Главные вкладки

    «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
    опыты и эксперименты по музыке на тему

    Плеханова Марина Витальевна

    В статье представлен опыт работы по примению здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №8

    Г.Тынды

    «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

    Плеханова Марина Витальевна

    учитель музыки

    Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. 

    В ряде нормативно- правовых документов, психолого-педагогической литературе, касающейся роли родителей и педагогов прописаны вопросы формирования у подрастающего поколения мотивации к сохранению здоровья и навыков здорового образа жизни. Это, например:

    • Декларация прав ребенка, международный документ, в котором родители призываются к соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие.
    • Семейный кодекс РФ (ст.63) – в нем говорится о правах и обязанностях родителей, подчеркивается ответственность за воспитание и здоровье (духовное, нравственное, психическое и физическое)

    Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых  

    заложены в детстве. За 10 лет уровень первичной заболеваемости увеличился в 1,3 раза, уровень заболеваний костно-мышечной системы в 11 раз, болезней органов пищеварения в 4 раза, нервной системы в 1,4 раза. Такое положение с ухудшением здоровья в России требует новых подходов и в образовании. Среди основных целей модернизации образования, которые прописаны в « Концепции модернизации российского образования до 2010 года»  отмечается вопрос и о сохранении здоровья обучаемых. В приложении к письму Минобразования России от 26.08.02 года за подписью зам. министра Е. Е. Чепурных также отмечают необходимость организации работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

            Анализируя показатели заболеваемости по Новгородской области было отмечено, что состояние здоровья школьников имеет стойкую тенденцию к ухудшению. В заболеваемостях отмечают до:

    • 50% - опорно-двигательного аппарата;
    • 40% - органов зрения;
    • 10% - нарушение дыхательной системы.

    Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей детей. С помощью здоровьесберегающих технологий учитель музыки может сохранять и укреплять здоровье учащихся. В новом Государственном стандарте образования по искусству и «Концепции художественного образования в РФ»(2002г.) сделаны специальные акценты на формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения музыкально-терапевтических упражнений, активное использование целительных возможностей музыки в интеграции с другими видами искусства, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. Это стало особо важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика.

    Целительные возможности искусства, в том числе музыки, были известны с древних времён. У разных племён и народов существовали созвучия и ритмы, использовавшиеся как против страстей души, уныния, раздражения, гнева и других душевных «невзгод», так и против физических недугов. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство, о влиянии искусства на душу и тело человека размышляли в своих трудах многие античные философы (Аристотель, Пифагор, Платон). В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины.      

    Современные медики не раз убеждались в своей практике, что древнекитайские методы музыкальной терапии поддерживают психофизическое здоровье человека, лечат эмоциональные расстройства. Сегодня музыкальную терапию применяют во многих странах мира: в Америке, Великобритании, Германии, Швеции. В России в области музыкальной терапии наиболее известны исследования Л.С.Брусиловского, В.И.Петрушина и М.Л.Лазарева.

    В работы этих авторов входят конкретные музыкально- терапевтические упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми. Музыкальная терапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных ребёнку переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

    Автор данной методики Валентин Иванович Петрушин не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах. В этой методике используются приемы музыкально-образной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор создал установки музыкального самовнушения, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного здоровья. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия лечение красотой и арт-терапия лечение идеалами.

    Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. По данным Министерства образования и науки, среди детей, поступивших в первый класс, практически здоровых – 12 %, а к концу обучения - около 6 %. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем, потому что состояние здоровья детей и успешность обучения тесно связаны. Наблюдения говорят о том, что состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт общению со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности.

    Одной из главнейших проблем современного общества является создание системы образования, которая не только воспитывала культурного человека, но сохраняла и укрепляла бы его здоровье. Важность этой проблемы определена Конституцией Украины, которая декларирует наивысшей социальной ценностью в государстве человека, его жизнь и здоровье. Поэтому сохранение здоровья и укрепление здоровья детей является одним из  приоритетных заданий современного образования, которое должно подготовить их к жизни. Обучать без вреда для здоровья – это обязательное условие работы каждого учителя. Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке, который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы, учит строить отношения с людьми, осмысливать ситуации, в которые попадает человек и, самое главное, дети учатся сознательно, самостоятельно управлять жизненными процессами, смягчая удары судьбы и делая нужный выбор.

    В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова [2], - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Арт - терапия - это метод воздействия посредством самовыражения через искусство, творчество. Арт - терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Использование различных элементов арт-терапии в школе помогает детям устранить проявления их негативного психоэмоционального состояния, решить имеющиеся психологические проблемы. Возможности арт-терапии позволяют сдержать «выплёскивание» негативной агрессивной энергии на окружающих, способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой.

    На своих уроках музыки в школе наряду с основными формами музыкальной работы я использую различные виды арт-терапии. Это прежде всего музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия и танцевально-двигательная терапия.

    Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ключ к пониманию настоящей музыки – это песня. Поющий может передать все оттенки красоты, радости, песня – язык общения человеческих душ, верный лекарь человеческого сердца. Полезно любое пение, так как звук, зарождающийся во время пения, проводит своеобразный вибрационный массаж внутренних органов и может стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья.

        Особенно полезно хоровое пение. Новые технологии принесли современным детям увлечение пением караоке - пение под фонограмму известных эстрадных и детских песен. На уроках музыки кроме традиционного пения, я часто провожу караоке-разминки с пением известных детских песен. Это позволяет добиться хорошего настроения, положительных эмоций, никто не боится быть осмеянным и все могут почувствовать себя супер-звездой. В конце пение по японской традиции неизменно сопровождается аплодисментами, что тоже вносит капельку в общее улучшение настроения. Такие караоке-разминки очень нравятся детям.

    Дыхательная арт-педагогика на моих уроках представлена выполнением дыхательной гимнастики, упражнений и игр для развития певческого дыхания. Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует как повышенное, так и пониженное давление, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород, то есть дыхательная гимнастика позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

         На моих уроках появилась, а потом и «прижилась» дыхательно-игровая гимнастика, состоящая из упражнений разных авторов, много там и моих собственных, которые я придумывала в процессе обучения. Так же в комплекс обязательно входят игры. Есть обязательные упражнения, которые выполняются на каждом занятии, есть упражнения, которые меняются, заканчивается комплекс играми. Вся гимнастика занимает 5-10 минут и проводится во второй половине урока. После выполнения гимнастики мы всегда переходим к распеваниям, которые проводятся в игровой форме.

    В начальной школе я очень часто включаю в свой урок элементы танцевально-двигательной терапии. Это разнообразные движения пластические импровизации и этюды, танцы под музыку. Танцевальные и ритмические движения влияют на эмоциональное состояние учащихся, снимают психическое напряжение, развивается фантазия, творческое воображение детей, происходит физическое и психическое раскрепощение детей, «снятие» комплексов, коррекция стрессов.

    С детьми более старшего школьного возраста(10-15 лет) мы занимаемся слушанием и восприятием музыки для моделирования у них положитель-ного эмоционального состояния. Процесс восприятия музыки у нас совместный, я стараюсь помочь детям «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир причудливых образов и настроений. После прослушивания музыки мы выясняем, что дети «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут «нарисовать словами». Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей. Современными детьми очень хорошо воспринимается музыка И.С.Баха, Л.В.Бетховена, В.А.Моцарта, композиторов-романтиков Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Р.Шумана, русских композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других.

    Эстетотерапия – это комплекс педагогических и психологических воздействий с целью эстетического воспитания ребенка и включения его в мир культуры, красоты. Эстетотерапия способствует расширению художественного кругозора детей, открывает большие возможности для коррекции имеющихся у ребенка нарушений и создает предпосылку для реализации его личности. На уроках музыки я практикую просматривание слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи. Как фон к этим слайдам используется классическая музыка спокойного характера. Я сама создаю слайд-шоу, презентации с использованием пейзажей разных художников, использую фильмы из серии «Релаксация. Звуки природы». В процессе деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

    Забота о здоровье детей – первостепенная задача каждого педагога. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

           Элементы цветотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые успешно использую в своей практике. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Цвет я учла и в дизайне кабинета. Цвет стен, парт, штор на окнах я подобрала с учетом комфортного созерцания, они имеют оттенки голубого, серого, что создает ощущение покоя, надежды, новизны, свежести.

         Чтобы снять психоэмоциональное и статическое напряжение, уроки музыкального искусства я планирую в нетрадиционной форме: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-знакомство, урок-размышление и т.п. Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

                 От урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно.

    Конечно, кроме психологического словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок по расписанию, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

    В период адаптации школьников свою педагогическую деятельность я особенно тщательно продумываю. Зная, что для отдельных детей присущи невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость неумение управлять своим поведением, и понимая, что это связано с особенностями их психики, не даю резких замечаний, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

    Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

    Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

    В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

    Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанное с изменением кровообращения, дыхания.

    Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения использую различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников.

         «Сиди и не вертись!» – кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости развивают фантазию, воображение, память, пластику движений.

            Физкультминутка – важное средство самовыражения. В соответствии с рекомендациями гигиенистов, физминутки провожу в начале урока и на 20-30 минутах; в 1 классе – в начале урока, на 15 минуте и в конце урока. В некоторых случаях – при первых признаках двигательного беспокойства. Делаю это с удовольствием, энергично, для меня они также полезны. Считаю, личный показ учителя повышает значимость этих упражнений. Танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Стихотворная форма благоприятно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к музыке. Успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем дыхательная гимнастика, фонопедические упражнения. Дыхание – энергетический источник голоса. Недаром говорят итальянцы: «Как вдохнешь, так и запоешь». Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, которые принимают участие в звукообразовании, способствуют расширению диапазона, увеличению силы и яркости голоса, легкости звучания, улучшению вибрации, напевности голоса, а также раскованности певчего процесса. Подобные упражнения исполняют роль творческих заданий, развивают общую моторику организма и, что главнее всего, делают процесс работы над упражнением интересным, захватывающим, образным.

