Рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке на тему

Стехина Наталия Викторовна

Рабочая программа по музыке 1 класс  Кабалевский ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по музыке49.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 1 класса составлена  на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством  Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2006 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ  МОиН РФ 06.10.2009 г.), и составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки, с учетом требований национального регионального компонента (Указ Главы РК №301 от 13.06.2001 г.). Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработана в рамках программы начального  образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована  Министерством образования и науки РФ.  

      Цель  программы: Разбудить в ребёнке способность исследовать окружающий мир в звуках, научить слышать «звучащую материю» в себе и различать в ней свой собственный голос.  На основе целевой установки программы  сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:

  1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
  2. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
  3. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
  4. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
  5. Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
  6. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
  7. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  8. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования - развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

   В федеральном базисном учебном плане в I классе на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 33 часа).

 Формой проведения занятий по программе является урок. 

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие.

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.      

 Данная рабочая программа адаптирована к условиям образовательного учреждения региона.  

 Для реализации программы для 1 класса используются:  

  • Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная  Министерством образования и науки РФ;  
  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебники «Музыка»: 1 класс, - М.:Вентана-Граф, 2012; 
  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс.
  • Программа «Музыка» 1 класс./ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2006.
  • Также используется вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные  аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:

  1. Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры
  2. Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических  движений, игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
  4. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении   ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.                                                       

5.    Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения,   исполнители,  инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и    викторина).

6.    Интернет-ресурсы.

Общая характеристика предмета

        Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

       Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

        Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

   Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

      Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.

    Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.

Формирование универсальных учебных действий.

1. Формирование личностных УУД.

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. 

Виды заданий:

1) высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

2) анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

2. Формирование регулятивных УУД.

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

1) выполнять учебные действия в качестве слушателя

2) выполнять учебные действия в качестве композитора;

3) ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

4) использовать установленные правила в контроле способа решения.

3. Формирование познавательных УУД.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

1) поиск и выделение необходимой информации;

2) формулировать учебную задачу;

3) Ориентация в способах решения задачи.

4.Формирование коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Виды заданий:

1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

2) инсценирование и драматизация;

3) рисуем музыку;

4) участие в диалоге.

5) Уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).

Содержание учебного курса.

      Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

      Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

      Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и культуре народа Коми. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего, предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  •  учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

    Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

       Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

    Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

     Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

    Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

      Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

       Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

       Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

       Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

   Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

   Композитор как создатель музыки. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

   По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков -  концертов, уроков-утренников, и т.д.

Учебно – тематическое планирование.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

 I. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Что значит слышать музыку – внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, изменять, оценивать, познавать.

  Искусство слышать различные человеческие состояния: музыка радости, музыка печали, музыка тревоги и т.д. Дом, земля – кормилица.

 

Введение в проблему рождения музыки.

Что значит слышать музыку?

Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни.

Родные корни: родная речь, родной язык.

В мире сказочных     мелодий русских композиторов.

Играем в сказку.

Идём в поход.

Музыкальные краски осени.

-наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;      

-определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;               -внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;

II.Сказываем, складываем, сочиняем – воссоздание какой – либо из сторон музыкально – творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество.

 «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …» - былина, былинность как художественное явление, через которое можно по – иному почувствовать время.    Проникновение в понятие «музыкально - поэтическое».

Источник – детство. Детская жизнь с её типичными ситуациями, взаимоотношениями, проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми. «Сказку складываем, музыкой сказываем» - процесс создания музыкально – поэтического произведения, сказки, музыкально – звуковой картины. Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. Подбор несложных ритмических аккомпанементов на элементарных музыкальных инструментах, выражение музыкального характера в художественном движении.

Звучащий образ Родины.

Былина, былинность как художественное явление.

«…дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

Детская жизнь, «подслушанная» и отражённая композиторами в своих произведениях.

Поход в музыкальный зоопарк.

И шелест к шороху спешит

(бумажная симфония)

-Учатся слушать и слышать музыку

 -Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении

-Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;   -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;                    -откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.                        -исполнять, инсценировать песни.

