая то, что театры могли вмещать 17000 человек и больше, свидетельствует о том, что желающих было много.

Журналист:  А почему артисты были в масках?

Знатоки: Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра зрители не смогли бы разглядеть.

Журналист Я думаю, что самое время сказать музыкантам о том, какие музыкальные инструменты звучали в античном театре?

Музыкант: Начну с того, что музыка занимала большое место в общественной жизни Античного мира. Основные инструменты - лира, кифара и духовой инструмент – авлос.

Певец: А я хочу добавить, что театральные зрелища сопровождали гигантские хоры. Слово хор греческого происхождения, что в переводе означает толпа, ну а  вообще, это музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов).

Танцор: В спектаклях и танцу уделялось большое внимание. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для этого они надевали особые деревянные сандалии. Иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет - устричных раковин.

Знатоки: Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно от античной трагедии тянутся нити к европейскому  музыкальному театру.

Журналист: Как же история театра развивалась дальше?

Знаток: После падения Римской империи Европа долгое время не знала развитого театрального искусства. И только на рубеже 15-16 в. в Италии, Испании и других городах Европы возрастает интерес к культуре Античности и, конечно, возрождается  античный театр.

Журналист: Театр продолжает жить, а что же с музыкальным театром?

Знаток: В конце 16 в. в Италии возник новый вид искусства – опера. Опера – это жанр вокально -  драматического искусства. В основе оперы лежит либретто (словесный текст). В опере объединяются вокальная и симфоническая музыка, драматургия, танец, изобразительное искусство.

Зритель. Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того, чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! – писал один из критиков. – Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией». И всё – таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей – зрителей.

Певец: Существуют разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры.

Танцоры. Также  опера может включать  балетные сцены.

Журналист: Эти балетные сцены исполняют сами артисты оперы? Они ещё и танцуют?

Танцоры. Нет, балетные сцены исполняются балетной труппой.

Журналист:  Музыканты, какие же инструменты аккомпанируют артистам в опере?

Музыканты. С возникновением музыкального театра в спектаклях участвует симфонический оркестр.

Журналист: Весь большой симфонический оркестр ?

Музыканты. Большой симфонический оркестр включает в себя около 100 человек, в музыкальном театре участвует около 30-50 .

Журналист: Где же находятся музыканты во время спектакля?

Музыкант:  Оркестровая яма - так называется место перед сценой, где находятся музыканты и дирижёр. А вот дирижёру приходится не только дирижировать музыкой, но и  следить за тем, что происходит на сцене.

Знаток:  Однажды я прочитал рассказ о впечатлениях, полученных от оперы знаменитым писателем и искусствоведом Ираклием Андрониковым. Вот как он описывает выступление оперного певца в спектакле: « Когда ему надо было опереть звук, он приподнимал плечи и чуть-чуть откидывался…  И зал тоже откидывался.

   Когда он исполнял распевные фразы, он и руками пел. И зал следил за его руками и шевелился.

   Когда ему предстояла высокая нота, он принимал позу, словно собирался выжимать тяжесть. А получалось легко. И зал вместе с ним с лёгкостью брал эту тяжесть и ликовал. Когда же певец сомкнул губы, театр взорвался и рухнул! Рухнул стеной аплодисментов, восторга, радости и благодарности.

Зритель. Думаю, что эти строки ярко показывают, насколько всех, и зрителей, и артистов захватывает происходящее и равнодушных быть просто не может.

Ж. А сейчас, используя результаты анкетирования, мы посмотрим, как  же люди относятся к опере? (таблица)

Очень жаль, что всё-таки есть ребята и родители, которые к опере равнодушны или ничего в ней не понимают. Надеюсь, что так ответили те, кто оперу никогда и не видел.

   Учитель. Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фрагмент оперы, и вы увидите насколько это интересно.

(Просмотр фрагментов оперы, в которых: звучание оркестра, ария, танцевальные сцены, хоровые сцены).

Знатоки:  А мы идём дальше и сейчас поговорим об удивительнейшем виде музыкального театра – балете.

Знатоки: БАЛЕТ -  вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в 16 в..  Танцы сопровождают жизнь человека с древних времён, поэтому удивительно, что балетный спектакль появился в истории культуры лишь в 18 веке.

Расцвет его наступил в 19 в. и связан с  выдающимся балетмейстером Ф. Тальони, ставившего балеты для своей дочери.

Журналист: Кристина, напомни, пожалуйста, чем танец в балете отличается от обычного танца?