       По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

          Для того, чтобы ребятам было интересно я использую игры на уроках.

     «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут.

    Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В этом дидактическом материале представлены музыкальные игры.

         Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

          Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

          И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.

           Каждая игра-это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

           Радость, которую учитель доставит ученикам, станет и его радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут сделать интересней, занимательней и веселей уроки. Так давайте поиграем!

    ЧУДЕСНЫЙ ПЛАН (подсказка)

       Перед занятием я всегда знакомлю ребят с планом урока. Но не просто перечисляю задания. На доске рисую план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Более занимательные, интересные задания предлагаю в конце урока.      

         Поэтому у ребят есть стимул работать более организованно, активно, чтобы успеть поработать над интересными заданиями. И учителю удобно. Не надо постоянно заглядывать в тетрадь, боясь что-либо упустить.

    Вот некоторые из условных обозначений:

    • (лицо человечка со знаком вопроса над головой) - разучиваем новую песню
    • (лицо человечка) - повторение выученной песни
    • (любой музыкальный инструмент) - играем на музыкальных инструментах
    • (лицо человечка с большим ухом) - слушаем произведение
    • (знак вопроса) - узнаём что- то новое
    • (человечек с мячиком в одной руке и нотой в другой руке) - музыкально-физкультурная разминка
    • (цветик – семицветик) - музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.
    • (скрипичный ключ) - работа в нотной тетради
    • (театральная маска) - инсценировка песни
    • (ритмический рисунок) - музыкальные игры
    • (перо) - творческая работа
    • (пятёрка) - выставление оценок
    • (домик) - домашнее задание

    Раздел № 1. УЧИМ НОТЫ

    Творческая работа «Характер нот»

            Ребята должны понимать, что каждая нота-это определённый звук. Каждый звук имеет свою окраску, свой характер. Учащиеся с интересом фантазируют, придумывают «прозвища» нотам. Работа красочно оформляется. Вот примерный образец.

    ДО – весёлая

     

     

    СОЛЬ - капризная

    РЕ - злюка

     

     

    ЛЯ - болтунья

    МИ – шалунья

     

     

    СИ- вредная

    ФА – добрая

     

     

     

    «Рисуем музыку»

           Это творческая работа. Для ребят начальных классов она трудновата. Но можно им задание несколько упростить. Ребята выбирают любую песню. Но они должны обязательно хорошо знать мелодию. (Покажем напримере песни «Кузнечика»)

    Сначала чертим основную линию. С неё мы начинаем рисовать музыку.________________

    Далее ставим на линии точку – это первый звук песни. Далее медленно пропеваем мелодию и на каждый слог ставим точку. Если звук ниже предыдущего, то точка рисуется соответственно. Надо следить за тем, что если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже должен быть на линии.

    И так все ноты. Полученные точки соединяем. Если необходимо, подписываем слова.

         Конечно, не все правильно и успешно справляются с работой. Задание трудное, но очень полезное для развития музыкального слуха.

    «Шумные ноты»

    На доске, на нотном стане написаны вразброс ноты.

    • В руках у педагога указка. Учитель показывает на первую ноту. В данном случае это нота-ре. Педагог задаёт ребятам вопросы:
    • Это нота ми?
    • …./Дети молчат, мотают головой, т.к. это не нота названная учителем/
    • Это нота си?
    • Это нота ре?
    • Да. /Ребята 3 раза хлопают/

    Подобные опросы проводятся и со следующими нотами.

    Выигрывает ряд, где будет допущено меньше ошибок.

    «Запрещённая нота»

          Перед началом игры выбирается запрещённая нота. Например: «ми». На доске, на нотном стане написана гамма /от До до До/. Учитель показывает на любую ноту. Учащиеся называют эту ноту и хлопают. Если учитель укажет на запрещённую ноту, ученики молчат. Если кто-то случайно хлопнет или выкрикнет, то данному ряду, где сидит зевака, приписывается штрафное очко. Выигрывает ряд, который получит меньше штрафных очков. Игру можно проводить под музыку. В данном варианте ребята всё время хлопают. Но как только учитель укажет на запрещённую ноту, ребята перестают хлопать. Игра развивает внимание, умение следить за игрой.

