Музыка и литература
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Андреева Галина Николаевна

Тема: Музыка и литература. 5 класс

Под. Жизнь песни в иностранных сочинениях.

  1. Воспитательные.  Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитательные чувства уважения к башкирской национальной музыке.

2. Образовательные. Учить слушать музыку, осознанно воспринимать темы, размышлять о ней, анализировать, вспомнить характерные особенности башк. Нац. Музыки /жанры/

  1. Развививающие. Формирование исполнительных навыков /звукообразование, дыхание, фразировка/

Урок углубления и расширения знаний

Вход: «Поющий тростник» – гр. Орлан

  • Здравствуйте, ребята.

Тема

  • Красивая музыка вас приветствовала! Согласны?
  • Вокальная или инструментальная?
  • Музыка какого народа, какой земли?
  • Почему так решили? /голос инстр./
  • Что знаете о курае?

/самый первый инструмент башкирского народа – очень редкий сейчас

Но несмотря на это – сегодня он вместе с нами, живой и настоящий /показ/

  • К какой группе инструментов он относится? – ответ
  • А из чего его делают? – ответ
  • Да! Из тростника, который растет в горах Урала, из полых стеблей камыша или даже веточек деревьев. И поэтому играть на курае немного сложнее, чем на современных инструментах.

Умение игры на курае, в основном, предается по наследству.

  • Но только ли голос курая услышан в музыке?

       Да, рядом звучит еще другие инструменты. Какие?

/синтезатор, электрогитара/

  • Это инструмент прошлого или настоящего?

А значит мы стали свидетелями того, как прошлое и настоящее, век минувший и нынешний соединились в инстр. Пьесе современной башк – группы «Орлан»

Называет «Поющий тростник»

  • Давайте поразмышляем, о чем могла бы быть песня курая /тростника/? – ответ

«Край чудес и очарований» – так отзывались о Башкирии русские писатели Аксаков, Лев Толстой и другие. /показ. фото/ Вот она эта красота

«Живет повсюду красота …»

  • Ребята, вы согласны с автором этих строк?
  • Откуда они?
  • Кто авторы?
  • На что обращают наше внимание?

Сегодня продолжаем работу над песней: 2 к. / показ фраз без слов/ плюс со словами

Певческая посадка /настр Т 3/5/  – обр. вним: звукообр, фраз… оконч, «с»

Останов.отд. на распевах плюс вокализ – повтор.

Испол-е I к. плюс 4 фр.

Молодцы посторались!

  • Что тогда произойдет с песнями?
  • Почему /что соед. в песне? сл. и муз./
  • На что же тогда нам расчитовать в музыке?
  • С чем, какой муз. Останется чел. в жизни? /инстр. И вокализы/

Продолжая тему, я вновь ваше внимание хотела бы задержать на таком жанре как песня, в кот. Ярко выражены нац. Особенности.  Послушаем ее.

  • Какой народ мог быть ее автором? /башк/

Не случайно вас и встречала сегодня музыка башк. Джаз. Гр. «Орлан», потому что создавая

Свои произведения эти музыканты часто обращаются к истокам народной музыки.

Народные башкирские песни остаются для них источником вдохновения.

А что же мы знаем об истоках башкирской народной музыки, то есть с чего начинается башкирская музыкальная культура. Давайте немного заглянем в историю.

  1. В течении многих веков народное творчество башкир было представление вокальной музыки в виде одной песни, так как Ислам /вера/ запрещает коллективное пение и танцы
  2. Наиболее древними жанрами башкирского фольклора явление поэтического жанра:

Кубаиры – героические сказания, подвиги/исполнение на распев сэсенами/певцы – сказит./

Бакты – бытовые сказания /о бедствиях/

  1. Средние музыкальные жанры утвердились жанры исторически песни

/Родина, война/

Ж. исторических песен

Ж. лиричиских песен / природа, любовь, тяжелая женская доля, шуточные/

  1. В свое время в исторических и лирических песнях определено наиболее два ярких стиля:

Узун /прот.медл.п./

Кыске /быстр.кор. п./

  • Посл. Одну из башкирских песен, и решите она звучит в стиле кыске или узун.

Слушать «Кара юрга» – исполняет Влеев.

 

  • Какого качества эта песня? – танц.
  • Что можно о характере?

/вес., быстрый темп, текст песни, припев, изображение, четкий ритм/

  • Кто же является героем песни? – всадник, который обращен к своему коню.

Исполнение одного куплета

В башкирской музыкальном фольклоре большое количество народных сочинений посвящено коням различных пород, мастей и возрастов.

