Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.
статья по музыке на тему

Ярохно Татьяна Александровна

Материал  из опыта работы учителя музыки, по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках музыки. В материале предлагаются конкретные упражнения, направленные на сохранение  здоровья учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ « СОШ п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Использование здоровьесберегающих  

технологий на уроке музыки

В технологии здоровьесберегающегообучения,  решаю следующие задачи:

 Овладеть  набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

 Формировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни.

 Закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.

     В работе по привитию основ здорового образа жизни и физического развития не только использую традиционные формы и методы, но и изготовленное нетрадиционное оборудование под моим руководством совместно с родителями, детьми. С нетрадиционным оборудованием выполняются упражнения по развитию физических качеств, упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.  Во время непосредственной образовательной деятельности, обязательно используется музыкотерапия.

Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у воспитанников формируется  осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.

         I.            группа здоровья -  10 детей

      II.            группа здоровья -  15 детей

      Работе по здоровьесберигающей технологии  направлена  на сохранение и повышение уровня здоровья и здорового образа жизни воспитанников:

1. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.).

2. Физкультминутки, динамические паузы.

3. Самостоятельная деятельность дошкольников.

4. Непосредственно образовательная деятельность.

5. Работа с родителями.

     Думаю, что научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, очень важно при дальнейшем обучении в школе.

Изготовление и использование нестандартного физкультурного оборудования положительно сказывается на привитии основ здорового образа жизни воспитанниковЭто подтверждают отзывы коллег на посещённое открытое мероприятие - «Умелые ручки»  - мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования для подвижных игр».

      Благодаря применению здоровьесберегающих  технологий, систематически проводимых мероприятий по физической культуре рациональному использованию  нестандартного оборудования значительно увеличилась моторная плотность физкультурных занятий (до 80% - 90%). Возрос интерес детей к разным видам движений, появилась изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, значительно повысился эмоциональный  тонус на физкультурных занятиях. Результаты обследования показали:

Высокий уровень - 22 ч.  (81%)

Средний уровень - 5 ч. (19%)

 Деятельность учителя по здоровьесбережению:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

Содержание работы

1

Проведение лекториев с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха.

2

Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

3

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

-влажная уборка,

-расписание уроков,

-создание интерьера класса

4

Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

5

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6

Организация  внеурочной деятельности, направленной  на сохранение  и укрепление здоровья учащихся.

7

Систематическое проведение внеклассных мероприятий по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

8

Внесение в рабочие программы по музыке материалов по формирования ОЗОЖ.

9

Консультирование родителей.

10

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

11

Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

20

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся на 2013 – 14 учебный год.

Тема

1

В семье растет сын.

2

В семье растет дочь.

3

Детский травматизм на дорогах.

4

Досуг в семье.

5

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

6

За здоровый образ жизни.

7

Каким будет ваш ребенок.

8

Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

9

Причины быстрой утомляемости младших школьников.

10

Психологическая поддержка младших школьников.

11

Физические и душевные травмы.

Примерная тематика бесед, мероприятий, КОНКУРСОВ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА  2013- 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема

Сроки

1

Тема: «Занятия после школы

  1. Беседа «Умей организовать свой досуг»
  2. Конкурс рисунков «Песни о здоровье» (1- 5 кл)

 Сентябрь

2

Тема: « Как сохранить здоровье?»

1.Диспут «Чувства и поступки»

2. игра «Угадай мелодию» ( по песням о здоровье физическом, духовном, профилактике здоровья) (6-7 кл)

 Ноябрь

3

Тема: “В здоровом теле здоровый дух”

  1. Беседа “Для чего нужна зарядка”
  2. Разучивание песни- танца «Аэробика» (5-7 кл)

Январь

4

Тема: “В гостях у Айболита”

  1. Игра “Здоров будешь – все добудешь” (3-5 кл)

Март

5

Тема: “Мои увлечения”

  1. Беседа «Давай поговорим»
  2. Акция «Спешим делать добро» (3-7 кл)

Май

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКЕ МУЗЫКИ.

Здоровье – отсутствие болезни. Здоровье имеет три составляющих:

- психическое

- физическое

- социальное.