III.Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние человека и т.д. Осознание особенностей музыкальной ткани в её выразительных значениях.

 Первое прикосновение к освоению музыкального языка – характер, темп, мелодия, ритм, интонация – и обобщенное обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. Составление цветовых графических партитур.

Зима – весна. Закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Русские обряды: Масленица с забавами, потехами, зимними играми; весенние  заклички. Песни и игры различных народов, посвященные обновлению жизни.  

Что может музыка?

Зима в музыке.

Музыка и движение.

Музыка передаёт характер сказочных героев.

Музы не молчали.

Русские обряды – Масленица.

Природа просыпается. Весна в музыке.

Музыка и стихотворения о маме.  

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.

-выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;     - определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;                     -эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление                      -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

IV. В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что же такое МУЗЫКА. Музыка входить в детскую жизнь народной песней, мелодиями Чайковского, Моцарта, Глинки, Баха, Верди, Прокофьева, Глиэра, Кабалевского. Великие  творцы, для которых сочинять музыку – значит полноценно прожить жизнь. Маленькие- великие: Моцарт, Чайковский,  Прокофьев,  Рахманинов и другие композиторы, когда они были маленькими – сверстниками учащихся, со своими увлечениями, проказами, играми.

В детском музыкальном театре (балет).

В детском музыкальном театре (опера).

Легко ли стать музыкальным исполнителем? (симфония).

Русские народные инструменты.

На концерте.

Музыкальная прогулка по выставке.

Легко ли стать музыкантом?

Что значит слышать музыку?

-проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;                

-внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы

I класс.

* развитие устойчивого интереса к  уроку музыки и музыкальным занятиям;

 побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;

 развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

 формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;

 развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;

 развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.

 формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

 освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.

 

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса

обучающиеся должны уметь:

 продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

 воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

 продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

 эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

 передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

 охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Литература и средства обучения.

1.Методические пособия для учителя.

 Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.

Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.

Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.

Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.

Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.

Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халазбурь, В. По
пов.         СПб., 2002.

Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст] / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.

                                   2. Дополнительная литература для учителя.

Сборник нормативных документов. Искусство [Текст]. - М.: Дрофа, 2005.

Музыкальное образование в школе [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М.: Академия, 2001.

Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос, 2002.

Челышева, Т. С. Спутник учителя музыки [Текст] / Т. С. Челышева. - М.: Просвещение, 1993.

Григорович, В. Б. Великие музыканты Западной Европы [Текст] / В. Б. Григорович. - М.: Просвещение, 1982.

Абдуллии, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе |Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983.

Аржаникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки [Текст] / Л. Г. Аржаникова. - М.: Просвещение, 1985.

Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.

Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.

Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй [Текст] / В. И. Петрушин. - М.: Просвещение, 2000.

Великович, Э. И. Великие музыкальные имена [Текст] / Э. И. Великович. - СПб.: Композитор, 1997.

Никитина, Л. Д. История русской музыки [Текст] / Л. Д. Никитина. М.: Академия, 1999.

Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки / Е. Л. Гурсвич. - М.: Академия, 1999.

Сомин, Д. К. Сто великих композиторов [Текст] / Д. К. Самин. - М.: Вече, 2000.

Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе [Текст] / Л. А. Рапацкая, Г. С. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Владос, 2003.

Кленов, А. С. Там, где музыка живет [Текст] / А. С. Кленов.    М.: Педагогика, 1986.

Веселые уроки музыки [Текст] / авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.

Ригина, Г. С. Музыка [Текст]: книга для учителя / Г. С. Ригина. - М.: Учебная литература, 2000.

Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская - М.: Айрис-пресс, 2007.

                                     

3.Дополнительная литература для учащихся.

Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 1988.

Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения.

1.Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.
  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).

2.Информационно-коммуникационные средства.

  • Антология русской симфонической музыки (8 CD).
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).
  • Большая энциклопедия России: Искусство России (1 CD).
  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).

3.Интернет-ресурсы.

Википедш. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

4.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран

проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

5.Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного

материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...