«Музыкальная интонация»
план-конспект урока по музыке на тему

Пилюгина Мария Валерьевна

Тема урока: «Музыкальная интонация»

Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Единство выражения и изображения интонации в музыке.
Обучающая задача: Сформировать представление о выразительной и изобразительной интонации.
Развивающая задача: Развивать умение слушать и различать выразительные и изобразительные интонации.
Воспитательная задача: Эмоцианальное восприятие у детей.
Музыкальный материал:

·        «Три подружки» Д.Б.Кабалевского-слушание.

·        «Самая хорошая» (о маме) В.Иванникова-разучивание и исполнение.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация в PowerPoint, фортепиано.

Музыкальный материал:

·        «Три подружки» Д.Б.Кабалевского;

·        Ф.Раневская читает стихотворение А.Барто «Болтунья»

·        С.С.Прокофьев «Болтунья»

·        «Улыбка» Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В.

·        «Асамат кепере»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока музыки 2 класс

Тема урока: «Музыкальная интонация»

Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Единство выражения и изображения интонации в музыке.
Обучающая задача: Сформировать представление о выразительной и изобразительной интонации.
Развивающая задача: Развивать умение слушать и различать выразительные и изобразительные интонации.
Воспитательная задача: Эмоцианальное восприятие у детей.
Музыкальный материал:

  • «Три подружки» Д.Б.Кабалевского-слушание.
  • «Самая хорошая» (о маме) В.Иванникова-разучивание и исполнение.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация в PowerPoint, фортепиано.

Музыкальный материал:

  • «Три подружки» Д.Б.Кабалевского;
  • Ф.Раневская читает стихотворение А.Барто «Болтунья»
  • С.С.Прокофьев «Болтунья»
  • «Улыбка» Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В.
  • «Асамат кепере»

Наглядный материал:

  • иллюстрации «Трёх подружек»;
  • портреты С.С.Прокофьева, А.Барто, Д.Б.Кабалевского
  • фотографии Новочебоксарска

Ход урока:

1.Организационный момент.
Вход детей в класс под музыку. Дети встают возле своих парт. Музыкальное приветствие.
Учитель: А теперь я прошу вас сесть за свои парты.
2.Повторение пройденного материала.

Учитель: вот и снова наш урок.

Прозвенел уже звонок

Чтобы умными уйти,

Вы работать все должны!

Не скучать и не шалить,

Не ворчать и не хитрить,

Все заданья выполнять,

петь, играть и танцевать,

думать, спорить, говорить,

фантазировать, творить.

Учиться – старательно,

А слушать так внимательно!

Смеяться заразительно

А петь лишь выразительно!
Учитель: ребята как я сейчас прочитала стиховорение?

Ученики: выразительно, соблюдая правильную интонацию.

Учитель: Вы правы ребята, сегодня речь пойдет об интонации в музыке. А что такое интонация?

Ученики: то как произносим одно и то же предложение и слово…

Учитель действительно ребята интонация – выразительность.  Для чего нужна интонация?
Дети: Для того, чтобы понимать друг друга.
Учитель: То есть мы общаемся с помощью интонации?
Ученики: Да.
Учитель: А как мы показываем интонацию в общении друг с другом?
Ученики: Слова можно произносить по-разному, жесты, мимика, речь.
Учитель: Интонация в переводе с итальянского означает выразительное произношение наполненное и окрашенное чувствами и переживаниями. Ребята, а что нам в письменной речи помогает выразить наши чувства?

Ученики: знаки препинания.

Учитель: а какие знаки препинания вы знаете?

Ученики: запятая, точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Учитель: молодцы! А как вы думаете, что в музыке нам помогает передать выразительное пение?

Ученики: …

Учитель я вам немного помогу вспомните попевку. Которую мы учли в начале года. Какие интонации вы найдете в музыке

Исполнение попевки «Мы –второклассники»

Ученики: Восклицательные . Утвердительные.

Учитель: хорошо. В музыке нам тоже помогает интонация. Ребята, а как вы думаете. Что мы будем делать сегодня на уроке?

Ученики: петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах.

Учитель: а что вы ждете от нашего урока?

Ученики: радости, веселья,

Учитель:  И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по миру музыки в гости к её величеству интонации.