Факторы, формирующие здоровье:

  1. Образ жизни – 50%
  2. Внешняя среда – 20%
  3. Биологические факторы – 20%
  4. Организация медпомощи – 10%.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это физкультура, спорт, физминутки, физические переменки. УЧИТЕЛЬ должен учить:

  1. Правильно сидеть, стоять, ходить.
  2. Работать при правильной освещенности, беречь зрение.
  3. Корректировать нагрузку на зрение, слух.
  4. Выполнять физминутки во время учебного процесса, гимнастику для глаз, рук, спины.
  5. Проводить влажную уборку, проветривание классного помещения.
  6. Следить за динамичностью позы – смены положения тела во время урока.

ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ –

Учитель должен оказывать помощь ребенку в психологических и социальных трудностях. Ребенка нужно уметь выслушать, понять, принять таким, какой он есть без условий, включать его в разнообразную деятельность, учить следовать нормам человеческого общежития, милосердия, прививать полезные привычки.

На уроке  музыке используются :

  1. Общеоздоровительные физкультминутки
  2. Гимнастика для глаз.
  3. Элементы дыхательной гимнастики.
  4. Кинезиологическая гимнастика-
  1. Упражнения на гармоничную работу мозга.
  2. Упражнения психологические на снятие напряжения.

ОБЩЕОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Обычные физкультминутки на уроке музыки -  тематическими, например:

- учитель называет термины и просит детей –

-встать-сесть ( встать, если композитор  русский, а сесть, если композитор зарубежный)

- поднять руки-опустить руки (называть разные жанры, дать задание поднимать руки, если  этот жанр вокальный и опускать ели нет и т.д. .)

- шаг вперед – шаг назад ( утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.)

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Цель – развитие межполушарной специализации.

-развитие межполушарного взаимодействия,

- синхронизация работы полушарий,

- развитие мелкой моторики,

- развитие памяти, мышления.

Комплекс упражнений:

1.КОЛЕЧКО:

поочередно и как можно быстрее перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполнять в прямом и обратном порядке ( мизинец – большой палец), можно выполнять каждой рукой, можно одновременно.

2. КУЛАК, РЕБРО, ЛАДОНЬ:

Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости,- сжатая в кулак,- ладонь ребром на плоскости – ладонь на плоскости. Выполнять поочередно и одновременно двумя руками по 8 – 10 раз.

3. ЛЕЗГИНКА:

Левую руку сложить в кулак, большой палец в сторону, кулак развернуть пальцем к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой, после этого сменить положение рук. Повторить 6-8 раз.

  1. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ:

Положить на стол чистый лист бумаги, взять в обе руки по карандашу, начать рисовать одновременно двумя руками. При этом упражнении расслабляются глаза и руки.

  1. УХО-НОС:

Левой рукой взять за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо, одновременно отпустить и хлопнуть в ладоши поменять положение рук с точностью наоборот.

  1. Перекрестные движения:

Выполнять перекрестные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад), затем поменять руку и ногу.

  1. КАЧАНИЕ ГОЛОВОЙ:

Дышать глубоко. Отпустить голову вперед, закрыть глаза, медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

  1. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ 8 –КА

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости 8-ку 3 раза сначала каждой рукой по очереди, потом одновременно.

  1. СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ:

Рисовать руками в воздухе симметричные рисунки.

  1. МЕДВЕЖЬИ ПОКАЧИВАНИЯ:

Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

  1. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ:

Предварительно нарисовать на карточке две пересекающиеся линии в виде Х . Зафиксировать взгляд на этом пересечении, выполняя упражнение: стоя поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колене, и кистью левой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Когда рука касается ноги, а взгляд сконцентрирован на Хх, пересекаются полушария мозга, упражнение помогает полушариям работать согласованно.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Снимает усталость и напряжение с глаз, корректирует зрение.

  1. Упражнение «ФИЛИН».

Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3-4 секунды. Широко открыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 секунд.

  1. Упражнение «Рисование носом».

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать «носом» выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

  1. Упражнение «Бег глазами».

На кончик указки прикрепить искусственную бабочку или листок и отправиться с ней в путешествие. Дети должны глазами следить за траекторией движения.

