"Крик души" "Мои мысли и размышления"
статья по музыке на тему

Таскирова Людмила Петровна

Урок музыки в общеобразовательной школе.

 

Музыка или пение? Нужен этот предмет или нет?

 

Очень часто можно услышать от коллег:

«Ну, у тебя урок то какой! Поёте и поёте! И напрягаться не надо!».

От родителей ребят:

«Ну, на даже, по пению задали домашнее задание!»

От учеников:

«И зачем нам музыка нужна? Мама сказала, главное по русскому и математике хорошо учиться».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья281 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Крик души" "Мои мысли и размышления"

Урок музыки в общеобразовательной школе.

Музыка или пение? Нужен этот предмет или нет?

Очень часто можно услышать от коллег:

«Ну, у тебя урок то какой! Поёте и поёте! И напрягаться не надо!».

От родителей ребят:

«Ну, на даже, по пению задали домашнее задание!»

От учеников:

«И зачем нам музыка нужна? Мама сказала, главное по русскому и математике хорошо учиться».

Естественно, не все так говорят, но очень многие так думают. А ведь давно уже музыка – это не пение. Музыка в школе – это целое искусство. И цель учителя музыки сделать из ребят не оперных певцов, не профессиональных дирижёров, не виртуозных исполнителей, для этого есть музыкальные школы, училища, консерватории. Лично мне очень повезло, с 1 класса я ходила в музыкальную школу, она мне давала столько эмоций, духовного насыщения; а вот моим одноклассникам очень не хватало того, чего получаю я, ведь в той школе и в то время, где я училась, не было уроков музыки. Школа находится далеко от центра, учителей было не просто найти, а если и приходили, то не больше, чем на год, и на уроках мы тогда только пели. Годами изучали все предметы, но музыки не было. Судьба сложилась так, что после школы я поступила в музыкальное училище, а после училища пришла в свою родную школу работать учителем музыки. В своей работе я много экспериментировала. К каждому уроку я серьёзно и тщательно готовилась и продолжаю это делать. Очень требовательна к себе и к обучающимся. Но до сих пор, иногда, звучать всё те же вопросы от коллег, родителей и учеников. Но есть и те, кто очень благодарны за то, что они получили от музыкальных уроков.

Ведь цель учителя музыки велика! Где ребята услышат классическую музыку в жизни? Ведь совсем, крохотная часть людей ходят в театры, на концерты. И многие из них не знают самые известные фамилии композиторов и их произведения. А ответить на вопрос: чем отличается опера от балета, что такое кантата, мюзикл, оперетта? Ведь, это наша культура, это духовный опыт поколений! Именно культура говорит о развитии и воспитании человека. Нет культуры – нет образованных, воспитанных людей.

Появление учебников по музыке, методических пособий, хрестоматий с нотным материалом, дисков – это огромный помощник учителю.  Знакомство с композиторами, жанрами, вокальными и инструментальными произведениями, музыкальными инструментами. На каждом уроке ребята получают новые знания. Учатся слушать произведения, воспринимая их целиком. Слушают в тишине, вдумываясь в содержание. Проявляя при этом чуткость, проницательность, отзывчивость. Ведь, музыка, самый сложный и загадочный вид искусства. Н.А. Римский – Корсаков сказал: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».  Совершенно верные слова, только настроение, чувства, эмоции, и порой очень нелегко определить образ, который задумал композитор. В процессе такой работы у ребят развивается творческое мышление, интуиция.

В процессе слушания музыки воспитывается такое качество, как сострадание и сопереживание. Слова А.Бергсона подтверждают этот факт: «Когда музыка плачет, с нею плачет всё человечество, плачет вся природа». Часто, наблюдая за детьми во время слушания музыки, я вижу, как меняются их лица, все эмоции и переживания отражены в их мимике.

Тоже самое происходит с детьми, когда начинаем анализировать музыкальные произведения, сравнивать.

Чем старше становятся ребята, тем всё более уверенно начинают размышлять о музыке, разбирать произведение «по полочкам», оценивая каждое средство музыкальной выразительности.

В любом произведении отражена жизнь. Музыка может воплотить всё, что связано с человеком: чувства, мысли, характер, поступки, эмоции. Ребята начинают понимать, что музыка – это наша жизнь!

Через произведения искусства обучающиеся узнают историю. Александра Невского и Ивана Сусанина ребята узнают уже во 2 классе.

 

В наш современный век, в век «погони за деньгами» многие забывают о культуре, воспитании, сострадании, о человечности. Другие ценности, другие времена. И как важно нам, учителям искусства, не упустить наше подрастающее поколение. Ведь это наше будущее. А каким оно будет без искусства?

Уроки музыки в школе не просто нужны, они очень важны для формирования полноценной личности.

Работая в школе, у меня сформировался девиз, с которым я иду на работу: «Работай так, как будто делаешь всё только для себя; твори и получай удовольствие от того, что делаешь; увлекая себя – завлекаешь детей; не жди понимания и благодарности, потому что обязательно будут те, кто осудит и не поймёт». Не очень оптимистично, но реалистично. И всё это потому, что урок музыки считается простым уроком пения, где ребята просто тратят своё время; урок музыки считается второстепенным и не в приоритете у очень многих ребят, родителей, коллег.

А ведь учитель музыки абсолютно каждый урок строит так, как будто это театральная постановка. На уроке нет пауз и заданий, которые ребята делают самостоятельно, во время которых учитель может передохнуть. Одно задание за другим, вопрос за вопросом. Он – как актёр весь урок, завлекает детей в свою игру, в результате которой теряет много душевных, эмоциональных сил. Урок музыки – это искусство, которое учит жить!

Очень не заслуженно учителей музыки считают теми, кто на уроке отдыхает.

Очень хочется верить, что в скором будущем к урокам искусства будет совсем иное отношение, а значит, и мир станет чуточку добрее. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...

КРИК ДУШИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТИХОВ...

размышления на тему "как учить мыслить?"

Более двухсот лет назад  Иммануил Кант писал, что надо «учить не мыслям, а мыслить». Сегодня недостаточно владеть определенными математическими навыками и умениями, полученными с помощью учителя....

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

Из пьесы «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860—1904), слова доктора Астрова (действ. 2).Используется как способ сделать кому-либо замечание относительно внешнего вида, поведения и т. д.: мы...

Вещь и душа (Размышления над поэмой Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

Произведения Гоголя дают возможность читателю поразмышлять над нравственными вопросами. Поэма "Мёртвые души" - тоже....

"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли"

Урок будет полезен учителя русского языка и литературы, классным руководителям...

"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли"

Урок будет полезен учителя русского языка и литературы, классным руководителям...