Рабочая программа по музыке 5 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) на тему

Плешакова Анна Викторовна

 

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыки, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации, 2-е издание, стереотипное, Дрофа. Москва, 2014г. Основой послужили Программно-методические материалы: Музыка, 5-8 кл. авт.-.сост.    В. М. Самигулина.– Волгоград: Учитель, 2014.-154с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klassya_.doc149.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел II. Пояснительная записка.

По этой программе я работаю в МОУ Дубёнской СОШ с 2006 года. В ее основе - курс В. В. Алеева, Т. И. Науменко,  внутри которого мне хотелось уделить больше внимания теме воспитания музыкой. В данном случае материал 5 класса позволяет рассказать детям о том, насколько может быть богат и разнообразен внутренний мир человека, и что музыка, в содружестве с литературой и живописью, способна выразить и приумножить это богатство. Этим же целям служит выделение в программе 5-го класса темы "Вечная тема искусства", где показывается взаимосвязь иконописи, и музыки воплощение образа матери в светском и духовном искусстве. Эта тема раскрывается в контексте главной темы всего учебного года.

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыки, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации, 2-е издание, стереотипное, Дрофа. Москва, 2014г. Основой послужили Программно-методические материалы:Музыка, 5-8 кл. авт.-.сост.    В. М. Самигулина.– Волгоград: Учитель, 2014.-154с.

Программа опирается на позитивные традиции, в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике.

Структура документа

Рабочая  программа по музыке представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:

  1. титульный лист (приложение 1);
  2. пояснительная записка;
  3. содержание дисциплины;
  4. тематическое планирование (приложение 3);
  5. календарно-тематический план (приложение 2 примерная структура);
  6. требования к уровню подготовки обучающихся;
  7. перечень учебно-методическоо обеспечения;
  8. список литературы.

Рабочая программа учебного курса музыки предназначена для обучения учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы.

 

Раздел III. Содержание дисциплины.

            ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ?

Уро к  1. Искусство в нашей жизни  . Моя  родина- Россия  и  Мордовия.

Урок  2. Что я знаю о песне? История в музыке, музыка в истории.

Урок  3. Как сложили песню?

Урок  4. Песни без слов

Урок  5. Другая жизнь песни

Урок  6. Жанр кантаты

Урок  7. Опера

Урок  8. Балет

Урок  9. Превращение песен в симфонические мелодии

 Контрольная  работа.

                   

          ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ?

Урок  1. Музыка - главный герой сказки

Урок  2. Почему сказки и песни о силе музыки есть у  всех  народов мира?

Урок  3. Музыка- главный герой басни. Композиторы Мордовии.

Урок  4. Чудо музыки  в повестях  К.Паустовского

Урок  5. «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ)....

Урок  6. Музыка в жизни А. П. Гайдара

Урок  7. Музыка в кинофильмах. Композиторы Мордовии.

Контрольная  работа.

   

        МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?

Урок  1. Можем ли мы увидеть музыку?

Урок  2. Музыка передает движение

Урок  3. Богатырские образы в искусстве

Урок  4. Героические образы в искусстве

Урок  5. Музыкальный портрет. Наши святыни.

Урок  6. Музыкальный портрет

Урок  7. Музыкальный портрет

Урок  8. Музыкальный портрет

Урок  9. Картины природы в музыке

Урок  10. Можем ли мы увидеть музыку? (Обобщение). Любимые песни народов, населяющих Мордовию

Контрольная  работа .

     МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?

Урок  1. Можем ли мы услышать живопись?

Урок  2. Музыкальные краски. Путешествие в театр.

Урок  3. Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок 4. Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок 5. Настроение картины и музыки. Известные исполнители Мордовии

Урок 6. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

Урок 7. Вечная тема искусства.

Урок 8. Взаимосвязь музыки,  литературы, живописи (обобщение)

Контрольная  работа .