    «Волшебная ёлочка»

          На доске или ватмане нарисована ёлочка. На веточках ёлки недописаны, то есть зашифрованы слова. Надо подобрать к каждому слову игрушку по смыслу, чтобы можно было прочитать слова. Усложнённый вариант: на игрушках ноты не писать, а располагать на нотном стане. Например: игрушка с нотой ми, а зашифрованное слово на ёлочке домик или игрушка си, а зашифрованное слово такси. Данная игра позволит ребятам без труда и с большим удовольствием запомнить название нот и расположение нот на нотном стане.

    «Горка»

         На доске или ватмане нарисована горка. Нота ми катается на санках. Выбрала она горку, взбирается вверх, стоит перед каждым словом, читает. А когда едет с горки, тут уж не задержишься – санки летят. Не успевает «ми» прочитать, что за новое слово вышло. Помогите ей!

    Ответ: мишка, мимоза, камин, мир, миска.

    Такие горки можно составлять и с другими нотами.

    «Весёлые шары»

          На доске или ватмане нарисован человечек с шарами. В шарах зашифрованные слова. Чтобы шары не улетели, надо вставить ноты, чтобы получились слова.

    «Музыкальные ребусы»

          Ребусы можно писать на доске. У меня заготовлены такие ребусы на листочках. Ребята сами с удовольствием дома делают ребусы и на уроке загадывают ребятам. Например: на карточке, на нотном стане нарисована нота ля, за нотным станом недописанное слово (лька). Получается, что зашифрованное слово (лялька) или на карточке нарисована нота до, за нотным станом недописанное слово (рога). Получается, что зашифрованное слово (дорога)


    «Фото охота»

          Заготавливаются фотографии с изображением животных. Они разрезаются на 2 части.

    С обратной стороны открытки на одной части нарисована нота на нотном стане, на другой – её название. Таких заготовок несколько. Ученик берёт половинку, где нарисована нота. Затем выбирает её название. Если название выбрано, верно, то при совмещении частей, когда перевернём открытку, получится картинка с изображением животного.

                                 «Помоги распуститься цветку»

          Заготовка: серединка листка-цветочка, на которой надпись-гамма. Отдельно заготавливаются лепестки, на которых написаны ноты на нотном стане. Задача в правильном порядке прикрепить лепестки, чтобы получилась гамма.

    Если задание сделано, верно, из букв на лепестках можно составить слово.

    Раздел № 2.МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

    «Загадочный инструмент»

       Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

    Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.

    • деревянная основа
    • имеет струны
    • средних размеров
    • играть с помощью смычка.
    • имеет певучие звучание.

    Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.

    «Живое слово»

          Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.

    Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

    Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.

    «А+Б»

    Играют 2 команды /по 5 человек. Команды загадывают по одному музыкальному инструменту. Затем, сначала одна команда громко, вместе произносит 1-й слог загаданного слова. Противоположная команда думает 3 секунды и говорит окончание слова. Например: скри….пка; ро….яль; ма…ракасы. Затем вторая команда предлагает своё название. А противоположная команда должна дружно досказать слово.

    Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

    «Лидер-инструмент»

          Выбирается водящий, он выходит из класса. Все остальные загадывают музыкальный инструмент. Например: треугольник. Репетируют «игру» на данном инструменте. А кто-то один из игроков /об этом договариваются/ является лидером, т.е. он солирует на каком-то ином инструменте, допустим на дудочке.

         Когда заходит водящий, все игроки играют на одном инструменте, а лидер на своём. Задача водящего найти лидера. Если лидер найден верно, водящий должен сказать на каком инструменте играл он, на каких все остальные ребята. Лидер становится новым водящим.

    «Составь инструмент»

           Ученикам надо составить название музыкального инструмента из первых букв следующих слов, которые назовёт учитель. Например: учитель называет слова: 1) лиса, олень, жук, курица, индюк. 2) сом, кот, рот, изюм, пони, крот, аист.

    Учащиеся составляют из первых букв слово:1) ложки, 2) скрипка.

    «Кто быстрей?»

         С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.

         Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

    Примечание: задачу можно усложнить например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.

                                            «Свой оркестр»

         Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом.

          Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.

          Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.

    Раздел № 3 РАЗВИВАЕМ СЛУХ

    «Эхо»

          Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха.

    Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.

    «Лисичка, птичка, медведь»

           Это несколько условное название. На самом деле можно придумать множество вариантов этой игры.

    1-й вариант: учитель играет на инструменте вразброс звуки. Учащиеся записывают ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом медведя, поэтому обозначаем условно М. Средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же, звонкое щебетание птичек, обозначаем П. Вот так легко ребята могут ознакомиться с темой «Высота звуков».

    2-й вариант больше похож на творческую работу. Учитель играет различные комбинации нот в разном темпе. Ученики пытаются оживить музыку. Они думают, какому животному подойдет эта мелодия. Быстрая, легкая музыка - может быть это пробежал ёжик? Лукавая, острая музыка схожа с проказами хитрой лисы.