«Кара юрга» – «Вор иноходец»

«Бурте ат» – «Караковый конь»

«Хабай кашка» – «Рыжий конь»

Конь выступает в песнях как верный друг человека и товарищ джигита, умный и преданный друг.

Почти каждая башкирская песня имеет свою легенду, которая перед ее исполнением рассказывается.

«Был у богатого башкира сын, который влюбился в девицу из другого кочевья, родители препятствовали их дружбе и строго охраняли дочь. Тогда влюбленный обращается к своему иноходцу и говорит: «Карий мой, иноходец, я оседлаю тебя, поезжай за моей невестой и привези ее» Иноходец отправляется и приезжает в селение, где жила невеста. Девушка, увидев иноходца, стала просить отца: «Батюшка, позволь мне покататься: мне иноходец этот нравится, седло на нем хорошее. Отец разрешил. Тогда девица села и проехавшись 1,2 раза перед отцом, в 3 раз сказала ему: «Прощайте, батюшка, я больше к вам не возвращусь и уехала, догадавшись, что иноходец был от жениха, по седлу или просто иноходец ей сказал, хорошенько не известно».

  • Послушайте еще раз эту песню и обратите внимание на изменения, которые произойдут с ней, на ее перевоплощение

Слушать – кубыз «Вор иноходец»

  • Удивлены? Чем? Не узнали?
  • Что произошло с песней? /инстр./
  • Голос какого инструмента узнали? /кубыз – показать металлическую подкову.
  • Инструментальная пьеса сохранила характер песни, топот скачущего коня ощутили в иностранном наигрыше?
  • А значит только, что мы были свидетелями того, как песня «Кара юрга» получила второе рождение. И если в инструментальном наигрыше отсутствует звучание голоса, то эта потеря возмещена изобразительным и выразительным звучанием кубыза.

Известно множество примеров, когда мелодия, сочиненная для пения со слогами превращается в инструментальную мелодию.

Сегодня вы сами стали свидетелями такого превращения

  • А какого? /б.и.п. – инструментальный наигрыш/

Домашнее задание: башкирски сказки, легенды. оценки

А в заключение вновь «Кара юрга», но уже в эстрадной обработке Гайсина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_literatura.docx19.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Музыка и литература. 5 класс

Под. Жизнь песни в иностранных сочинениях.

  1. Воспитательные.  Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитательные чувства уважения к башкирской национальной музыке.

2. Образовательные. Учить слушать музыку, осознанно воспринимать темы, размышлять о ней, анализировать, вспомнить характерные особенности башк. Нац. Музыки /жанры/

  1. Развививающие. Формирование исполнительных навыков /звукообразование, дыхание, фразировка/

Урок углубления и расширения знаний

Вход: «Поющий тростник» – гр. Орлан

  • Здравствуйте, ребята.

Тема

  • Красивая музыка вас приветствовала! Согласны?
  • Вокальная или инструментальная?
  • Музыка какого народа, какой земли?
  • Почему так решили? /голос инстр./
  • Что знаете о курае?

/самый первый инструмент башкирского народа – очень редкий сейчас

Но несмотря на это – сегодня он вместе с нами, живой и настоящий /показ/

  • К какой группе инструментов он относится? – ответ
  • А из чего его делают? – ответ
  • Да! Из тростника, который растет в горах Урала, из полых стеблей камыша или даже веточек деревьев. И поэтому играть на курае немного сложнее, чем на современных инструментах.

Умение игры на курае, в основном, предается по наследству.

  • Но только ли голос курая услышан в музыке?

       Да, рядом звучит еще другие инструменты. Какие?

/синтезатор, электрогитара/

  • Это инструмент прошлого или настоящего?

А значит мы стали свидетелями того, как прошлое и настоящее, век минувший и нынешний соединились в инстр. Пьесе современной башк – группы «Орлан»

Называет «Поющий тростник»

  • Давайте поразмышляем, о чем могла бы быть песня курая /тростника/? – ответ

«Край чудес и очарований» – так отзывались о Башкирии русские писатели Аксаков, Лев Толстой и другие. /показ. фото/ Вот она эта красота

«Живет повсюду красота …»

  • Ребята, вы согласны с автором этих строк?
  • Откуда они?
  • Кто авторы?
  • На что обращают наше внимание?

Сегодня продолжаем работу над песней: 2 к. / показ фраз без слов/ плюс со словами

Певческая посадка /настр Т 3/5/  – обр. вним: звукообр, фраз… оконч, «с»

Останов.отд. на распевах плюс вокализ – повтор.

Испол-е I к. плюс 4 фр.

Молодцы посторались!

