Реализация и развитие межпредметных связей Хор - сольфеджио
учебно-методический материал по музыке на тему

Доклад

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад преподавателя хорового отделения ДШИ № 12

 Шафиковой О.Ю.

на межрегиональной научно-методической конференции

«Учреждения дополнительного образования детей сферы культуры в современном мире»

Реализация и развитие

 межпредметных связей

«Хор - сольфеджио».

  г. Архангельск февраль 2008г

Среди музыкальных специальностей профессия дирижёр - одна из самых сложных и многогранных. Он постоянно должен проявлять себя не только как музыкант-исполнитель, но и как педагог-организатор, т.к. одна из сложных задач — это создание хорового коллектива.

        Воспитание ребёнка в коллективе — важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия её внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей. Только в коллективе ребёнок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Детское хоровое творчество — особый вид музыкального искусства, в котором музыка объединяет множество маленьких сердец в одно большое сердце. Дружба - одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого, дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.

        Одним из творческих коллективов нашей школы является хор «Гармония», который существует более 10 лет. За это время хор достиг значительного уровня, он является дипломантом и лауреатом областных, российских и международных конкурсов-фестивалей. Разнообразна палитра концертных и конкурсных путешествий коллектива - Архангельск, Северодвинск, Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Золотые пески Болгарии, Будапешт, Прага, польские города - Свидница, Вроцлав, Милан, Венеция, Рива-дель-Гарда.

        (видеозапись)

        Одним из важных признаков формирования и развития детского хорового коллектива является накопление и сохранение традиций. Они обеспечивают сплоченность коллектива, четкость и устойчивость в работе. Юные певцы должны знать наиболее значительные творческие достижения старших учащихся хора. Неоценимую пользу оказывает накапливаемый коллективом архив - диски, альбомы с фотографиями, дипломами с конкурсов и фестивалей, отзывы прессы.

        Выпуск основного состава концертного хора «Гармония» в 2005-2006 г. г. совпал с отсутствием конкурса в ДШИ, связанным с демографическим спадом в 90-х годах.

        В связи с отсутствием конкурса при поступлении в ДШИ последние пять лет фактически не было профильного отбора учащихся при зачислении на хоровое отделение. В 1 класс приходят дети со средними и слабыми музыкальными данными (неразвитая координация между слухом и голосом, диапазон в объеме терции-квинты, отсутствие певческого навыка, неверное представление о пении, в детском саду привит навык декламирования).

        Перед руководителем хора встал вопрос о развитии коллектива и как в новых условиях поддерживать традиции хора. Проанализировав ситуацию совместно с преподавателями теоретического отдела, пришли к выводу об углублении межпредметных связей.

        Хочется отметить, что межпредметные связи существовали всегда, но носили скорее эпизодический характер. Сейчас мы пришли к необходимости создания системы обучения на хоровом отделении.

        И первый этап этой сложной длительной работы — углубление взаимосвязи предметов хора и сольфеджио, который имеет смысл начинать в младших классах.

        Эти предметы являются профилирующими на хоровом отделении, их объединяют общие направления в развитии музыкальных способностей: воспитание музыкального слуха, формирование вокально-интонационных навыков, развитие музыкальности и музыкальной культуры.

        В первую очередь педагогам необходимо конкретизировать задачи, определить интегрированные методы и формы работы на определенных этапах обучения.

        Начальный этап (1,2 классы) самый важный, где закладывается фундамент для дальнейшего успешного развития музыкальных интеллектуальных и эмоциональных способностей детей.

        Основная задача - формирование первоначальных вокально-интонационных навыков. Хормейстер и сольфеджист с первых уроков уделяют внимание правильной певческой установке, певческому дыханию, выработке унисона в работе над кантиленой, воспитанию культуры звука и осознанному отношению к интонированию.

        На сольфеджио эти задачи выполняются через развитие слуха и музыкального мышления:

        - умение    сконцентрировать    и    удерживать     слуховое     внимание, контролировать интонацию,

        -   развитие ладового мышления, «думающего» слуха - первоначальные навыки анализа мелодического движения,

        - развитие координации между слуховыми представлениями и реализации их в пении.