            А ведь каждая нота имеет свой цвет. «ДО» звучит как опора, некоторые сравнивают звук с синим цветом. Для кого-то синий цвет кажется мрачноватым, считают, что более подойдет голубой. А нота «СИ», согласитесь, звучит неуютно. Скорее всего схожа с оранжевым цветом.Это только несколько вариантов. А ведь ноты можно сравнивать с цветами и даже с характерами самих ребят.

    Раздел № 4 АССОРТИ

          В этом разделе будет рассказано о различных играх на разную тематику. Эти игры развивают память, нестандартное мышление, внимание, творческие способности. Поэтому и называется «АССОРТИ», то есть всего понемножку.

    «Знатоки песни»

            Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается- встает. Победители те, кто остался после окончания игры сидеть на местах.

    «Сами композиторы»

          Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму. Можно использовать известные детские стихотворения, например:

    1. Наша Таня громко плачет,
      Уронила в речку мячик…
    2. Мишка шел, шел, шел,
      Земляничку нашел,
      Ах, какая вкусная ягодка…

    «Музыкальный поезд»

        Игру можно проводить при изучении темы «Ритм». Учитель- машинист. Один из учеников - помощник машиниста. 3 ряда- 3 вагончика.

    Помощник хлопает ритм и произносит. «Вагончики» за ним повторяют. Учитель-машинист контролирует обстановку. Ритмически рисунки изображены на доске.

    Ребята должны уметь хорошо выстукивать этот простейший ритм. Умея это делать, они смогут прохлопать более трудный ритм. Выигрывает вагончик- ряд, который допустит меньше ошибок.

    «Инсценировка»

          Здесь особо описывать нечего. Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?

    Прекрасные примеры для инсценировки- песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.

    «Загадки»

           Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.

    1. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).
    2. Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).
    3. Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).
    4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).
    5. Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)

                              Интеллектуальные музыкальные игры

    Викторина «Кто из них»?

    1. (Палестина, Д. Скарлетти, Вивальди) сочинял музыку для клавесина?
    2. (Бах, Моцарт, Бетховен) создал 32 сонаты для фортепиано?
    3. (Гендель, Шуберт, Шуман) был автором большого количества опер и факторий, выдающимся исполнителем на органе и клавесине?
    4. (Сибелиус, Шуман, Дебюсси) писал оркестровые произведения, но не симфонии?
    5. (Бетховен, Верди, Равель) – автор многих оперных произведений?
    6. (Алябьев, Глинка, Рахманинов) создал первую русскую национальную оперу?
    7. (Штраус, Лист, Мендельсон) первым стал называть свои произведения симфоническими поэмами?
    8. (Гуно, Чайковский, Берлиоз) написал оперу на сюжет трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»?
    9. (Чайковский, Бородин, Скрябин) был автором нескольких балетов и стал новатором в области балетного искусства?

     

                                 Викторина «Кто они?»

    1        Какой гениальный немецкий композитор, оставшись рано сиротой и живя в доме брата, переписывал втайне от него ри лунном свете ноты понравившихся ему музыкальных произведений?

    2        Кто из великих композиторов, в то время 13-летний подросток, казался в Сикстинской капелле в Риме и, впервые услышав сложнейшее произведение, ноты которого тщательно оберегались от кого бы то ни было, записал его полностью по памяти?

    3        Какой 12-летний вундеркинд, которого впоследствии называли «царем всех пианистов», написал оперу, с успехом поставленную в Париже?

    4        Какой гениальный немецкий композитор сочинил одно из самых своих известных произведений по комедии В. Шекспира в возрасте 17 лет?

    5        Какой русский композитор начал серьезно заниматься музыкой, когда ему исполнилось 18 лет?
    6.     Кто заканчивал оперу А.П. Бородина "Князь Игорь", которую он не успел закончить?
    7.     Какой композитор написал больше всех симфоний?
    8.     Какой композитор, будучи совершенно глухим, сочинил гениальное произведение, исполняемое до сих пор?
    9.    Фамилия какого композитора по-русски напоминает название молочного продукта?
    10.   Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения?

         Загадка - проверенный веками и народным опытом самый занимательный способ обучения детей и знакомства их с окружающим миром, в каждой детской загадке сосредоточена мудрость и любовь многих поколений взрослых. Познавать мир через загадки намного интереснее, чем по сухим школьным учебникам или мудрёным объяснениям взрослых - не с проста наши дети так любят их разгадывать.

          Эффективность использования детских загадок была давно подтверждена ведущими педагогами уже бывшего СССР и не оспаривается по сей день, более того, многие учителя, мамы, папы и просто талантливые люди продолжают придумывать новые загадки, отражающие реалии современного мира, тем самым продолжая древние традиции нашего народа.

          Мы попытались классифицировать имеющийся материал для проведения урока в школе. 

