«Художественный образ».
методическая разработка (музыка) по теме

Филатова Ольга Федоровна

Разработка урока музыки с использованием технологии

деятельностного подхода.

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvennyy_obraz.docx27.04 КБ
Файл khudozhestvennyy_obraz.pptx812.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки с использованием технологии

деятельностного подхода.

Выполнила: Филатова О.Ф.

(учитель музыки)

«Художественный образ».

2класс

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Тема урока: «Художественный образ».

 Цель урока: художественно-образное восприятие музыки.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить знания об особенностях танцевальной музыки, ее жанрах;
  • выявить художественно-образное содержание музыки;
  • усвоить новые понятия и актуализировать уже известные;
  • проконтролировать степень усвоения знаний с помощью заданий.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;
  • воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Развивающие:

  • развивать интонационный, ладовый слух и творческие способности учащихся;
  • развивать художественно-образное и ассоциативное восприятие музыкального произведения;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки;

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно -поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: фронтальная.

Виды деятельности на уроке:

1.Вокально-хоровая работа

2.Слушание музыки

3.Рассуждения о музыке

4.Музыкально-ритмические движения

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, аудио записи, презентация.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1) предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочей
позы и внешнего вида учащихся, организация внимания), приветствие;

2) актуализация знаний:

- Ребята, два наших предыдущих урока были посвящены изучению танцевальной музыки, мы говорили о ее характерных особенностях. Давайте вспомним, для чего предназначена танцевальная музыка  и   чем она отличается от музыки песенной и маршевой.

- Для того, чтоб под нее танцевать;  она должна быть ритмичной; в песне главное мелодия, а в танце – ритм;

- Совершенно верно.  Танцевальная музыка должна быть  в первую очередь ритмичной.                                                                                                 Мы говорили также о том, что существует огромное  количество различных танцевальных жанров и направлений танцевальной музыки, но есть три основополагающих  танцевальных жанра, мы их уже хорошо знаем и ни с чем не спутаем. Как они   называются?

- Вальс, полька, мазурка.

- Правильно.

3)  исходная мотивация:

- сегодня мы узнаем, что танцевальная музыка – это не просто ритмичная музыка, но она может  создавать перед нами различные художественные образы, раскрывать характеры, подчеркивать те или иные характерные  особенности  музыкальных героев.

4) формулировка темы урока и целей:

- итак, тема  нашего сегодняшнего урока  - «Художественный образ в музыке» (запись темы в тетрадь).  Мы должны научиться слышать музыку и понимать, о чем хотел сказать нам ее создатель, а также выяснить, что собственно значат эти пока не очень понятные слова – «художественный образ».

 

II. Основная часть.

1)пробное учебное действие:

-На прошлом уроке мы слушали цикл танцевальных пьес замечательного русского композитора Д.Д. Шостаковича «Танцы кукол».  Давайте произнесем имя композитора все вместе (дети произносят). Одним из номеров был Вальс-шутка   в исполнении маленьких хрустальных куколок – пастушки и трубочиста, тех самых,  из сказки Г.Х. Андерсена. Сейчас я напомню вам эту музыку, а вы не просто слушаете, а выполняете задание. Перед вами  на доске слова-определения. Вы их внимательно читаете и выбираете только те из них, которые подходят для определения характера именно этой музыки. Слова запишем в тетрадь.

( звучит музыка, дети выбирают и записывают слова, затем дети опрашиваются, какие слова они  выбрали,  выясняется смысл слов, значение которых вызывает затруднение (напр. изящная, грациозная и т.п.),  подводится итог, какие слова характеризуют музыку)

-Итак, композитор создает перед нами образ маленьких хрустальных куколок, легких, прозрачных, изящных, очень красивых, образ светлый, утонченный, мы прямо таки слышим в музыке звон хрустальной посуды.

Но вы думаете, что танцевать вальс могут только красивые куклы? Если вы так думаете, вы ошибаетесь. Следующий герой совсем не похож на изящную куколку. Послушайте, пожалуйста, музыку и подумайте, этот герой каким должен быть: маленьким или большим, легким или тяжелым, грузным, ловким или неповоротливым и неуклюжим?

(дети слушают, высказывают свое мнение)

-Итак, это явно кто-то очень большой и тяжелый, неповоротливый и неуклюжий. А как вы это поняли? Какая была музыка?

(дети высказывают свое мнение)

- Музыка звучная, неспешная, тяжеловесная, как бы перетаптывающаяся на  одном месте.  Как вы считаете, кто бы это мог так танцевать?

- Медведь,  слон!

- Верно.  Этот вальс  действительно называется «Слоны». Автор его замечательный французский композитор Ш.К. Сен-Санс. Давайте проговорим все вместе его имя (проговаривают и затем записывают в тетрадь).  

2) постановка проблемы и ее решение:

- Итак, мы прослушали два музыкальных произведения, и то и другое – вальс, танец. Как же удалось композиторам создать в танцевальной музыке такие разные, такие непохожие художественные образы. Я напомню вам еще раз музыку, а вы вспомните, что мы говорили с вами ранее  о свойствах музыкального звука (слушаем еще раз фрагменты).

- Какие звуки использовал  композитор, чтобы нарисовать перед нами образ легких красивых хрустальных кукол и большого тяжелого и неуклюжего слона?

- Для кукол – звуки высокие и негромкие; для слона – звуки  низкие и громкие.

