"Музыкальность слова"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Дочкина Антонина Петровна

ТЕМА УРОКА: Музыкальность слова.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Показать на примере произведений литературы и музыки, что музыка находится среди важнейших тем поэзии и прозы; способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.

 

ЗАДАЧИ:

- направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

- познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые выразительные и изобразительные возможности;

- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Оценивают результаты деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные- внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

Коммуникативные- осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные- организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Предметные результаты

Научатся слушать, анализировать и петь музыкальные произведения М.Яковлева «Зимний вечер», М.Преториуса «Вечер», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Виды деятельности учащихся:

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений, высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:объяснительно – иллюстративный. частично – поисковый, репродуктивный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_5_urok.docx22.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3 четверть, 5 урок (5 класс)

ТЕМА УРОКА: Музыкальность слова.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Показать на примере произведений литературы и музыки, что музыка находится среди важнейших тем поэзии и прозы; способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.

ЗАДАЧИ:

- направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

- познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые выразительные и изобразительные возможности;

- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Оценивают результаты деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные- внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

Коммуникативные- осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные- организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Предметные результаты

Научатся слушать, анализировать и петь музыкальные произведения М.Яковлева «Зимний вечер», М.Преториуса «Вечер», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Виды деятельности учащихся:

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений, высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их.

ФОРМЫ РАБОТЫ:объяснительно – иллюстративный. частично – поисковый, репродуктивный

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:Устный опрос.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • - компьютер, проектор, экран.
  • - музыкальный центр
  • - аудиокассеты, компакт СД, ДВД –диски, с видео и муз. материалом.
  • - баян

Музыкальный материал:

М.Яковлева «Зимний вечер», М.Преториуса «Вечер»

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

1.Организаци-онный момент

Подумаешь тоже работа- Беспечное это житье:

Подслушать у музыки что-то и выдать шутя за свое.

А.Ахматова.

Личностные результаты

Оценивают результаты деятельности.

2. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

Все, что нас окружает, и есть музыка. Музыка звучит во всем: явления природы,……..; внутри нас самих (чувства)…..

На протяжении многих уроков мы отмечали тесную взаимосвязь литературы и музыки. Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что музыка находится среди важнейших тем самой литературы- поэзии и прозы.

Метапредметные результаты

Познавательные- внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

3.Актуализа-ция опорных знаний.

Слушание: «Зимний вечер» А. С.Пушкина.

Разгулу снежной стихии, бушующей за окном, противопоставлен сумрак ветхого жилища, где жужжит веретено, где любимая няня Арина Родионовна делит с поэтом долгие зимние вечера.

Разучивание и исполнение песни композитора М. Яковлева

на стихи А. С.Пушкина «Зимний вечер»

Вспомните образ зимней стихии (слайд №3, озвученный звуками вьюги), который уподоблен живому существу: то завоет, то заплачет, то зашуршит, то застучит. Поистине эта буря – искусный музыкант: она и поет, и извлекает из бедной избушки, как из музыкального инструмента, всевозможные звучания.

О каком произведении я сейчас говорила?

Что поэт противопоставляет разгулу снежной стихии?

Как хочется убежать, спрятаться в волшебный мир чудесных сказок, таких по-детски уютных, таких непохожих на грозную музыку бури.

Давайте мы сейчас с вами представим эту сказочную атмосферу и исполним песню «Зимний вечер». 

Коммуникативные- осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные- организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Предметные результаты

Научатся слушать, анализировать и петь музыкальные произведения М.Яковлева «Зимний вечер», М.Преториуса «Вечер», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

4. Изучение нового материала

Художники пишут картины, композиторы пишут музыку, писатели Все, что нас окружает, и есть музыка. Музыка звучит во всем: явления природы,……..; внутри нас самих (чувства)…..

Музыка и литература.

Литература дает жизнь многим жанрам музыкального искусства:

·  вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;

·  сценические жанры: опера, балет, оперетта;

·  жанры программной музыки, представляющие собой инструментальные

произведения с литературным описанием содержания.

Музыка тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью, она воспринимает и ее будни, и праздники, времена года, характеры и облик людей, даже цвета и запахи. Музыка воплощает все это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей и надежд.

Но только ли музыка способна на это?

В любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани.

Союз каких двух искусств находится в непрерывном взаимодействии друг с другом, и в чем это заключается?

6. Подведение итогов урока.

Над какой темой работали?

Какую задачу поставили?

Что нового и интересного на уроке узнали?

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

8. Домашнее задание

Проучить песни «Зимний вечер» и «Вечер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важное слово в каждой судьбе. Литературно –музыкальная композиция.

Цель: заставить детей задуматься о добром отношении к матери, помочь ребятам найти путь к сердцу родителей, не терять душевный контакт и веру в близких людей...

Литературно-музыкальная композиция "Лишь слову жизнь дана"

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции "Лишь слову жизнь дана" по повести А.С. Пушкина "Метель"  и музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова....

Музыкально-литературная гостиная "Чародей слова"

Методическая разработка "Чародей слова" посвящена жизни и творчествау Н.В.Гоголя в контексте культурной жизни его эпохи. Музыкальные номера, театрализация, украинские народные песни и костюмы делают м...

Литературно-музыкальная композиция "О бедном гусаре замолвите слово..."

Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» была разработана к 200-летию Бородинского сражения и посвящена единственной женщине - Надежде Андреевне Дуровой, получившей гусар...

«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». ( Литературно – музыкальная композиция к 70-летию Великой Победы над фашизмом. )

Авторы проекта: Учитель музыки МОУ «Икрянинская СОШ» Ларина Л.М.,  и классный руководитель 7-б класса Гуськова А.П.Ценность проекта: Проект реально воздействует на душу подростков, ре...

презентация по музыке на тему "Музыкальность слова" ( 5 класс)

презентация по музыке на тему "Музыкальность слова" 5 класс (программа В.В. Алеева, Т.И. Кичак)...

Конспект урока «Музыкальность слова». 5 класс

Конспект урока «Музыкальность слова». 5 класс...