Танцоры: Артисты в балете танцуют на пуантах, слово пуанты в переводе означает остриё, кончик. Поэтому танцоры танцуют в специальной обуви, буквально на кончике пальцев.

Танцоры. В балете используют такие термины как па, па-де-де, па-де-труа. Слово па имеет франц. происхождение и означает движение классического танца. Па-де-де – это основная музыкально- танцевальная форма, состоящая из танца, который исполняет мужчина и женщина сначала сольно, а потом совместно.

Журналист: К опере балетная группа имеет непосредственное отношение, мы в этом убедились, значит и артисты оперы в балете участвуют?

Певец: Да, ты права, в некоторых фрагментах балета хоровой оперный коллектив принимает участие, чтобы подчеркнуть красоту музыки.

Музыкант: Так же как и в опере, в балете звучит музыка, которую исполняет  симфонический оркестр.

Танцор:  Лично я к балету не могу быть равнодушной, поэтому хочу прочитать следующие строки:

Дышать и жить

Дышите, балерина,

Пусть лучше зритель задохнётся счастьем,

Следя за облаками кринолина,

Целующими тонкие запястья.

Прочтите жизнь на кончике пуантов:

На краткий миг она остановилась,

Чтобы измерить интервалом такта любовь.

И жить во славу и на милость вам,

Замершим дыханием в партере

И тем, кто в этот вечер tet-a-tet

С бессмертием, потерянным в Эдеме,

Столкнулся в мире названном БАЛЕТ.

Танцор: Думаю, что после звучания этих прекрасных строк мы обязательно должны посмотреть фрагмент балета.

Журналист: Об отношении к опере мы знаем, теперь узнаем, любите ли вы балет? (таблица)

Здесь мнения разделились, и мы решили узнать, что вам нравится больше балет, или опера? (таблица)

Вот такие результаты у нас получились, к сожалению многие ответили, что им ничего не нравится.

Знаток: Ну что, идём дальше?

Зритель: Ребята, подождите, мы поговорили о танцорах, певцах, музыкантах, но ведь спектакля просто бы не было, если бы не работа костюмеров, гримёров, осветителей, художников.

Зритель: Да, ты прав, люди, эти люди  всегда остаются за кадром, но труд их не остаётся не замеченным, имена хореографов, художников-постановщиков, художников по свету, костюмеров, художников-модельеров всегда присутствуют в программках спектакля.

Знаток: Ребята, думаю, всем будет интересно посмотреть на знаменитые музыкальные театры мира. Итак, начнём путешествие…

Зритель: Когда люди заходят в театр, то они попадают в особенный удивительный мир.

           (После слайда Гранд опера)

           Повсюду гордое величье:
           Картины, фрески, зеркала,
           Колонны в мраморном обличье,
           Атлас и злато без числа....

           На стенах, росписью увитых,
           Портреты именитых лиц:
           Певцов, танцоров, танцовщиц,
           Всему Парижу знаменитых...
 

Зритель: Во время слайда «Большой театр» читает:

         На шумной площади столицы

         Стоит он, величав и строг,

         Широкогрудый, светлолицый

         Искусства русского чертог!

         Вхожу… Не говоря ни слова,

          Театр к себе как будто ждёт…

          Я слышу голос Годунова…

          Я вижу лебедей полёт!

          Большой! Старинный, многострунный…

          Пожар и войны, мрак и свет –

          Он видел всё, но сердцем юный.

          А ведь ему за 200 лет!

                                 Алла Перфилова.

Зритель: Посещение театра было особенным событием, дамы надевали свои лучшие наряды.

Журналист: А вот как готовятся к посещению театра наши одноклассники?  На вопрос: «В какой одежде вы бы пошли в театр?», они ответили так: (таблица)

Мы видим, что некоторые ребята готовы отправиться в театр в джинсах и майке и даже в спортивном костюме. Конечно, эта одежда не подходит. Но есть и такие, кому совершенно всё равно в чём идти, и они в театр могут пойти в чём придётся.

Знаток: В 50-е годы 19 века во Франции появился новый жанр муз. театра оперетта. В переводе с итальянского оперетта- это маленькая опера. Музыкальные номера в этом спектакле сочетаются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных. Музыка оперетты носит лёгкий характер, хотя наследует традиции академической музыки.

Учитель: Ребята, сейчас вы увидите фрагмент спектакля. Подумайте, что это за спектакль? (Просмотр фрагмента мюзикла)

Знаток:  В конце 19 века в Америке возник МЮЗИКЛ - музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств.

Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка — именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «Моя прекрасная леди», «Чикаго» , «Кошки», «Призрак оперы»  и многие другие.

Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским — «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана».

Музыкант: В мюзикле может звучать как симфонический оркестр, так и эстрадные инструменты.

Певец: Что касается вокального исполнения, то в мюзикле оперное исполнение гармонично существует с эстрадным, в мюзикле также как и в опере есть арии, речитативы и дуэты.

Журналист: По результатам анкетирования мы узнали, какие мюзиклы самые популярные среди наших одноклассников, учителей и родителей. Это мюзикл «Кошки».

Танцоры: в мюзикле артисты сами исполняют танцевальные номера.

Знатоки: Ещё один вид музыкального театра – рок-опера. Это театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями. Музыка пишется и исполняется в рок- стиле. Главные партии в рок - операх поют известные рок- музыканты и солисты рок- групп. Самой знаменитой рок – оперой является «Иисус Христос – суперзвезда». Первая рок-опера в России «Юнона» и «Авось» была написана композитором А. Рыбниковым. В настоящее время этот вид музыкального спектакля продолжает развиваться.

    Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какое было отношение к театру у вас до начала работы над проектом.(Таблица). Потребность посещать театр была только у 4 человек, 2 человека считали, что театр совсем не нужен, но тем не менее не отказываются от посещения и при случае в театр бы пошли 8 человек. Думаю, что если бы в нашем городе был театр , то желающих посетить его было бы гораздо больше.

      Ребята, изменилось ли у вас отношение к театру после работы над проектом? Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. Эти слова сказал Ираклий Андроников.

       Ребята, как вы думаете, есть ли у театра будущее? (Ответы детей)

       После работы над проектом мы сделали следующие выводы:

  1. Ребятам было интересно собирать материал о театре и его истории;
  2. Ребята стали с большим интересом относится к театру;
  3. У большинства ребят появилось желание посетить театр оперы и балета.



Предварительный просмотр:

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты

1.Ваше отношение к театру

   А) я к нему равнодушен;

   Б) не могу без него жить;

   В) да зачем он вообще нужен;

   Г) на досуге можно и сходить.

2.Вы часто бываете в театре?

    А) 1-2 раза в год;

    Б) ни разу не был;

    В) хожу в театр постоянно;

    Г) сам не хожу и вам не советую.

3.В каком театре Вы были?

   А) в кукольном;

   Б) в театре юного зрителя;

   В) в драматическом;

   Г) в театре оперы и балета?

4.Какой театр вам нравится больше других?

   А) кукольный;

   Б) театр юного зрителя;

   В) драматический;

   Г) театр оперы и балета?

5.Как Вы относитесь к опере?

   А) ничего в ней не понимаю;

   Б) слушаю, затаив дыхание;

   В) равнодушно.

6. Вам нравится балет?

    А) безусловно, я им покорён;

    Б) нет, это мне не по душе.

7.Что вам нравится больше

    А) балет;

    Б) опера;

    В) мне ничего не нравится?

8. Какие мюзиклы вы знаете и видели? Перечислить.

9. Хотели бы Вы сами принять участие в театральной постановке?

   А) да;

   Б) нет.

10. В какой одежде Вы бы пошли в театр?

      А) в вечернем платье, костюме;

      Б) в джинсах и майке;

      В) в спортивном костюме;

      Г) в чём придётся.

11. С кем вы обычно ходите в театр?

       А) с семьёй

       Б) с классом

       В) с друзьями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Энергетика Башкортостана:настоящее и будущее.

Презентация используется на семинаре, посвященном предприятиям энергетики,  для старшеклассников....

Самостоятельная работа по теме: Сослагательное наклонение I (нереальное условие в настоящем и будущем времени)

Работа выполнена частично в тестовой форме, что облегчает проверку учителем...

ВИКТОРИНА ДЛЯ НАСТОЯЩИХ И БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Презентация выполнена на основе викторины, автором которой является Агеева Инеесса Дмитриевна,создатель сайта "Методическая копилка учителя,воспитателя,родителя".Презентацию(меняя фон и оформление) мо...

Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"

Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове...

Конструкт занятия музыкально-художественной деятельностью «Путешествие в мир музыкального театра"-старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Занятие дает возможность познакомить детей с волшебным миром театрального искусства, заглянуть в таинственное "закулисье" и самим выступить в роли актеров...

Кроссворд музыкальных терминов для урока музыки в 4 классе "В музыкальном театре"

Использовать на обобщающем уроке  "В музыкальном театре" в 4 классе...