- Да, верно. Ранее мы уже говорили о свойствах звука различаться по высоте, о звуках высоких и низких. Используя это свойство звука, композитор может создавать такие непохожие музыкальные образы. Звуки высокие позволяют рисовать образы легкие, светлые, воздушные, а звуки низкие – образы тяжелые, массивные, мощные, иногда даже мрачные и злые.

3) новое знание:

 - Давайте обратим внимание на то, какие музыкальные инструменты выбрали композиторы, для характеристики своих героев:

музыку кукол исполняла флейта-пикколо, инструмент с самым высоким и светлым голосом, запишем  название этого музыкального инструмента в свои тетради и еще раз послушаем его голос (слушание фрагмента).Как вы считаете, к какой группе музыкальных инструментов будет относится флейта-пикколо и почему.

- к духовым, звук извлекается при помощи дыхания.

-Верно. А исполнение мелодии  вальса слонов Ш.К.Сен-Санс поручил такому же неуклюжему и неповоротливому инструменту как контрабас, обладающему    самым низким голосом. Это родственник скрипки, только намного больше. Этот инструмент размером с самого музыканта. Когда музыкант играет на контрабасе, он садится на специальный стульчик и ставит инструмент на пол и водит по струнам смычком, как показано на слайде. Струны у контрабаса длинные и толстые, и голос его низкий, глубокий, гудящий, похож на звук слоновьего хобота. Как вы считаете, к какой группе музыкальных инструментов будет относится контрабас и почему.

- к струнно-смычковым, звук извлекается из струны при помощи смычка.

- запишем  название этого музыкального инструмента в свои тетради и еще раз послушаем его голос (слушание фрагмента).

Тема нашего урока звучала так: «Художественный образ». Мы сегодня слушая музыку говорили о том, что композиторы создали совершенно разные, совершенно непохожие художественные образы. Мы услышали это в музыке. Кто же мне сможет ответить, что такое художественный образ?

Это то, что мы представляем себе, когда слушаем музыку.

- Верно. Это то, что композитор хотел передать нам музыкой, что он хотел сказать нам в музыке, что мы понимает, когда эту музыку слушаем.

III. Закрепление.

-Мы с вами поиграем сегодня в композиторов. Вы – композиторы.  У вас задание сочинить музыку с спектаклю» Репка». На сцене появляется мышка, маленькая, шустрая, юркая. Какие звуки, высокие или низкие, вы изберете для музыки мышки и почему?

-Высокие, потому что…

- В фильме на огромной скорости мчится тяжелый металлический паровоз, он оглушительно гудит и грохочет железом. Какие звуки, высокие или низкие, вы изберете для музыки паровоза и почему?

-Низкие, потому что…

- Вы сочиняете романс под названием «Песнь жаворонка». Какие звуки, высокие или низкие, вы изберете для музыки жаворонка, маленькой певчей птички и почему?

-Высокие, потому что…

-Вы сочиняете танец медведя. Какие звуки, высокие или низкие, вы изберете для музыки медведя, грозного хозяина русского леса и почему?

-Низкие, потому что…

-Итак, мы выяснили сегодня, что звуки высокие позволяют рисовать образы легкие, светлые, воздушные, а звуки низкие – образы тяжелые, массивные, мощные, иногда даже мрачные и злые. Используя это свойство звука, композитор может создавать для своих слушателей самые разнообразные художественные образы.

IV. Физкультминутка.

Пальчиковая и интонационно – речевая гимнастика «Есть в лесу из бревен дом…»

V.  Распевание. Исполнение песен хором и по группам.

VI.Рефлексия.

Ребята, сегодня мы учились слышать и понимать музыку.

Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

Что нового узнали мы сегодня на нашем уроке?

Что показалось вам интересным?

Что особенно ярко запомнилось?

Всё ли вам удавалось легко?

Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня хорошо поработали.

Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественный образ

Слайд 2

ритм

Слайд 3

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич «Вальс-шутка»

Слайд 4

легкая светлая грустная сердитая нежная воздушная мрачная прозрачная сказочная героическая мощная изящная грозная мажорная

Слайд 5

?

Слайд 6

Вальс «Слоны»

Слайд 7

Шарль Камиль Сен-Санс Вальс «Слоны»

Слайд 8

?

Слайд 9

Высокие звуки Низкие звуки

Слайд 10

Флейта-пикколо обладает блестящим, в пронзительным и свистящим тембром

Слайд 12

контрабас

Слайд 13

обладает очень низким голосом, тяжелый, неповоротливый инструмент

Слайд 14

Какие звуки будете использовать: высокие или низкие?

Слайд 19

Художественный образ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Пути постижения художественного образа

Это вторая глава учебно-методического пособия для учителей гуманитарно-эстетического цикла и классных руководителей"Художественный образ как основание художественного общения школьников в дискурсном п...

Методическое пособие "Художественный образ как основание общения на уроке

Этот материал является заключительным  в учебно-методическом пособии. В опубликованной уже главе "Приёмы эстетического восприятия художественного образа" проиилюстрированы некоторые методические ...

Мастер-класс "Кросскультурные связи в постижении художественного образа"

Организовать диалог с художественым образом  на уроке не всегда предоставляется возможным. Какие выбрать для этого приёмы, как структурировать материал и какими воспользоваться методиками - об эт...

Герменевтический анализ художественного образа на уроках литературы

Герменевтика - отрасль философский знаний, которая успешно внедряется сегодня в образование.  Она утверждает, что смыслы можно открывать бесконечно, более того, смысл можно конструировать, реконс...

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...