Тема: « Гаммы. Основные тезисы в работе над гаммами».
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Орлова Елена Константиновна

 

Гаммы – это основа фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.

Разучивание гамм и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необходимо знать и помнить о том, что гаммы – это фундамент основных навыков мелкой техники пианиста. Знание грамотной аппликатуры и максимальная отточенность механических движений, доведённых до автоматизма, в момент игры позволит в разы повысить и усовершенствовать технические навыки пианиста – исполнителя.

Данное методическое пособие представляет основные тезисы в работе над гаммами. Опытному исполнителю оно поможет освежить в памяти игровые тезисы, а начинающему музыканту сможет послужить путеводителем в работе над гаммами и мелкой моторикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gammy.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     «В помощь ученикам и  их родителям»

Методическое пособие: « Исполнительское искусство. Основы, методы и принципы фортепианной игры».

Тема: « Гаммы. Основные тезисы в работе над гаммами».

                                                                    Автор:

                                                                   Орлова Елена Константиновна

                                                                   преподаватель, концертмейстер                                    

                                                                   высшей  квалификационной категории

                                                                   ГОАУ ДОД «Областная детская

                                                                   школа искусств» г.Ульяновска.

г.Ульяновск 2014 г.

Гаммы – это основа фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.

Разучивание гамм и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необходимо знать и помнить о том, что гаммы – это фундамент основных навыков мелкой техники пианиста. Знание грамотной аппликатуры и максимальная отточенность механических движений, доведённых до автоматизма, в момент игры позволит в разы повысить и усовершенствовать технические навыки пианиста – исполнителя.

Данное методическое пособие представляет основные тезисы в работе над гаммами. Опытному исполнителю оно поможет освежить в памяти игровые тезисы, а начинающему музыканту сможет послужить путеводителем в работе над гаммами и мелкой моторикой.

Разучивая гаммы и работая над ними на уроке, маленькие музыканты находятся под контролем преподавателя и в момент игры, постоянно, получают необходимые замечания. Точно следуя указаниям педагога, ученик даже не задумывается о том, сможет ли он сам подобным образом контролировать себя в домашних занятиях. Зачастую, самостоятельные занятия маленького музыканта сводятся всего на всего к простому проигрыванию заданного материала, которое не приносит никакой пользы, а скорее может нанести вред техническим исполнительским навыкам начинающего пианиста. Неудивительно, что объём поставленных на уроке задач самостоятельно маленький музыкант не сможет не только осилить, но, зачастую, даже и вспомнить их.

Данное методическое пособие послужит напоминанием в домашней работе  над гаммами. Маленький музыкант и его родители, следуя кратким, последовательным и удобным для зрительного восприятия указаниям -  тезисам, смогут грамотно и эффективно работать над гаммами в домашних занятиях, постепенно совершенствуя технические навыки и мелкую моторику маленького музыканта – исполнителя.

Основные тезисы в работе над гаммами:

  1. Это мелодия на 2/4, с точной аппликатурой.
  2. Поют два человека, два голоса
  3. Акценты по четыре звука. Интонировать.
  4. Акценты не тяжелить, делать одними пальцами.
  5. Пальцы не ленивые, активные, легкие.
  6. Звук собранный, подразумевается «staccato».
  7. Кисть опущена, не взлетает, на уровне клавиатуры.
  8. Плечи опущены.
  9. Гамму играть ближе к черным клавишам ( не вертеть рукой,  локоть фиксирован,  не поднимался и не опускается).
  10. При поворотах в левой руке – заранее повернуть кисть, активно проколоть четвертым пальцем ноту и установить другую позицию.
  11. Гаммы пропевать – звучность не такая отрывистая, тогда чувствуется уверенность.
  12. Чтобы не зажимались руки в гаммах надо играть пальцами, а не рукой.
  13. Каждый палец как следует опереть, нужно чувствовать «дно» каждой клавиши.
  14. Не «нырять» из-за первого и пятого пальцев. Пальцы нужно поставить.
  15. Слух должен быть активным.  Звук не просто сильный, он должен быть ясным.
  16. Чтобы не ошибаться, надо видеть клавиатуру. Сам пианист активный изнутри. Гаммы не лирические размышления. Играть с огнем.
  17. Сам пианист активный изнутри. Гаммы не лирические размышления. Играть с огнем.

Хроматические гаммы:

  1. Играть точной аппликатурой,  с опорой  по шесть звуков.
  2. Кисть внизу.
  3. Бездумно долбить акценты не надо – интонировать, но не за счет кисти, а за счет пальцев.
  4. Рука должна ровно двигаться  по клавиатуре  в направлении игры , а не наоборот.
  5. Не поднимать пальцы высоко, не поджимать не играющие пальцы, немного распустить.
  6. Первый палец не тяжелить, не укладывать его  во всю длину, приподнять его.
  7. Звуки точные,  ровные. Играть собранно, активным звуком.
  8. «Прокалывать» звуки  ( не тяжелить). Внимательно  слушать, чтобы руки не расходились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над гаммами в классе синтезатора

В данной методической работе я предлагаю различные приёмы и методы,  помогающие освоить гаммовый комплекс (гаммы, аккорды, арпеджио), используя технические возможности синтезатора, а также, позво...

Учебно- Методическое пособие ТЕМА: «Работа над гаммой на ксилофоне в классе ударных инструментов»

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства.Игра гамм развивает таки...

Тема: « Аккорды. Основные тезисы в работе над аккордами».

Аккорды  – это одна из основ фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.Разучивание аккордов в гаммах  и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю...

Тема: « Арпеджио. Основные тезисы в работе над арпеджио гаммах».

Арпеджио – одна из основ фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.Разучивание арпеджио в гаммах  и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необ...

Повторительно - обобщающий урок по теме "Компьютер - основной инструмент для работы с информацией"

В современном информационном мире дети неохотно читают книги. Это отмечено педагогами, родителями, общественностью. С приходом в нашу жизнь сети Интернет, мобильных телефонов, смартфонов существенно у...

Методическая работа на тему: "Работа над гаммами"

Особенности работы над гаммами в младших классах по специальности фортепиано...

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)...