УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
статья по музыке по теме

Коршакова Оксана Вячеславовна

Одной из центральных задач, стоящих перед современной школой, является воспитание в каждом ребенке Личности: неординарной, творческой, самостоятельной, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. Однако решить данную задачу могут только учителя, сами являющиеся такими личностями.

Каждая индивидуальность неповторима и своеобразна, специфика любой  профессиональной деятельности (особенно педагогической) выдвигает конкретные требования и ставит специалиста в достаточно жесткие рамки требований к нему.

Особенности самоактуализации во многом зависят от характера деятельности, в которой она реализуется. Главной отличительной чертой профессиональной деятельности учителя музыки является ее ярко выраженное художественное творческое начало.

Самоактуализация есть результат действия врожденной потребности учителя в ней, которая может активизироваться в любой период жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ

 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОАКТУЦАЛИЗАЦИИ

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ


Одной из центральных задач, стоящих перед современной школой, является воспитание в каждом ребенке Личности: неординарной, творческой, самостоятельной, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. Однако решить данную задачу могут только учителя, сами являющиеся такими личностями.

Исследования показывают, что степень сформированности у педагога различных качеств самоактуализирующейся личности и эффективность его деятельности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействуют.

Каждая индивидуальность неповторима и своеобразна, специфика любой  профессиональной деятельности (особенно педагогической) выдвигает конкретные требования и ставит специалиста в достаточно жесткие рамки требований к нему. Это обстоятельство ведет к формированию соответствующих психологических защит, которые не позволяют учителю быть самим собой, открыто и свободно самоактуализироваться, развивая собственную индивидуальность.

Самоактуализация подразумевает полное и непрерывное самопроявление, саморазвитие и самореализацию личностью своего индивидуального потенциала.

Исследования ученых показывают, что самоактуализация является важнейшим компонентом личностной и профессиональной зрелости любого человека.

Особенности самоактуализации во многом зависят от характера деятельности, в которой она реализуется. Главной отличительной чертой профессиональной деятельности учителя музыки является ее ярко выраженное художественное творческое начало. Педагог призван организовывать на уроке не просто учебную деятельность школьников, а художественно-творческую деятельность на основе равноправного сотрудничества с учениками. Именно в таком процессе и должна раскрываться самоактуализирующаяся личность педагога и быть созданы условия для развития качеств самоактуализирующейся личности школьника. Поэтому самоактуализация педагога-музыканта характеризуется как художественно-творческая.

В науке существует немало попыток выделить конкретные качества самоактуализирующейся личности. Среди них и русские исследователи этой проблемы: Юрий Алешин, Леонид Гозман, Михаил Кроз, Сергей Братченко и Мария Миронова.

Проанализировав существующий в науке опыт и имея в виду специфику профессии учителя музыки, особенности художественно-творческого потенциала учителя, можно выделить 12 основных составляющих внутриличностных условий самоактуализации педагога-музыканта:

  • Самоценность;
  • Субъектность;
  • Равновеликость;
  • Стремление к независимости и свободе;
  • Доверие себе;
  • Самоуважение;
  • Ответственность;
  • Диалогичность;
  • Нестереотипность художественного мышления;
  • Общетворческие способности;
  • Научно-теоретическая и практическая подготовленность

Сейчас, охарактеризовывая каждую составляющую, я остановлюсь на ее сущности и для чего нужна эта составляющая.

Самоценность. Оно означает осознание и принятие учителем собственной личностной ценности и значимости, признание уникальности своей художественно-творческой индивидуальности, своих способностей, опыта, интересов, стремлений, потребностей. Самоценность позволяет педагогу рассматривать себя как человека, внутренний мир, духовные запросы, чувства, отношения и художественно-творческое разнообразие которого требуют заботы, внимания, развития.

Субъектность выступает как осознание и принятие учителя положения о том, что только он сам есть главная энергетическая сила, источник и организатор собственной профессиональной деятельности, несущий ответственность как за результаты своего  труда, так и за собственный профессиональный рост. Данное качество направляет педагога на выбор более оптимальных и эффективных путей осуществления профессиональной деятельности, на развитие художественно-творческой индивидуальности.

Равновеликость характеризует отношение учителя к себе (квалифицированному специалисту и личности) как к человеку, равного другим субъектам профессионального взаимодействия, имеющему право на собственное мнение, оценку, позицию. Также педагог должен чувствовать себя равновеликим по отношению к ученикам, т.е. –полноценным соавтором, коллегой, участником сотворчества. Такая позиция позволяет учителю приобрести необходимую независимость при формировании индивидуально-личностной и профессиональной оценки явлений искусства и педагогической действительности.

Стремление к независимости и свободе. Учитель музыки как самоактуализирующаяся личность должен не только признавать за собой право на независимость собственных личностных ценностей, но и активно стремиться к этому. Стремиться также и к свободному, основанном на собственном желании, заинтересованности выбору и принятию решений. Данное качество личности помогает педагогу избегать бездумного принятия «чужого, но авторитетного» мнения без глубокого анализа и соотнесения с собственной системой представлений и ценностей.

