Музыка и природа как часть духовного воспитания детей
статья по музыке на тему

Карамышева Екатерина Валентовна

 

В современном мире люди, прекрасно владеющие компьютерными технологиями, к сожалению, нередко отличаются душевной чёрствостью и безразличием, не умеют радоваться успехам своих друзей, любоваться красотой природы, наслаждаться произведениями искусства.

На  уроках  творческого цикла ребята учатся не только слушать и понимать произведения искусства, они становятся добрее, внимательнее,более всесторонне развитыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_priroda_kak_chast_dukhovnogo_vospitaniya_detey.docx38.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыка и природа как часть духовного  воспитания детей

В современном мире люди, прекрасно владеющие компьютерными технологиями, к сожалению, нередко отличаются душевной чёрствостью и безразличием, не умеют радоваться успехам своих друзей, любоваться красотой природы, наслаждаться произведениями искусства.

Я считаю, что с детства необходимо прививать любовь к прекрасному, учить детей беречь и сохранять памятники природы и культуры. Познание красоты природы, ее созерцание и бережное отношение к ней без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием её. Развивать чувство прекрасного, экологически воспитывать школьников можно и нужно путём объяснения, активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях искусства.  На  уроках  творческого цикла ребята учатся не только слушать и понимать произведения искусства, они становятся добрее, внимательнее

Искусство и природа  неотделимы  друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. В  русских  пейзажах— стихотворных,  живописных  и  музыкальных — образы природы, благодаря удивительной  песенности  мелодий,   передают лирическое  стремление  души  человека  к  красоте,  помогают  людям  глубже понять  поэтичное  содержание  зарисовок  природы.Тема природы в музыке - безграничная, как и сама природа в творчестве многих музыкантов и композиторов от эпохи барокко до современных авторов и исполнителей.

У русских  композиторов М.И. Глинки,  П.И. Чайковского и  С.В. Рахманинова  восприятие природы  связано с глубокими личными переживаниями. Б. Асафьев  писал в своей статье «О русской природе и русской музыке»  « Давно - в детстве, я впервые услышал романс Глинки  «Жаворонок». Конечно, я не мог бы объяснить себе, в чем заключалась для меня волнующая красота так понравившегося мне плавного напева. Но ощущение, что он льется в воздухе и с воздуха доносится, осталось на всю жизнь. И часто потом, в поле, слыша, как длится песня жаворонка в действительности, я одновременно внимал и  глинкинской  мелодии внутри себя…» Тот же лирический образ – пение жаворонка – в русской инструментальной музыке развил Чайковский. В цикле для фортепиано «Времена года» он посвятил марту «Песню жаворонка», эту элегию русской весны и весеннести, с ее нежнейшим колоритом и выразительностью светлой грусти северных вешних дней. «Песня жаворонка»  в фортепианном «Детском альбоме» Чайковского, где мелодия возникает так же из намека на интонацию птичьей песни, звучит звонче и светлее: вспоминается замечательная картина Алексея  Саврасова  «Грачи прилетели», от которой правильно принято начинать историю развития современного русского пейзажа.

   Образы природы занимают немалое место и в творчестве зарубежных композиторов. В лирических пьесах Э.Грига  переданы неуловимые настроения природы. Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» открывается необыкновенно нежной песенной мелодией «Утра», рисующей восход солнца. Огромное место заняла природа в творчестве и эстетических воззрениях композитора Дебюсси. Он писал: «Нет ничего музыкальнее солнечного заката! Для тех, кто умеет смотреть с волнением – это самый прекрасный урок развития материала, урок, записанный в книге, недостаточно изучаемой музыкантами – я имею в виду книгу природы ». Дебюсси призывал музыкантов учиться у природы. Ему принадлежит большое количество нструментальных  произведений, заголовки которых  указывают на определённый образ природы: «Лунный свет» ,«Море» ,«Облака» и многие другие.       Большое количество произведений музыки, посвященной природе, только лишь подтверждает, что природа и музыка тесно связаны между собой. Образы природы вызывают определённые чувства, воодушевляют художников, поэтов, композиторов на создание их лучших произведений.

Для воспитания любви школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные художественные и педагогические средства. Необходимо  на уроках музыки   использовать наглядность  (например: репродукции картин, видеозаписи), использовать беседы о природе, экологии, защите живого мира, флоры и фауны, о красоте родного края. Пение песен на тему природы  тоже  помогает эмоциональному восприятию природы. Уже на одном из уроков в 1-м классе по теме «Музыка осени» дети связывают жизненные впечатления об  зтом  времени года с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского  и  Г.В. Свиридова  (из Музыкальных иллюстраций  к повести А.С. Пушкина «Метель»), фортепианная пьеса «Октябрь» П.И. Чайковского ( из цикла «Времена года»), песни «Капельки» В. Павленко  и  «Скворушка прощается»           Т. Попатенко.  Мелодией гениального русского композитора М.П. Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д. Критской (фрагмент вступления «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина»)

 В   средних классах школы появляется новый взгляд на тему природы в музыке - о воздействии природы на человека, выражение чувств и переживаний, вызванных созерцанием картин природы. Прекрасным  русским композитором-живописцом был Н.А.Римский-Корсаков. Свою оперу «Снегурочка»  он называл «Весенней сказкой»,           в ней древний славянский обряд  и картины природы очень живописны и выразительны.Слушая музыку этой оперы ощущаешь всё очарование русской природы. Она учит нас не только любоваться, но и беречь природу,  в ней проявляются добрые человеческие чувства.

   В нашей школе особенное отношение детей к природе и к творчеству. Проводятся дни здоровья,  рейды по уборке леса и пришкольного участка, дети с любовью ухаживают за клумбами. С большим интересом ребята участвовали в организации и проведении праздника «Москва-город сирени» , который проходил  в городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьёвых горах. Дети прекрасно выступили, показали , сделанные своими руками костюмы, сочиняли стихи, пели песни, рисовали и всё это посвящалось  красоте сирени, заботе о сохранении  этого чуда природы  в городских скверах Москвы.  Вокально-хоровой ансамбль исполнил знаменитый романс «Сирень» С.В. Рахманинова и современную эстрадную песню «Белая сирень». С.В. Рахманинов очень точно передал   чувства,  которое испытывает человек при встрече  с красотой природы .Романс «Сирень»   необыкновенно живописен и выразителен .

Созерцая прекрасное, заботясь о природе, знакомясь с творениями великих композиторов,  дети всесторонне развиваются, становятся духовно богаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Урок Музыки Тема: Звуки музыки в природе.

Интеграция образовательных областей: музыка, поэзия,  ИЗО, экология.Программное содержание:Обучающее: закреплять знания детей о разнообразии звуков природы, учить находить тембры музыкальных инст...

Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...

Комплекс физминуток на разные темы (природа, птицы, животные, растения, дети, игрушки). Часть 1

Подборка физминуток на разнообразные темы, которые можно использовать в учебной деятельности в НОД в ДОУ и на уроках в школе. Физминутка в процессе НОД в ДОУ и  на уроке в школе - необходимый эле...

Комплекс физминуток на разные темы (природа, птицы, животные, растения, дети, игрушки). Часть 4 (окончание)

Комплекс физминуток. Часть 4 (окончание). Применение - в НОД в ДОУ и уроки в школе. Тематическое построение (природа, растения, животные, дети, игрушки)....