Здоровьесберегающие технологии на занятиях эстрадного пеня
учебно-методический материал по музыке

Ахметжанова Диана Миратовна

Представленный комплекс дыхательных упражнений разработаный А.Н. Стрельниковой,  ежедневно используется в работе с детьми. Причина, по которой я выбрала данную методику для развития дыхания проста: опыт общения с подростками сегодня показывает, что слабая физическая развитость организма, новая «прозападная» форма одежды, отсутствие культуры обращения со своим здоровьем да и вообще становящаяся все хуже экологическая обстановка приводят к тому, что дыхание становится все более запертым, поверхностным, неглубоким. Постановка дыхания у подростков весьма затруднена.

Гимнастика предназначалась для восстановления голоса певцов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dykhatelnaya_gimnastika_strelnikovoy.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

           Данный комплекс дыхательных упражнений разработан А.Н. Стрельниковой,  ежедневно используется в работе с детьми. Причина, по которой я выбрала данную методику для развития дыхания проста: опыт общения с подростками сегодня показывает, что слабая физическая развитость организма, новая «прозападная» форма одежды, отсутствие культуры обращения со своим здоровьем да и вообще становящаяся все хуже экологическая обстановка приводят к тому, что дыхание становится все более запертым, поверхностным, неглубоким. Постановка дыхания у подростков весьма затруднена.

Гимнастика предназначалась для восстановления голоса певцов.

Основа гимнастики – резкие и очень короткие носовые вдохи. Этими упражнениями активизируются дыхательная система и многие другие важные функции организма, а ткани получают приток кислорода, что позволяет повысить тонус.

Потеря голоса. Причины

Распространённое явление для детей, - потеря голоса. Потеря голоса может быть вызвана переохлаждением и неправильной работой органов дыхания при извлечении звука. В последним случае потеря голоса связана с типом дыхания. У большинства детей сформирован грудной тип дыхания: увеличивающаяся в объёме грудная клетка впускает воздух только в верхние отделы лёгких. Звучание - это выдох, колеблющий голосовые связки. Выдох у людей с грудным типом дыхания слабый и короткий - воздуха в верхних отделах лёгких помещается мало. Для полноценного насыщения организма кислородом, приходится чаще набирать воздух - поэтому дыхание частое. Во время выступления или пения воздух поступает в лёгкие в обычном количестве, но выдох подчинён ритму речи или песни. Скоро в лёгких начинает скапливаться лишний воздух, который начинает давить на голосовые связки и они напрягаются. Ребенок начинает говорить с усилием, ещё больше напрягая связки.

 Потеря голоса. Устранение причин.

Для того чтобы звучать долго и свободно, не напрягая связок, нужно использовать полный объём своих лёгких. Это не только позволит детям свободно распоряжаться голосом и использовать его продолжительное время, но и устранит застойные явления в лёгких, улучшит обогащение кислородом организма, снизит частоту дыхания и сердцебиения. Для того чтобы задействовать весь объём лёгких мы тренируем нашу диафрагму. Правильный тип дыхания называется: диафрагмальным. Диафрагма - это мышечная пластина, отделяющая брюшную полость и лёгкие. Когда она сокращается, она опускается, освобождая место для лёгких (живот выпячивается) - воздух спускается в нижние отделы лёгких. Потом она расслабляется, и воздух сам выталкивается из лёгких. Гимнастика Стрельниковой уникальна тем, что все её упражнения сокращают объём грудной клетки, препятствуя грудному дыханию. Но упражнения выполняются на вдохе, что и заставляет работать нашу диафрагму, происходит её тренировка.

Комплекс упражнений

Упражнения, выполняемые на вдохе. Вдох особый - "Стрельниковский". Он очень быстрый и глубокий - за мгновение (хлопок в ладоши) дети должны максимально наполнить лёгкие воздухом. Вдыхать носом, выдох через рот. Затем можно приступить к выполнению упражнений. Все упражнения выполняются несколькими подходами по 8 или 32 вдоха-движения так, чтобы в сумме вы выполнили 96 вдохов-движений в каждом упражнении. Между подходами отдыхайте 3-10 секунд. Считать нужно про себя. Ритм выполнения упражнений - ритм строевого шага. Вдох выполняется одновременно с движением.
Последовательность упражнений в классическом комплексе:
1. "Ладошки" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
2. "Погончики" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
3. "Насос" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
4. "Кошка" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
5. "Обними плечи" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
6. "Большой маятник" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
7. "Повороты головы" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
8. "Ушки" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
9. "Маятник головой" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.
10. "Перекаты" - левая нога впереди - 12 подходов по 8 вдохов-движений
11. "Перекаты" - правая нога впереди - 12 подходов по 8 вдохов-движений
12. "Шаги":
"Передний шаг" - 32 вдоха-движения за один подход,
"Задний шаг" - 32 вдоха-движения за один подход,
"Передний шаг" - 32 вдоха-движения за один подход.

