"Работа с одаренными детьми"
консультация по музыке на тему

Плеханова Марина Витальевна

Доклад на МО учителей эстетического цикла .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennym_detmi.docx26.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №8

Г.Тынды

«Работа с одаренными детьми»

Плеханова Марина Витальевна

учитель музыки

     Введение.

Каждый волен создавать то, что посчитает нужным. Чем больше красоты будет в душе каждого,  чем гармоничнее будет его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир. Наши одаренные дети, создают прекрасный окружающий мир, а мы, взрослые, надеемся на их светлое будущее, помогая стать светлым и гармоничным. Современному обществу нужны образованные, творческие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Вся моя работа построена на том, чтобы увидеть уникальность ребенка.  Главное это создание для ребенка ситуации успеха и моя задача - заметить этот успех.    Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого – педагогическая и социально – общественная проблема. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса. Работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе.

Встреча с одаренным учащимися по сути является для педагога, своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить "точку роста", возможность продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Глава 1. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема.

1.1«Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема»

с точки зрения практической психологии, в многообразии одаренных детей целесообразно выделить две условно полярные группы. Одна - это дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных (переживать самому и сопереживать другим), регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психического развития. Другая (чаще всего это особо одаренные дети) - это дети, психическое развитие которых отличается диссинхронией (дисбалансом, дисгармоничностью) по уровню сформированности указанных сторон. еще Б.М. Теплов подчеркивал, что, хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять со способностями. одаренность может быть представлена в психике ребенка не только как наличная данность, но и как потенциальная, скрытая возможность к проявлению и развитию способностей человека. Детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.

       А именно:

- как одаренность явная (проявленнная), которая, что называется, "у всех на виду".

-как одаренность возрастная

-как одаренность скрытая

Нельзя не привести слова B.C. Юркевич, что "не всегда одаренность растущего человека в обычных условиях сама собой созревает и расцветает. Есть категория детей, чей как бы дремлющий интеллект нуждается в активной стимуляции, чьи внутренние силы нужно именно пробудить.

    1.2.«Практические проблемы работы с одаренными детьми»

На какие же признаки одаренности следует обращать внимание учителю?

Вот некоторые из них:

  • способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений;
  • потребность и способность длительно сосредоточиваться на заинтересовавших ребенка сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
  • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные;
  • обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников;
  • повышенная молчаливость или же, напротив, повышенная потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения и др."

Как ни парадоксально, но нестандартность одаренного ребенка может восприниматься окружающими не как признак (предпосылка) его одаренности, а как неприспособленность к жизни в обществе и даже как недоразвитость. К таким признакам могут относиться, в частности:

" - трудности в нахождении близких по духу друзей;

  • проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;
  • проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все;
  • трудности в школе, где отсуствует стимуляция интеллектуального (или иного. - В.П.) развития;
  • ранний интерес к проблемам мироздания и судьбы".

                 1.3. « Методика работы с одаренными детьми»

Формулирование целей работы с одаренными детьми должно начинаться с анализа их основных проблем. первая проблема особо одаренных - креативность. Особо одаренные дети испытывают значительные трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками, недостаточной сформированности волевых привычек и в целом навыков саморегуляции Однако все это частности по сравнению с их главной проблемой - трудностями самореализации в профессиональной деятельности, адекватной их способностям и уровню притязаний.                 Урок музыки особый, так как учитель создает условия для раскрепощения фантазии, воображения ребенка, а это решающий фактор в любой творческой деятельности, для того чтобы почувствовать себя успешным...

Урок музыки – идеальный вариант для формирования позитивной

 «Я – концепции», которая представляет собой совокупность всех представлений человека о себе вместе с их оценкой. При планировании урока я часто задаю сама себе вопрос. Как же помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить, которая будет так необходима ему в дальнейшей, взрослой жизни? Какова моя роль и каковы ее возможности в этом сложном процессе? Я использую различные формы игровой деятельности на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей. Это различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски прозвучавшей музыкальной пьесы, различные музыкальные драматизации.

Приведу несколько примеров творческих заданий, используемых в моей практике:

  • На основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо» ученики свободно сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится в форме рондо;
  • На основе знаний по теме «Симфонический оркестр» ребята воображают себя настоящими музыкантами и имитируют исполнение оркестром Симфонии 40 B.А.Моцарта;
  • На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, в частности о длительностях нот, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры и решают их;

- Изучая музыкальные инструменты, ребята сочиняют различные сказки, где инструменты являются главными героями приключений, а также придумывают и создают свои собственные инструменты.

•        Большое значение придаётся развитию ассоциативного мышления.
При прослушивании и анализе музыкальных произведений, его час-
тей ребята используют цветные карточки, которые помогают про
вести аналогии музыки с цветом. Такая работа направлена и на
развитие воображения.

В методике работы с учащимися 1-го класса широко применяются художественные игрушки, которые «двигаются», «разговаривают» с детьми, участвуют в различных событиях. Развитию творческой атмосферы на уроке способствует и использование масок, надевая которые дети входят в образ изображаемого ими героя. Развитию творчества детей и лучшему усвоению учебного материала также способствует использование куклы би-ба-бо с изображением героев, которую дети могут одевать на руку. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: урок-дискуссия, урок-встреча, урок-состязание, урок-музыкальная викторина, урок-защита; а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей.

Большое значение для формирования творческой личности школьника имеют домашние задания на восприятие музыки – « Дневник музыкальных впечатлений». Одним из таких постоянных «домашних заданий» на моих уроках музыки является слушание музыки везде, где бы она ни звучала, и рассказ о своих музыкальных впечатлениях в классе, хотя в старших классах некоторые школьники предпочитают обмениваться своими впечатлениями от услышанной музыки только с учителем. Содержание дневника музыкальных впечатлений — это шаг из урока музыки в жизнь, проверка «на прочность» и искренность восприятия всего того, что было на уроке. (приложение)

Художественно- эстетическая деятельность детей выводит за рамки урока, во внеклассную работу, которая также направлена на развитие творческих способностей. Я считаю, что это еще один кирпичик в фундаменте работы с одаренными детьми. Очень сильно проявляется творческая активность школьников в музыкальных инсценировках, театрализации сказок. . При  подготовке многих мероприятий учитываются интересы школьников. В беседах с ними важно интересоваться их музыкальными увлечениями. Где и какие они слышат новые песни, ремиксы, саундтреки, группы, что для них привлекательнее: пение, слушание или музицирование. . С каждым годом мои мероприятия становятся более разнообразными и запоминающимися. Использую красочные грамоты и «открытки», яркое оформление, поощрительные призы, возможные техсредства.

                                            Заключение.

Встреча с одаренностью таит в себе всегда что-то новое, необычное.  Учить, воспитывать одаренных, неординарных детей - это значит меняться самим, раскрывать свои способности и таланты ( и не только педагогические). Перед мной стоят три задачи:

  • не убить детское творчество -замечать творческие  проявления и правильно на них реагировать; ~
  • помогать детскому творчеству -создавать возможные материальные и информационные условия;
  • развивать детское творчество -обеспечить творчество на уроке и во внеклассной работе.

И делать это нужно здесь и сейчас! Здесь - в условиях массовой школы, а не в Оксфорде. Сейчас - не дожидаясь создания классов для одаренных и внедрения специальных программ. И сделать это может каждый учитель. Было бы желание поддержать детскую одаренность и будущее страны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...