Общая характеристика учебного предмета

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего, исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Задачи учебного курса:

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

– научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую  часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто  не живет»);

– содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

–воспитывать   эмоциональную   отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

– всемерно  способствовать  развитию  интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве  (поэзия о музыке,  «музыкальный рисунок»);

– способствовать  формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

– научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

– сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное  восприятие  музыкальных произведений (знание наиболее значительных  музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,  осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

]

Приложение 2

Календарно-тематический план

п/п

Наименование

Разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Виды

Дата проведения

занятия

Плани-

руемая

Факти-

ческая

Самостоя

тельная

работа,ч

Контрольная работа,ч.

Название

Изучаемой

Темы или раздела

1

Что стало бы с музыкой , если бы не было литературы?

9

01.09

06.09

1.1

Искусство в нашей жизни. Моя  родина- Россия  и  Мордовия

Вводный урок.          Беседа.

1ч.

08.09

13.09

1.2

Что я знаю о песне? История в музыке, музыка в истории

Беседа.         Экскурсия.

15.09

20.09

1.3

Как сложили песню? Народные песни Мордовии

Беседа.             Прослушивание. Разучивание.

1ч.

22.09

27.09

1.4

Песни без слов

Введение новой темы.

Анализ произведения С.В. Рахманинова «Вокализ»

29.09

04.10

1.5

Другая жизнь песни

Ведение новой темы.

1ч.

06.10

11.10

1.6

Жанр кантаты

Беседа.          Прослушивание

1ч.

13.10

18.10

1.7

Опера

Беседа.         Прослушивание.

Анализ      колыбельной Волховы.

20.10

25.10

1.8

Балет

Урок повторения и углубления темы.

1ч.

27.10

01.11

1.9

Превращение песен в симфонические мелодии

Обобщающий урок.             К. р.

1ч.

Что стало бы с музыкой , если бы не было литератуы?

10.11

15.11

2

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

7

17.11

22.11

2.1

Музыка - главный герой сказки

Вводный урок.

1ч.

24.11

29.11

2.2

Почему сказки и песни о силе музыки есть у  всех  народов мира?

Урок  расширения и углубления темы.

1ч.

01.12

06.12

2.3

Музыка- главный герой басни. Композиторы Мордовии.

Беседа.          Прослушивание.  Экскурсия.

1ч.

Анализ фрагмента из  Квартета №2 А.П. Бородина.

08.12

13.12

2.4

Чудо музыки  в повестях  К.Паустовского

Беседа.           Диалог.

1ч.

15.12

20.12

2.5

. «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ)....

Урок  расширения и углубления темы.

1ч.

22.12

27.12

2.6

Музыка в жизни А. П. Гайдара

Беседа.           Диалог.

1ч.

Анализ эпизодов из произведений  А. Гайдара.

29.12

2.7.

Музыка в кинофильмах. Композиторы Мордовии.

Обобщение темы четверти.        К.р.

1ч.

Что стало бы с музыкой , если бы не было литерату

ры?

29.12

3

Можем ли мы увидеть музыку?

10

3.1

Можем ли мы увидеть музыку?

Введение в тему  урока.

1ч.

3.2

Музыка передает движение

Беседа.           Прослушивание.

1ч.

Анализ песни «О тачанке»

3.3

Богатырские образы в искусстве

Прослушивание и разучивание.

3.4

Героические образы в искусстве

Беседа.           Прослушивание.

1ч.

Анализ музыкальных произведений.

3.5

Музыкальный портрет. Наши святыни.

Беседа.           Экскурсия.

1ч.

3.6

Музыкальный портрет

Беседа.           Биографический очерк М.П. Мусоргского.

1ч.

3.7

Музыкальный портрет

Урок  расширения и углубления темы.

1ч.

3.8

Музыкальный портрет

Урок  расширения и углубления темы.

1ч.

3.9

Картины природы в музыке

Введение в тему  урока. Беседа.  Прослушивание.

1ч.

3.10

Можем ли мы увидеть музыку? (Обобщение). Любимые песни народов, населяющих Мордовию

Беседа.           Прослушивание.                     Обобщение темы четверти.          К.р.    

1ч.

Можем ли мы увидеть музыку?

4

Можем ли мы услышать живопись?

8

4.1

Можем ли мы услышать живопись?

