ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МУЗЫКЕ «ВДОХНОВЕНИЕ»
рабочая программа по музыке по теме

Масленникова Ольга Николаевна

Данная программа позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Особенности программы в том, что она разработана для детей общеобразовательных школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vdokhnovenie_kruzhok.docx214.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п.Чикшино»

Направленность:

Художественно- эстетическая

Возраст детей: 7 - 14 лет.

3 года обучения.

Составитель:

Чекризова Марина Борисовна,

учитель музыки I квалификационной категории.

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»

г. Уссурийска Уссурийского городского округа

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МУЗЫКЕ

«ВДОХНОВЕНИЕ»

 C:\Users\SONY\Desktop\музыка на день учителя\11музыка\DSC04585.JPG

        

Тематическая направленность программы.

Данная программа позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Особенности программы в том, что она разработана для детей общеобразовательных школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь.

Пояснительная записка.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства

     Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

   Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа дополнительного образования по музыке «Вдохновение» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Педагогическая целесообразность программы.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

        Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям.

       Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.            

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цели и задачи программы «ВДОХНОВЕНИЕ»:

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование устойчивого интереса к пению.
  • Обучение выразительному пению.
  • Обучение певческим навыкам.
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Формирование голосового аппарата.
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- применение речевых игр и упражнений;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Основные педагогические технологии организации

образовательного процесса .

Педагогической основой организации образовательного процесса по данной программе являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

В основу деятельности взяты следующие педагогические технологии:

  • индивидуальный подход;
  • педагогика сотрудничества;
  • компьютерные технологии;
  • игровые технологии.

Характеристика программы.

Тип – дополнительная образовательная программа.

Направленность – художественно- эстетическая.

Классификация:

По характеру деятельности  –  познавательная, развивающая творческую личность.

По возрастному принципу –  разновозрастная.

По времени – 3 года.

Организационно- педагогические основы обучения.

Программа «ВДОХНОВЕНИЕ» рассчитана на 3 года:

Занятия 3 раза в неделю по 3 академических часа.

Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

       Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.

Согласно Сан ПиН (2.4.4.125.1 – 03) рекомендуемый режим занятий в  ДО от 2 до 3 раз в неделю, продолжительность – 45 минут (групповые) и 30 минут (индивидуальные) с 10- минутным перерывом между ними для отдыха и проветривания.

Формы и режим занятий

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом правильной манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

1. Наличие специального кабинета

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Нотный материал, подборка репертуара.

7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству;
  • стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

Второй год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности.
  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение, а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третий год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с аккомпанементом);
  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
  • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Содержание программы 1 года обучения.

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6.Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование, а капелла.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10.Репертуар.

Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны

знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз. штрихи;

- средства муз. Выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

№п/п

Разделы

Общее кол-во часов

В том числе

Практические

Теоретические

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Знакомство с основными навыками вокально-хорового пения

3

2

1

3.

Звукообразование, муз. штрихи

3

2

1

4.

Дыхание

3

2

1

5.

Дикция и артикуляция

3

2

1

6.

Ансамбль. Элементы двухголосья

3

2

1

7.

Музыкально-исполнительская работа

3

2

1

8.

Ритм

3

2

1

9.

Сцендвижение

4

3

1

10.

Работа над репертуаром

34

32

2

11.

Концертная деятельность

6

6

-

12.

Итоговые занятия, творческие отчёты

4

4

-

13

72 часа

Содержание программы 2-3 год обучения.

Цель:

создание условий для творческого развития детей

Задачи:

- закрепить основы вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

2 – ой и 3 – ий года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3–ем  году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.

Содержание программы 2 – го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.

5.Дыхание.

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, попевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

10.Сценическое движение.

Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.

11.Работа над репертуаром.

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

12.Концертная деятельность.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.

Результаты освоения программы 2 – го года обучения.

- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);

- умение чисто интонировать;

- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;

- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене

№ п/п

Разделы

Общее кол-во часов

В том числе

Практические

Теоретические

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Охрана голоса

3

-

3

3.

Певческая установка

3

2

1

4.

Звукообразование. Муз. штрихи

3

2

1

5.

Дыхание.

3

2

1

6.

Дикция и артикуляция

3

2

1

7.

Ансамбль. Элементы двухголосья

3

2

1

8.

Музыкально-исполнительская работа

3

2

1

9.

Ритм

3

2

1

10.

Сцендвижение

3

3

-

11.

Работа над репертуаром

34

32

2

12.

Концертная деятельность

6

6

-

13.

Итоговые занятия творческие отчёты

4

4

-

Всего

72

Содержание программы 3 – го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.

5.Дыхание.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.

10.Сценическое движение.

Умение изобразить настроение различных движений.

11.Работа над репертуаром.

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.

12.Концертная деятельность.

Анализ выступлений

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.

Результаты освоения программы 3 – го года обучения.

- владение техническими программами приемами пения;

- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владение певческой позицией;

- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

- умение анализировать свои действия.

.

№ п/п

Разделы

Общее кол-во часов

В том числе

Практические

Теоретические

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Охрана голоса

3

-

3

3.

Певческая установка

3

2

1

4.

Звукообразование. Муз. штрихи

3

2

1

5.

Дыхание.

3

2

1

6.

