В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро
план-конспект урока по музыке на тему

Шнайдер Любовь Викторовна

 

План открытого урока по музыкальной литературе (III-V класс)

Тема: «В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

Программные задачи:

  1. познакомить с музыкальными характеристиками и образами главных героев оперы (Фигаро, Сюзанны, Керубино)
  2. закрепить знание определений (опера, увертюра, либретто, ария);
  3. повторить историю создания оперы;
  4. продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;    
  5. расширять музыкальный кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opera_svadba_figaro.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

Преподаватель: Шнайдер Л.В.

План открытого урока

по музыкальной литературе (III-V класс)

Тема: «В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

Программные задачи:

  1. познакомить с музыкальными характеристиками и образами главных героев оперы (Фигаро, Сюзанны, Керубино)
  2. закрепить знание определений (опера, увертюра, либретто, ария);
  3. повторить историю создания оперы;
  4. продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;    
  5. расширять музыкальный кругозор учащихся.

Музыкальный материал:

В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро».

Наглядность и оборудование:

  1. Портрет В.А. Моцарта
  2. Телевизор, музыкальный центр, DVD-запись.
  3. Карточки (по количеству уч-ся).

План урока:

I. Опрос: 1. Работа по карточкам. (5 мин.)

          2. Экспресс-опрос. (5 мин.)

1. Какое литературное произведение послужило основой для оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»?

2. В каком году написана опера?

3. Кто написал либретто оперы?

4. Каково строение оперы?

5. Расскажите кратко сюжет оперы.

6. Назовите главных героев оперы.

7. К какому жанру опер  относится данное  произведение?

8. Кто перевёл текст оперы на русский язык?

II. Объяснение новой темы: (25 мин.)

На прошлом уроке мы послушали только увертюру к опере, сегодня  более подробно познакомимся (увидим и услышим) с главными героями Фигаро, Сюзанной, Керубино.

Первый сольный номер Фигаро – каватина из первого действия.

Вспомним, что такое каватина? (первая ария героя или …)

Каватина состоит из 3 частей:

1 и 3 части – напоминают галантный менуэт (сыграть тему №43), Фигаро мысленно обращается к графу;

2 часть – портрет смелого, напористого, энергичного Фигаро (сыграть тему 44).

Голос Фигаро – баритон (какой по высоте?)

Слушаем каватину (Диск 1)

В заключении первого действия Фигаро обращается к пажу Керубино, который по приказу графа должен отправиться на службу в полк. Фигаро остроумно рисует юному Керубино его будущее. Звучит самая известная и популярная ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый». Основная тема – маршевая. (Сыграть тему №45)

 Слушаем арию «Мальчик резвый» (Диск 1)

Значительна в опере роль пажа Керубино. В арии из первого действия он рассказывает Сюзанне о своих чувствах, в которых сам разобраться не может.

Арию Керубино исполняет женский голос меццо-сопрано (какой по высоте?) В арии передано волнение юноши (быстрый темп, светлая окраска музыки), задержания в конце фраз придают мелодии мягкость и изысканность. (Сыграть тему №46)

Слушаем арию Керубино (Диск 1)

Служанка Сюзанна находчива и смышлёна не менее Фигаро. Она со всеми кружится в водовороте шумной весёлой и бестолковой жизни замка. И только оставшись одна, Сюзанна может спокойно помечтать о своём женихе. Светло, нежно, проникновенно звучит её небольшая ария в четвёртом действии. (Сыграть тему №48)

(Слушаем арию Сюзанны  (Диск  )

 В этой арии напевна не только мелодия, но и голоса оркестра тоже поют.

Опера заканчивается бурно и стремительно – весёлым свадебным праздником.

 В своих операх Моцарт создаёт галерею художественных образов. Каждый персонаж – неповторимая личность и вместе с тем обобщённый человеческий тип. Когда речь заходит о музыкальном театре, то Моцарта часто сравнивают с великим Шекспиром. 

III. Итог – выставить оценки. (5 мин.)

     Домашнее задание – с. 48-53, выучить 1 тему из оперы.  

Литература

1. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран./ М. «Музыка», 2000.

2. Гуревич Е. История зарубежной музыки. / М. «Academa», 2000.

3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. / М. «Музыка», 1982.

4. Роланд Вернон. Жизни великих музыкантов. / М. ТОО «ПОМАТУР», 1996.

5. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. / М. «Музыка», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры

Урок был проведён в рамках конкурса "Учитель года города Астрахани 2009". Основная задача - познакомить учащихся с новым произведением, показать интонационное многообразие музыки Моцарта  на прим...

Образы драмы А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” в опере Н. А. Римского – Корсакова

Если темой пушкинской драмы, является трагедия Сальери, которую следует воспринимать, как проблему “гения и злодейства”, то у Римского – Корсакова акцент перенесен на Моцарта, то есть на т...

ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.

ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.  [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"17603253","...

Вечный солнечный свет в музыке - Моцарт, Моцарт....

Музыкальная гостиная в школе для учащихся 7-8 классов...

В.А. Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро"

Презентация к уроку музыкальной литературы...

«В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

Урок музыки для обучающихся 2 класса...