    Загадки

    То толстеет,
    То худеет,
    На весь дом голосит. (Гармонь)

    Внутри — пустой,
    А голос — густой.
    Сам молчит,
    А бьют — ворчит. (барабан)

    Чтобы всюду ноты-точки
    Размещались по местам,
    Пять линеек нотной строчки
    Мы назвали… (нотный стан)

    Завитой, красивый знак
    Нарисуем мы вот так.
    Он велик и всемогущ,
    Это наш … (скрипичный ключ)

    Если нота захотела
    Повышенья до небес,
    Для нее есть знак особый,
    Называется … (диез)

    Это что еще за нота?
    Веселится — тра-ля-ля!
    Распевает громко песни!
    Ее имя — нота … (ля)

    На листочке, на страничке -

    То ли точки, то ли птички.

    Все сидят на лесенке

    И щебечут песенки. (Ноты.)

    Проверяют звук и тон

    Инструментом ...(Камертон.)

    Треугольная доска,

    А на ней три волоска.

    Волосок - тонкий,

    Голосок - звонкий. (Балалайка.)

    Три струны, а звук какой!

    С переливами, живой.

    Узнаю его в момент -

    Самый русский инструмент. (Балалайка.)

    Я стою на трёх ногах,

    Ноги в чёрных сапогах.

    Зубы белые, педаль.

    Как зовут меня? ...(Рояль.)

    Чем похоже пианино

    На бегущую машину?

    Есть у них одна деталь

    Под названием ...(Педаль.)

    Рояль с баяном подружились

    И навсегда объединились.

    А ты названье угадаешь

    Содружества мехов и клавиш? (Аккордеон.)

    Инструмент тот с давних пор

    Украшал собой собор.

    Украшает и играет,

    Весь оркестр заменяет. (Орган.)

    Этот струнный инструмент

    Зазвенит в любой момент -

    И на сцене в лучшем зале,

    И в походе на привале. (Гитара.)

    Музыкант смычок берёт,

    К инструменту он идёт.

    Назовём мы как сейчас

    В оркестровой яме бас? (Контрабас.)

    Больше скрипки в десять раз,

    Инструмент тот - ...(Контрабас.)

    Шаляпин всем на зависть пел,

    Талант огромный он имел,

    Всё потому, что изучал

    Искусство, что зовут...(Вокал.)

    Слово книжное «вокал»

    Как бы проще ты назвал?(Пение.)

    Он на сцене выступает,

    В хоре песню начинает.

    Исполняет весь куплет,

    Хор припев поёт в ответ.(Солист.)

    На концерте, без сомнения,

    Это возглас восхищения.(Браво.)

    Чтоб ещё артист сплясал,

    Отгадай, что зал кричал?(Бис.)

    В нём четыре музыканта,

    Виртуоза и таланта,

    Пропоют любой мотив.

    Как зовётся коллектив.(Квартет.)

    Исполнителей в нём восемь,

    Отгадать ансамбль просим.(Октет.)

    Как монолог музыкальный зовётся,

    Когда он на сцене артистом поётся?(Ария.)

    Он руками машет плавно,

    Слышит каждый инструмент.

    Он в оркестре самый главный,

    Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

    Струны гитары, терпенье, талант

    Плюс вдохновенье равно ... (Музыкант.)

    Сон и отдых позабыты:

    Песню пишет ... (Композитор.)

    Пел с душою, молодец!

    Будешь знатный ты ... (Певец.)

    Он красив и голосист,

    Хора нашего ...(Солист.)

    Голос мальчишки и женщины тоже

    И инструмент, так на скрипку похожий, -

    Всё называется словом одним.

    Ты догадался, конечно, каким?(Альт.)

    Он с музыкантом выступает,

    Но сам в оркестре не играет.

    Он молча должен лишь стоять,

    Тетрадку с нотами держать. (Пюпитр.)

    Под музыку эту проводят парад,

    Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.(Марш.)

    Новогодний бал в разгаре,

    Я кружусь по залу в паре.

    Этот танец нас пленил,

    Его Штраус сочинил. (Вальс.)

    Шарада – это загадка, ответ на которую разгадывается по частям. Например, два слова мышь и як, соединяясь, образуют слово мышьяк.

    Первое – нота,

    второе – тоже,

    а целое – на боб похоже. (Фасоль)

    Нота – мой первый слог,

    Поставь с ней рядом предлог,

    И разгадав загадку до конца,

    Получишь выражение лица. (Мина)

    Первый слог найдешь средь нот,

    А второй – олень несет.

    А целое – соединит всегда

    Деревни, села, города. (Дорога)

    Первое – нота, второе – игра.

    Целое – встретится у столяра. (Долото)

    Слог первый – нота на рояле,
    Второй – в земле мы откопали,
    А целое с большим вниманьем
    Мы будем слушать на собрании. (Доклад)

    Число и нота «ля» за ним,

    И букву прикрепи согласную.

    А в целом – мастер есть один.