На хоре - через овладение вокально-хоровой техникой: целенаправленная работа над дыханием, артикуляцией, формированием орфоэпических навыков (работа над гласными), над правильной подачей звука.

        (видеозапись)

        Важным моментом является анализ учебно-дидактического материала с точки зрения интеграции обучения. Совместно преподаватели выстраивают в определенную систему вокальные упражнения, попевки, песни, которые способствуют исправлению интонации, расширению диапазона, выработке унисона, умению подстроиться под общее звучание: интонационно, динамически, по качеству звука, чисто и выразительно интонировать мелодические обороты с опорой на устойчивые ступени лада.

        Хочется обратить внимание, что в целях обогащения слухового опыта и заинтересованности детей, мы рекомендуем преподавателям хора и сольфеджио использовать разный песенный материал.

        Учитывая интенсивность вокального развития учащихся хорового отделения, преподаватель сольфеджио должен неукоснительно следить за качеством пения на своих уроках. Требования по сольфеджио и хору (в вокальной работе) должны быть едиными. Здесь мы имеем ввиду культуру звука, фразировку, правильное формирование гласных в пении с текстом и сольфеджировании.

        Особо хочется сказать о пении а сареllа и работе над двухголосием. Сложно говорить о том, когда нужно начинать. Педагог должен хорошо знать возможности учащихся, степень развития музыкально-ладового слуха и вокальных данных, учитывать потенциал группы.

        Преподаватель обязан проявить максимальную чуткость (педагогическое «чутье»), одинаково важно своевременно при наличии необходимых условий активно продвигать учащихся вперед, так и, в случае недостаточного уровня развития способности детей, не форсировать изучение нового материала.

        Музыкальное, интеллектуальное, физическое развитие детей третьего, четвертого года обучения позволяет повысить требования к вокальным навыкам.

        Основные задачи этого этапа:

        -  укрепление навыков двухголосного пения, воспитание основ строя в трехголосии;

        -  развитие навыков а сареllа на более сложном мелодическом материале, многоголосном пении.

Многоголосие является важным шагом на пути слухового освоения гармонического и полифонического голосоведения в хоре. Мы рекомендуем использовать во взаимодействии следующие формы работы:

-  элементы двухголосия в диктантах, творческих заданиях;

- гармонический анализ, в том числе фрагментов хоровых произведений, со зрительной опорой на партитуру, обращая внимание на структуру и функции аккордов;

- пение   гармонических  последовательностей   интервалов   и   аккордов, нацеливать детей на удержание слухом своего мелодического голоса при вертикальной координации всех голосов (фиксация слухом), акцентировать внимание на чистоту строя.

Навыки слышания голосоведения удобней воспитывать в трехголосии нежели чем в четырехголосии, т.к. ясней воспринимается на слух детьми и способствует развитию более гибкого слуха. К средним классам дети должны чувствовать себя достаточно свободно в произведениях а сареllа. Преподавателю сольфеджио следует обратить внимание на аккапельное пение. Мы можем рекомендовать иногда использовать в практике (время от времени) уроки с «закрытой крышкой» рояля, настраиваясь по камертону.

        На сегодняшний день мы вполне удовлетворены темпом музыкального развития учащихся в вокально-интонационной работе, наши результаты совместных усилий позволяют надеяться на перспективность развития хора «Гармония». В планах методической работы хорового отделения развитие и расширение межпредметных связей с участием заинтересованных преподавателей по инструменту, работающих с хоровыми классами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей при изучении физики

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

«Реализация межпредметных связей в процессе обучения, с целью развития мышления и усвоения знаний»

Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты.  Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – ...

Развитие межпредметной связи английского языка с естественнонаучными дисциплинами в рамках системно-деятельностного подхода

В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», ...

Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...

Развитие межпредметных связей через игровую деятельность в общеобразовательном учреждении

В современном мире, преподаватель должен идти в ногу со временем, отслеживать технологические новинки и знакомить с ними своих учеников. Но хотят ли ученики этого? Необходимо увлечь детей техническим ...