Ученики: Я сейчас предлагаю вам послушать произведение и ответить на вопрос: меняется ли настроение произведение на протяжении звучания?

Сколько частей в произведении?

Как бы вы назвали это произведение? 

 А теперь закройте глаза и внимательно послушайте эту музыку (звучит аудиозапись «Трёх подружек» Д.Б.Кабалевского)
Учитель: Что сейчас прозвучало?
Ученики: Пьеса Д.Б.Кабалевского «Три подружки».
Учитель: А какие это подружки? Мы их видим?
Ученики: Нет. Мы их слышим.
Учитель: Какими они нам показаны в музыке?
Ученики: Одна подружка грустная, печальная. Интонация плаксивая. Вторая- радостная, игривая. Интонация радостная. Третья- злая. Интонация злая.
Учитель: А как зовут этих девочек?
Ученики: Первая- Плакса, вторая- Резвушка, третья- Злюка.
Учитель: Почему такие имена?
Ученики: Потому что характер музыки говорит нам об этом.
Учитель: А только ли характер музыки нам говорит об этом? Как композитор ещё показал нам трёх девочек? С помощью чего?
Ученики: С помощью музыкальных инструментов. Плакса- с помощью скрипки, Резвушку- с помощью флейты, а Злюку- с помощью трубы.

Учитель: Молодцы! (во время названия музыкальных инструментов на доске появляются иллюстрации этих инструментов).

А почему композитор показал наших девочек именно с помощью этих инструментов?
Ученики: Потому что окраска звучания этих инструментов очень подходит для девочек.
Учитель: О своей интонации в музыке нам рассказал композитор Д.Б.Кабалевский.

Учитель: Мы были художниками, нарисовали красками свою интонацию девочек, услышали интонацию композитора в музыкальном произведении. А теперь скажите: интонация «Трёх подружек» была изобразительная или выразительная?
Ученики: Выразительная и изобразительная. Выражается настроение девочек.
Учитель: А что изображается?
Ученики: Характер и действия девочек.
Учитель: Очень часто ребята наше натроение меняется на прояжении дня. Но даже когда вы чувствуете, что начинаете превращаться в злюку или в плаксу, сразу вспомните нашу песенку «Улыбка». Ребята, а как мы будем петь это произведение с какими интонациями?

Ученики:…
Учитель: Повторяем слова первого куплета и исполняем
(после повторения слов и мелодии 1 куплета приступаем к разучиванию 2 и 3 куплетов, повторяем ещё раз слова и закрепляем всю песню).

Учитель: Все мы разные: одни молчуны, а другие бывают болтливыми. Я хочу вам рассказать о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он называет ее болтуньей. Действительно ли это так или нет? (слушаем стихотворение «Болтунья»)

Ученики: Вова не виноват. Лида обо всем говорит без остановки, без умолку.

Учитель: Когда человек быстро и много говорит, как называется такая речь?

 Ученики: скороговорка

Учитель: А если сочинить песню на эти слова, какая бы она была? Менялся бы характер музыки?

Ученики: менялся, потому что лида будет говорить с разной интонацией.

Учитель: Композитор С. Прокофьев написал песню «Болтунья» (слушание)

Поднимите руку, когда Лида говорит скороговоркой.

Итог: Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке? (об интонации)

- Что такое интонация? (выразительность)

- Какие интонации вы знаете (удивления, восхищения, ласковая, хитрая и т. д)

- Интонация бывает и в речи, и в музыке. О музыкальной интонации мы продолжим говорить еще на других наших уроках.
6. Итог урока.
Выставление оценок в журнал. Выход детей из класса под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сценарий проведения нетрадиционного урока по музыке по теме "Интонация"

В игровой форме даю общие представление о том, что такое интонация, какое значение она имеет в музыке. Раскрываю смысл понятий: "Ритм", "Темп", "Тембр", "Динамика", "Мелодия", "Выразительность", "Изоб...

Интегрированный урок в 5 классе по теме: «Интонации зимы в музыкальных и литературных произведениях»

Цель: знакомство с видами интонаций в музыкальных и литературных  произведениях.Задачи:1. Дальнейшее изучение выразительных и изобразительных интонаций в произведениях искусства, знакомство с вок...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"

Методические приемы и наработки как  существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....

Музыкальная интонация.

Статья содержит обзор информации по данной теме....