    Он мебель делает прекрасную. (Столяр)

    Из области музыки это слово,

    А в пище найдем мы названье его. (Соль)

    Названье ноты напиши,

    Прибавить имя поспеши-

    И покачусь я по дороге

    Или обую тебе ноги. (Резина)

    К двум нотам известным прибавили предлог –

    Получился громкий и долгий гудок. (Сирена)

    Всего две ноты и предлог

    Построить я на даче смог. (Домик)

    Первый слог – нота, и нота – второй.

    Добавим две буквы –

    Зацветет в саду весной. (Сирень)

    Имеет две ноты в названии

    Морская мера длины – расстояние. (Миля)

    Весной хорошо поработай на даче:

    Предлог посади и две ноты в придачу,

    Буквы р и ы при этом –

    Собирай и кушай их летом. (Помидоры)

    Две ноты, две буквы…

    Все вместе – игра,

    В которую любит играть детвора. (Домино)

    Объедини две ноты и найдешь ответ-

    Название старинных итальянских монет. (Сольдо)

    Начало – голос птицы.

    Конец – на дне пруда.

    А целое в музее

    Найдешь ты без труда. (Картина)

    Площадь – первый слог мой.

    Нота – слог привычный.

    В целом получился

    Инструмент отличный. (Арфа)

    Нота и еще одна нота –

    Получится часть чего–то. (Доля)

    Великий чех - герой седых веков -

    И каратист - герой боевиков -

    По вашей воле сложатся легко

    В известный атрибут купца Садко. (Гусли.)

    Слог первый разгадает тот,

    Кто не забыл названий нот.

    Второй - в столетии возьмите,

    В нём «Д» на «Т» вы замените.

    Ответ узнаете в момент:

    Он - музыкальный инструмент. (Фагот.)

    Первое - форма арбуза, Земли.

    Все догадаться уже вы смогли?

    А из второго вкусную кашу

    Варит на завтрак мамочка ваша.

    Целое музыку будет дарить,

    Если за ручку тихонько крутить. (Шарманка.)

    Первое будет в грозу громыхать,

    Любит второе собака глодать.

    Целое звуку присуще всегда,

    Уши болят от него иногда. (Громкость.)

    Первый замки на дверях отпирает,

    Жажду второй нам в жару утоляет,

    Третьего встретишь ты в нотной тетрадке,

    Даст вам четвёртый разгадку к загадке,

    Пятый закрутит, открутит вам гайку,

    Что же такое, скорей отгадай-ка. (Ключ.)

    Первый на ветке, глянь, зеленеет,

    Осенью жёлтый цвет он имеет.

    В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь,

    Эту загадку на нём ты прочтёшь.

    Третий же крышу собой покрывает,

    Крыша такая уж течи не знает.

    А вот четвёртый в Венгрии жил

    И пианистом известным он был. (Лист.)

    Первую пляшут так резво детишки,

    Парами скачут девчонки, мальчишки.

    В Польше вторая с рожденья живёт,

    Всех отгадавших к себе позовёт. (Полька.)

    Первые марши играют военные,

    Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.

    А вот вторые на крышах стоят,

    Дружно зимою все сильно дымят. (Трубы.)

    Первый - большая хищная птица,

    Что над погибшим животным кружится.

    Длинная часть у гитары - второй,

    Крепко сжимается левой рукой.

    На документах секретных есть третий.

    Что же за слово? Подумайте, дети. (Гриф.)

    Логогриф – это слово – загадка, меняющее свое значение при отнимании или прибавлении букв, например, заря – заряд.

    Мы резким голосом кричим

    И ковыляем так комично.

    Но вставь нам «Л» - и зазвучим

    Довольно мелодично. (Гуси - гусли.)

    Добавим к ноте букву «М» -

    Он станет сразу нужен всем:

    В нём живёт моя семья -

    Мама, папа, брат и я! (До - дом.)

    Играла я на все лады,

    Пела, напевала.

    Оказалась у воды -

    И букву потеряла. (Дудочка - удочка).

    «Д» на удочку попалась

    И никак не отцеплялась.

    Повисела пять минут -

    И случилось чудо тут:

    Стала удочка короткой,

    Издавать вдруг стала нотки.

    Ну, скажите мне на милость,

    Что же с удочкой случилось? (Превратилась в дудочку: удочка - дудочка.)

    С «М» - войну она ведёт,

    Без - певец её поёт. (Армия - ария.)

    Метаграмма – это разновидность загадки, в которой из загадываемого слова путем замены одной буквы другой получается новое слово, например, мель – моль.

    От ветра в поле я качаюсь,

    Зерном всё лето наливаюсь.

    Но для того, чтоб зазвучал,

    «К» на «Г» я поменял. (Колос - голос.)

    С буквой «Т» - его все знают:

    Он с собой весну несёт.

    С буквой «Ш» - всегда играют,

    Коль в строю отряд идёт. (Март - марш.)

    С первой «С» - огромная я птица,

    Что летать не может научиться.