Доверие к себе. Для неуверенных в себе людей характерно постоянное обращение к мнению, позиции, решению другого, который считается авторитетом, в ущерб принятию самостоятельных решений. Зачастую этот вид психологической защиты идет от недоверия к себе как профессионалу. Такие люди считают свое мнение менее интересным, менее значительным, менее профессиональным. Они практически блокируют творческое Я, пользуясь чужими достижениями. Без доверия себе, обоснованного самосознанием и адекватной оценкой, художественно-творческая самоактуализация невозможна в принципе.

Самоуважение означает, что учитель воспринимает себя как личность, педагога, музыканта-профессионала, который всегда осознанно, продуманно и квалифицированно осуществляет свою деятельность, Уважающий себя педагог не может себе позволить делать свое бело не качественно, Самоуважение – главный источник самоконтроля и саморугулирования.

Ответственность. Механизмом самоактуализации выступает свободный выбор. Для художественно-творческой самоактуализации важно, чтобы педагог выбирал из возможных альтернатив действий пр решении профессиональных задач такую,Ю, которая создает возможность для его дальнейшего личностного и профессионального роста, соответствует современным требованиям музыкальной педагогики, учитывает интересы и потребности учащихся. Поэтому важное значение имеет для педагога понимание и признание большой ответственности перед самим собой, учениками и их родителями за процесс и результаты своих решений, действий, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности воспитанника.

Диалогичность также выступает в роли одного из основных качеств педагога-музыканта, обеспечивающих эффективность художественно-творческой самоактуализации. Общению, построенному на положениях самоактуализации, свойственно не только умение формировать и высказывать собственное мнение, но также стремление узнать, попытаться понять и принять мысли и чувства других, давая возможность всем участникам диалога высказаться. Диалогичность опирается на демократическую позицию в общении, а также на способность к самораскрытию. Она предполагает гибкость поведения при взаимодействии с другими, адекватность реагирования на подвижную ситуацию взаимодействия.

Нестереотипность художественного мышления. Профессиональное мышление учителя музыки складывается из двух составляющих – мышления художественного (в смысле музыкального) и педагогического. Для того чтобы педагог мог действовать в соответствии с принципами и установками художественно-творческой самоактуализации он должен обладать выраженной, развитой способностью к нестереотипному художественному мышлению, т.е. мышлению нестандартному, оригинальному, для которого несвойственны шаблонность и следование привычке.

Общетворческие способности: фантазия и воображение, интуиция, художественно-эстетическое отношение к действительности. Способность к эстетически обоснованной оценке.

Научно-теоретическая и практическая подготовленность характеризуется необходимым и достаточным объемом знаний о художественно-творческой самоактуализации и владением ее технологией. Н.А. Рыбакова подчеркивает, что одной из важнейших характеристик полноценной и позитивной самоактуализации является адекватность. Это означает, что качества психофизиологической готовности должны сочетаться с профессионализмом учителя и их адекватной самооценкой со стороны педагога.

Итак, определяющим условием художественно-творческой самоактуализации является комплекс соответствующих качеств педагога-музыканта. Однако, важное значение для эффективного осуществления художественно-творческой самоактуализации имеют условия внешнего порядка. Это: социальная востребованность; атмосфера психологического комфорта в коллективе; методическая и техническая обеспеченность; организация специальной подготовки учителя к художественно-творческой самоактуализации.

Социальная востребованность. Данное условие непосредственно связано с наличием объективной необходимости, реально существующей на уровне социального заказа в творческом, самостоятельном, саморазвивающемся учителе, который является яркой личностью, несущей индивидуальное понимание искусство, любовь к нему.

Атмосфера психологического комфорта. Если социальная востребованность есть внешнее условие художественно-творческой самоактуализации государственного уровня, то создание атмосферы психологического комфорта – дело администрации, осуществляющей непосредственное руководство учебным процессом в школе. Задача руководителей состоит в том, чтобы обеспечяить всемерное одоьрение, поощрение самоактуализирующегося учителя. При этом важное значение имеет отшение к педагогу, построенное на основе реализации в практике общения с ним положений, которые обозначены как интраперсональные качества.

Методическое и техническое обеспечение. Художественно-творческая самоактуализация в целом невозможна без систематического общения учителя с искусством. Естественно, что это общение организует сам педагог, исходя из потребностей собственного художественно-творческого потенциала. Вместе с тем необходимо наличие широких и доступных возможностей (фонетика, библиотека, методические кабинеты, материальная и организационная база), которыми педагог мог бы воспользоваться в целях своего профессионального роста.

Организация подготовки к художественно-творческой самоактуализации – также обязательное условие внешнего плана. Самоактуализация есть результат действия врожденной потребности учителя в ней, которая может активизироваться в любой период жизни. Для того, чтобы художественно-творческая самоактуализация стала типичным явлением, необходима организация специальной подготовки на разных ступенях непрерывного профессионального образования.

Итак, реализация художественно-творческой самоактуализации как неотъемлемой характеристики и функции профессиональной деятельности учителя музыки, для своего осуществления требует наличия определенных условий. Данные условия выступают в единстве двух основных аспектов: внутриличностного и внешнего. При этом приоритет по критерию значимости отводится условиям внутреннего плана. Однако, их формирование, функционирование и развитие в высокой степени детерминируются внешними условиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....