Введение в тему урока.

1ч.

4.2

Музыкальные краски. Путешествие в театр.

Путешествие Экскурсия.

4.3

Музыкальная живопись и живописная музыка

Беседа.       Прослушивание. Разучивание.

Терминологическая работа.

4.4

Музыкальная живопись и живописная музыка

Беседа.       Прослушивание. Разучивание.

1ч.

4.5

Настроение картины и музыки. Известные исполнители Мордовии

Беседа.       Прослушивание. Разучивание

1ч.

4.6

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

Урок  расширения и углубления темы.

1ч.

Виды церковного звона.

4.7

. Вечная тема искусства

Беседа.       Прослушивание. Разучивание

1ч.

Тест.

4.8

Взаимосвязь музыки,  литературы, живописи (обобщение)

Обобщение темы четверти.        К.р.

1ч.

Можем ли мы услышать живопись?

Итого

34

8

5

Приложение 3

Тематическое планирование по дисциплине «музыка»

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Учаще-

гося,ч.

Из них

Теорети-

ческое обучение

Лабора-

торные и практические работы,ч.

Контроль-

ная работа, ч.

Экскур

сия, ч.

Самосто-ятельная работа, ч.

1

Что стало бы с музыкой , если бы не было литературы?

9

5

-

1

1

2

2

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

7

3

-

1

1

2

3

Можем ли мы увидеть музыку?

10

6

-

1

1

2

4

Можем ли мы услышать живопись?

8

4

2

1

1

Итого

34

18

5

4

7

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю).

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс музыки 5 класса

  Требования заключаются:

  – в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом  знаний,  полученых из учебников для 5, класса);

  – в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных  произведений различных стилей и жанров;

  – в преломлении полученных знаний  в эмоционально-личностном отношении  к образному миру, музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы

учебника,  в выполнении  проблемно-творческих  заданий в дневнике музыкальных размышлений;

  – в осмыслении важнейших  категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности понимании их неразрывной связи;

  – в понимании  концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

  – в проявлении  навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения ]

различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара,  электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосов и дыханием в период мутации).

– учащиеся должны знать имена известных композиторов и исполнителей Мордовии.

Раздел V. Литература и средства обучения

Список литературы

Основная

    Составлен в соответствии с программой, утверждённой МОРФ                              Д. Б. Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса    Т. Н. Науменко, В. В. Алеева «Музыка 5 класса. Москва – 2014 год.

     Используемая учебно-методическая литература:

   Основной учебник Т. И. Науменко В. В. Алеева «Музыка 5 класса. «Уроки музыки и МХК» – учебное пособие Н. Б. Абудеева, Саранск – 2014 год.

Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: Метод.пособие / Сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев.– 7-е. изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 248 с.:

Дополнительная литература:

1. Книга о музыке «Про трёх китов» Д. Б. Кабалевский.

2. Учебно-методические пособия: научно-методический журнал «Музыка в школе».

3 «Сказка о музыке» А.В. Светличная.

4. «Русская опера и опера народов СССР» В.А. Панкратова, Н.Н.Кондратюк .

5.«Музыка в школе» .

6.Игры, конкурсы, тесты.

7.Разработки уроков «Музыка 2-8 классы» Художественно образное развитие школьников. Н.Б.Абудеева, Л.П. Карпушина. Волгоград, 2009 г.

8.Д.Б.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов.композитор, 1977.

9.Кошмина И.В., Алев В.В. Духовная музыка:Россия и Запад// Программы общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1994.

10.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.

11.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.

12.Стулова Г.П. что необходимо знать учителю-хормейстеру для правельной организации вокальной работы с детьми: Сб. науч. трудов МПГУ. М.: Прометей, 2003. С. 311-316

Материально-техническое  обеспечение учебного предмета.

  1. Диски: «Фонохрестоматия 5 класс».
  2. Кассеты: «Музыка 5 класс», «Русские композиторы», «Шедевры инструментальной музыки».
  3. Магнитофон.
  4. Компьютер.
  5. Презентации.
  6. Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...