Описание упражнений

  • Ладошки - сжимаем и разжимаем ладони, держа руки поднятыми вверх и согнутыми в локтях. ("Сдаюсь")
  • Погончики - кулаки прижимаем к животу и затем резко опускаем вниз, с усилием, словно отжимаемся от пола.
  • Насос - поклоны в пояс. Ноги на ширине плеч. Руки тянем к полу, но не касаемся его. Спина круглая, не распрямляем её полностью, возвращаясь в исходное положение.
  • Кошка - приседания одновременно с поворотом корпуса (словно "вкручиваемся  в пол"). Чередуйте повороты влево и вправо. Ноги расставлены чуть уже, чем на ширине плеч и не отрываются от пола.
  • Обними плечи - пальцами рук возьмитесь за плечи. Левой рукой за левое, правой - за правое. Затем "бросайте" ладонь к противоположному плечу, обнимая себя (ладонь ложится на противоположную лопатку, запястье на плечо). При перекрещивании рук чередуйте руку, оказывающиюся сверху.
  • Большой маятник - выполняйте наклоны, как в упражнении "Насос" (руки тянутся к полу) и без остановки присоединяйте к ним наклоны назад (слега прогнувшись в пояснице), обнимая руками плечи, как в упражнении "Обними плечи".
  • Поворот головы - повороты головы влево и вправо.
  • Ушки - наклоны головы к левому и правому плечу.
  • Маятник головой - наклоны головы вперёд и назад (смотрим в пол, смотрим в потолок)
  • Перекаты - Левая нога впереди, прямая, правая - сзади, согнутая в колене, поставлена на носок. Вес тела на левой ноге, корпус тела прямой, правой ногой касаемся пола, только чтобы не терять равновесие. Со вздохом слегка приседаем на левой ноге и переносим все тела на правую (назад), со вздохом слегка приседаем на правой ноге и снова переносим все тела на левую и т.д.
  • Шаги - Встаньте прямо, поставьте ноги чуть уже, чем на ширину плеч - исходное положение. Передний шаг: поднимите ногу согнутую в колене вперёд на уровень живота, а на опорной ноге слегка присядьте, затем вернитесь в исходное положение. Задний шаг: пяткой ноги "ударьте" себя по ягодице, а на опорной ноге слегка присядьте, вернитесь в исходное положение. Чередуйте ноги с каждым вдохом-движением.

Рекомендации

Для начинающих рекомендуется разбивать классическую "восьмёрку" вдохов-движений пополам: 4 вдоха-движения и пауза - но общее количество вдохов неизменно - 96. Следить за состоянием детей.

           Все упражнения надо петь сначала медленно, затем по мере усвоения ускорять темп, пока ученица не будет в состоянии спеть на одном дыхании. Ноты до фа первой октавы, как при восходящем, так и при нисходящем движении следует брать грудью. Каждый раз, когда возникнет необходимость в дыхании в середине упражнения, нужно остановиться после первой ноты такта, взять без шума дыхание через нос и рот, не делая гримас, и начать с той же первой ноты.
          Данный комплекс дыхательных упражнений разработан А.Н. Стрельниковой,  ежедневно используется в работе с детьми. Причина, по которой я привожу один из комплексов дыхательной гимнастики для развития дыхания проста: опыт общения с подростками сегодня показывает, что слабая физическая развитость организма, новая «прозападная» форма одежды, отсутствие культуры обращения со своим здоровьем да и вообще становящаяся все хуже экологическая обстановка приводят к тому, что дыхание становится все более запертым, поверхностным, неглубоким. Постановка дыхания у подростков весьма затруднена.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)

В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...

ТЕХНОЛОГИЯ УСКОРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ МЕТОДОМ АНАЛИЗА ЦИФРОВОЙ ПЕРЕЗАПИСИ РЕПЕТИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛОМ

Настоящая методическая разработка является второй работой цикла «Эстрадное пение: через цифровизацию – к совершенству» авторских методических разработок, направленных на максимально полное применение ...

Конспект открытого занятия «Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»

Конспект открытого занятия«Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»...

Методическая разработка по теме: "Музыкотерапия- как инструмент здоровьесберегающей технологии на занятиях по Хоровому пению"

Ни для кого не секрет, что современное состояние здоровья детей и молодежи требует пристального внимания. За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естес...