Дикция и артикуляция

3

2

1

7.

Ансамбль. Элементы двухголосья

3

2

1

8.

Музыкально-исполнительская работа

3

2

1

9.

Ритм

3

2

1

10.

Сцендвижение

3

3

-

11.

Работа над репертуаром

34

32

2

12.

Концертная деятельность

6

6

-

13.

Итоговые занятия творческие отчёты

4

4

-

Всего

72

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Правила выполнения дыхательной гимнастики

по методике  А. Н.Стрельниковой.

1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (только через нос), выдох - абсолютно пассивный (через рот не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.
4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.
5. Счет в стрельниковской гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.
6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа. Вводная часть

Начинать занятия надо с изучения первых трех упражнений комплекса. В первый урок следует сделать упражнение "Ладошки" - 24 раза по 4 вдоха-движения; упражнение "Погончики" - 12 раз по 8 вдохов-движений; упражнение "Насос" по 8 вдохов-движений. На эти упражнения, как правило, затрачивается от 10 до 20 минут..

"Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.
В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).
"Погончики" 
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.
"
Насос" ("Накачивание шины")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя..
"Кошка" ("Приседание с поворотом")
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле.

                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА.

1.Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и Опустите нижнюю челюсть вниз. Медленно подвигайте ей вправо и влево.

2. Опустите нижнюю челюсть. Двигайте ей вперед и назад. Делайте это очень медленно, плавно и осторожно.

3. Исходное положение – стоя, руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.

4. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

5. Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

6. Рот закрыт. Облизывать   зубы  под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

7. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение – по нижним зубам.

8. Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

10. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы  за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки:
Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф и др.

http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
У бабы бобы, у деда дубы.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
До города дорога в гору,
От города - с горы.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
У Бобы винт,  У Вити бинт.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
От топота копыт пыль по полю летит.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
У пеньков опять пять опят стоят.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif

Скороговорки на проработку звуков С, СЬ, З, ЗЬ.

http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
У маленького Сани, сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Оса боса и без пояса.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Сидит Алеся с печки ноги свеся.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Скороговорки на проработку звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ.

  • Толкал лапой Полкан палку.
    Полкан палку толкал лапой.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Мама Милу мыла с мылом.
    Мила мыло не любила.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    У елки иголки колки.
    Иголки колки у елки.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    В зимний холод всякий молод.
    Всякий молод в зимний холод.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Наш полкан попал в капкан.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Кот молоко лакал,
    А Витя булку в молоко макал.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Дятел дуб долбил, да не додолбил.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Котик ниток клубок укатил в уголок.
    Укатил в уголок котик ниток клубок.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Вы малину мыли ли?
    Мыли, но не мылили.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Топали да топали, дотопали до тополя,
    До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Коля колья колет.
    Поля поле полет.
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    Поле-то не полото, поле-то не полито.
    Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

  • ПРИЛОЖЕНИЕ №4

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

«Послушай и скажи»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Развитие слухового внимания.

Описание игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шорох листьев, лай собаки, мяуканье кошки, стук дверью, свист  в свисток, щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

«Часовой на посту»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязка на глаза

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найдённый выходит из игры. игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

«Улитка, узнай, чей голосок?»

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Развитие речевого слуха

«Лягушка»

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

«Шепот, шепот, ты узнай»

Цель. Развивать остроту слуха. Развитие фонематического слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шёпотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребёнок не расслышал своё имя, ведущий вызывает другого ребёнка. В конце игры взрослый объявляет, кто был самый внимательный.

«Телеграф»

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Оборудование. Барабан, бубен.

Описание игры. Дети садятся в ряд. Взрослый объясняет, что каждому ребёнку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчётливо и громко, слово, например, колесо. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Взрослый даёт детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделает ни одной ошибки.

Список литературы для педагога.

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1995

2.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение,1995.

3.Брагинская Ж.И. Время и песня. – м.: Профиздат, 1986.

4.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – М.,1991.

5. «Внешкольник», журнал №9, 2003.

6.Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989г.) – ЮНИСЕФ, 1999.

7.Карачезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. Воронеж, 1996.

8.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. –М.: Музыка, 1988.

9.Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.. 1972.

10.Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание. Технология разработки. Методические рекомендации: г.Сыктывкар, 2004г.

           11.. Селивёрстов В.И «Речевые игры с детьми»2003г.

           12. Максаков А.И.  «Правильно ли говорит ваш ребёнок»2005г.

           13. Учебное занятие в системе дополнительного образования.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Вдохновение"

Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, то есть он во всех уровнях становится вовлеченным в продуктивную т...

Программа дополнительного образования "Вдохновение" (по цветоделию)

Программа по цветоделию рассчитана на 3 года обучения. Основная  идея программы - получение знаний и практических навыков по изготовлению искусственных цветов, составлению из них композиций и офо...

Программа дополнительного образования "Духовная музыка"

Программа для учащихся начальной школы. Интересна будет для пятиклассников....

Программа дополнительного образования по музыке "Все учимся петь"

Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через пение, как один из доступнейших видов музыкальной деятельности, является важным средством воспитания у них художественного и эстетического вкуса. ...

Авторская программа дополнительного образования «Вдохновение»

Авторская программа дополнительного образования  «Вдохновение»  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажи...

Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида

Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...