  • Что тогда произойдет с песнями?
  • Почему /что соед. в песне? сл. и муз./
  • На что же тогда нам расчитовать в музыке?
  • С чем, какой муз. Останется чел. в жизни? /инстр. И вокализы/

Продолжая тему, я вновь ваше внимание хотела бы задержать на таком жанре как песня, в кот. Ярко выражены нац. Особенности.  Послушаем ее.

  • Какой народ мог быть ее автором? /башк/

Не случайно вас и встречала сегодня музыка башк. Джаз. Гр. «Орлан», потому что создавая

Свои произведения эти музыканты часто обращаются к истокам народной музыки.

Народные башкирские песни остаются для них источником вдохновения.

А что же мы знаем об истоках башкирской народной музыки, то есть с чего начинается башкирская музыкальная культура. Давайте немного заглянем в историю.

  1. В течении многих веков народное творчество башкир было представление вокальной музыки в виде одной песни, так как Ислам /вера/ запрещает коллективное пение и танцы
  2. Наиболее древними жанрами башкирского фольклора явление поэтического жанра:

Кубаиры – героические сказания, подвиги/исполнение на распев сэсенами/певцы – сказит./

Бакты – бытовые сказания /о бедствиях/

  1. Средние музыкальные жанры утвердились жанры исторически песни

/Родина, война/

Ж. исторических песен

Ж. лиричиских песен / природа, любовь, тяжелая женская доля, шуточные/

  1. В свое время в исторических и лирических песнях определено наиболее два ярких стиля:

Узун /прот.медл.п./

Кыске /быстр.кор. п./

  • Посл. Одну из башкирских песен, и решите она звучит в стиле кыске или узун.

Слушать «Кара юрга» – исполняет Влеев.

  • Какого качества эта песня? – танц.
  • Что можно о характере?

/вес., быстрый темп, текст песни, припев, изображение, четкий ритм/

  • Кто же является героем песни? – всадник, который обращен к своему коню.

Исполнение одного куплета

В башкирской музыкальном фольклоре большое количество народных сочинений посвящено коням различных пород, мастей и возрастов.

«Кара юрга» – «Вор иноходец»

«Бурте ат» – «Караковый конь»

«Хабай кашка» – «Рыжий конь»

Конь выступает в песнях как верный друг человека и товарищ джигита, умный и преданный друг.

Почти каждая башкирская песня имеет свою легенду, которая перед ее исполнением рассказывается.

«Был у богатого башкира сын, который влюбился в девицу из другого кочевья, родители препятствовали их дружбе и строго охраняли дочь. Тогда влюбленный обращается к своему иноходцу и говорит: «Карий мой, иноходец, я оседлаю тебя, поезжай за моей невестой и привези ее» Иноходец отправляется и приезжает в селение, где жила невеста. Девушка, увидев иноходца, стала просить отца: «Батюшка, позволь мне покататься: мне иноходец этот нравится, седло на нем хорошее. Отец разрешил. Тогда девица села и проехавшись 1,2 раза перед отцом, в 3 раз сказала ему: «Прощайте, батюшка, я больше к вам не возвращусь и уехала, догадавшись, что иноходец был от жениха, по седлу или просто иноходец ей сказал, хорошенько не известно».

  • Послушайте еще раз эту песню и обратите внимание на изменения, которые произойдут с ней, на ее перевоплощение

Слушать – кубыз «Вор иноходец»

  • Удивлены? Чем? Не узнали?
  • Что произошло с песней? /инстр./
  • Голос какого инструмента узнали? /кубыз – показать металлическую подкову.
  • Инструментальная пьеса сохранила характер песни, топот скачущего коня ощутили в иностранном наигрыше?
  • А значит только, что мы были свидетелями того, как песня «Кара юрга» получила второе рождение. И если в инструментальном наигрыше отсутствует звучание голоса, то эта потеря возмещена изобразительным и выразительным звучанием кубыза.

Известно множество примеров, когда мелодия, сочиненная для пения со слогами превращается в инструментальную мелодию.

Сегодня вы сами стали свидетелями такого превращения

  • А какого? /б.и.п. – инструментальный наигрыш/

Домашнее задание: башкирски сказки, легенды. оценки

А в заключение вновь «Кара юрга», но уже в эстрадной обработке Гайсина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

урок музыки: "Музыка и литература"

конспект урока музыки в 5 классе. Тема полугодия: "Музыка и литература"....

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Музыка в литературе: как и зачем звучит музыка в художественном произведении.

Почему многие авторы включают в сюжеты своих произведений музыку? На мой взгляд, каждый художник слова использует этот прием, чтобы подчеркнуть что-то очень важное в героях и их судьбе....