  1. Упражнение « У меня на носу»

Посмотреть на кончик носа, перевести глаз

на заданный объект( в разных углах доски,

можно карты или картины) со словами « у меня на нос

ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ:

1. Произносить скороговорки, переводя дыхание

- после каждой строчки

- через строчку

- произнести на одном дыхании.

2. выполнить шумный вдох носом, на выдохе через рот проговорить буквы «! БР-ФР.

3. Шумные вдохи и выдохи «грудная клетка – живот»

4. Динамическая – руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК ВО ВРЕМЯ ПИСЬМА:

  1. Максимальным усилием в течение 3 секунд пытаться раздвинуть в стороны выпрямленные пальцы рук , повторить 3 раза.
  1. Напрячь пальцы рук и попытаться соединить их вместе, максимально напрягая пальцы.
  1. И.п. – пальцы в полусогнутом состоянии, напрягая мышцы пальцев пытаться их выпрямить, повторить 3 раза.
  1. И.п. – пальцы полусогнутые, напрягая мышцы пальцев попытаться их сжать, повторить 3 раза.
  1. И.п. –ладони перед собой, напротив друг друга. Наложить концы пальцев левой руки на концы пальцев правой руки, ладони держать отдельно. С максимальным усилием сдавливать их 3 сек. , повторить 3 раза.
  1. И.п. – сцепить мизинцы между собой « крючком». С максимальным усилием, в течение 3 сек. Тянуть пальцы в разные стороны, пытаясь их разорвать, проделать такое упражнение для остальных пальцев.
  1. Отгибать до упора каждый палец противоположной руки до максимального угла. Повторить по 3 раза.
  2. Максимальным усилием по очереди сдавливать конец большого пальца с указательным. Повторить 3 раза для каждого пальца.
  1. Растереть друг о друга ладони догоряча левой ладонью выполнять одно растирающее движение по внешней стороне правой кисти. Затем ладонью правой руки делается одно растирание внешней стороны левой кисти. Всего делается 10 растирающих движений каждой руки.

УПРАЖНЕНИЯ ПСИХОЛОГЧЕСКИЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ:

  1. Сжать кулак, подержать мышцы в напряжении 5 сек.
  1. Усиление руки в паре (сжимание рук своих и с соседом)
  1. Слушание с проговариванием.
  1. Написать все плохое на лист и разорвать его .
  1. Паровозик ( по очереди написать свои эмоции, зачитать, предложить выход)

Гигиенические показатели, характеризующие урок.

1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски;

2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех.

5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.

6.Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.;

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).

7.Место и длительность применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.

8.Физкультминутки и другие. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.

9.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

11.Психологический климат на уроке

Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем.

Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений.).

На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию:

выставить отметки в рабочие карты, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», « В чем оказалось неудачным?».

Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, т.к. «2», «1» не ставятся.

Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь др. ребят или в процессе самостоятельной работы.

Самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы важны для мотивации познавательной деятельности учащихся.

Интеграция используется на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала.

12.Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с

комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д.

.13. В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:

обучающимся с высоким интеллектуальным, уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания;

школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.

Обучающимся со средним интеллектуальным. уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.

Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).

Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения - в единстве формы и содержания (например, определить композиционную. роль того или иного эпизода).

13.Темп и окончание урок

--спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом.

Учителя истории убеждены в том, что сегодня, изучая Отечественную историю, имеется возможность говорить о духовно – нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось своя земля.

Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается , каким должен быть человек в этом мире, на грешной земле. И наша цель, педагогов, «разбудить» в детях то сокровенное, что затаилось в глубинах их душ.

В своих классах у меня задача выстраивать работу так, чтобы учащиеся осознавали тот глубочайший культурный, религиозный и психологический опыт русской истории. Каждый урок имеет направленность диспута («Поспорь со мной», «Помоги нам разобраться»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

Данный материал возможно станет полезен учителям музыки общеобразовательных, коррекционных школ,  и музыкальным руководителям  детских садов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

     Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьсбережению, внедрение здоровьесберегающих ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся....

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности.  В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья п...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...