    С первой «Ш» - меня должны все знать:

    Вальсов много ведь сумел я написать. (Страус - Штраус.)

    С «Д» - электроинструмент,

    Дырку высверлит в момент.

    С «Т» - исполнит соловей

    Майской ночью средь ветвей. (Дрель - трель.)

    С «Е» - листы собой скрепляет,

    С «И» - скрипач на ней играет. (Скрепка - скрипка.)

    Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания, например, лиса – сила.

    Не раз в оркестре я звучала,

    Мой голос струнный так певуч!

    Но «Ф» в моё поставь начало,

    И я во тьму направлю луч! (Арфа - фара.)

    Звучу, когда парад идёт,

    Я - музыки произведенье.

    А прочитай наоборот,

    Я - след на коже от раненья. (Марш - шрам.)

    Травести - переделка произведения на комический лад; серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами, а герои оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние. Цель задания – выяснить, о каком произведении идет речь.

    На площади в Киеве собралось войско, уходящее в поход против викингов. Народ славит войско, князя Владимира и его сына. Неожиданно появляется НЛО, Все советуют Владимиру отказаться от похода, но князь непреклонен. Владимир потерпел поражение в битве и взят в плен инопланетянами. Он бежал из плена, чтобы вновь ударить по врагу. Народ славит князя. /«Князь Игорь»/

    Действие происходит в сказочной стране веремеев в далекие времена. Жизнь течет спокойно, пока не появляется Белоснежка. Ей приглянулся красивый Гном, который играет на скрипке. Богатый купец Снегирь пленен Белоснежкой, сватается к ней и бросает свою прежнюю невесту Красаву. Она ищет защиты у царя Веремея. Царь поражен красотой Белоснежки и прощает Снегиря. В первый день лета царь Веремей благословляет брачные пары. К нему подходят Гном и Красава, Белоснежка и Снегирь. В это время на Белоснежку падает луч летнего Солнца, и она тает. Снегирь в отчаянии бросается в озеро. /«Снегурочка»/

    Действие происходит в 14 в. в Норвегии, попавшей под владычество Франции. Борьбу народа возглавил герцог Бальмонт. Он стал жертвой наместника французского короля – графа д'Артуа. Бальмонт брошен в тюрьму и приговорен к смерти. Накануне казни Бальмонт видит сон: перед ним возникает в облике его погибшей возлюбленной Гретхен сияющее видение свободы. Бальмонт идет к месту казни со словами: «За родину сражайтесь. За вольность, за свободу». /«Эгмонт»/

    Уродец насмехается над богачами, которые решают отомстить ему. Они похищают его дочь Матильду и отдают Графу. Уродец нанимает убийцу, который по ошибке вместо Графа убивает Матильду. Уродец, желая насладиться местью, находит в мешке вместо Графа труп своей дочери. /«Риголетто»/

    Реалии.

    Он жил в 12 веке.

    Он отражал набеги кочевников.

    Он был храбрым воином и этим заслужил уважение врагов.

    Однажды он попал в плен и бежал. /Князь Игорь/

    Его называют «солнцем».

    Он смеялся над владыками.

    Он воспевал жизнь, красоту, женщину, любовь.

    Он погиб на дуэли. /А.С. Пушкин/

    Он боготворил музыку.

    Он любил родину.

    Он был эмигрантом.

    Его сердце хранится на родине. /Ф. Шопен/

    Он долго шел полем.

    Он не знал преград.

    Он терял друзей.

    Он был в ответе за Россию, за народ и всех на свете. /Солдат/

    Он был графом.

    Его родина была в опасности.

    Он поднял народ на борьбу.

    Он был предан и казнен. /Граф Эгмонт/

    Он был мудрым.

    Он бил врагов Отчизны.

    Он пропустил врага в сердце страны.

    Он изгнал врага и принес славу Отчизне. /Кутузов/

    Он жил в экзотической стране.

    Его боготворила царица.

    Он был изгнан с родины за вольнодумство.

    Он умер на чужбине, мечтая увидеть горы родины. /Шота Руставели/

    Он унаследовал имя и талант отца.

    Он создавал искрящуюся музыку.

    Он приезжал в Петербург.

    Его называли «королем». /И. Штраус/

    Она была молода и прекрасна.

    Она училась музыке у известного композитора.

    Она не ответила взаимностью на его любовь.

    Она стала музой этого композитора. /Джульетта Гвиччарди/

    Он был черен.

    Он работал в маленьком кафе.

    Он имел «золотую» трубу.

    Его называли Сатьмо. /Л. Армстронг/

    Он любил рок.

    Он был лидером.

    Он был убит.

    Его песни – классика рок-музыки. /Дж. Леннон/

    Вертикаль.

    Баллада А. Бородина

    1. Театр, в котором была впервые поставлена опера «Князь Игорь». (Мариинский)
    2. Жанр, представленный в творчестве Бородина в единственном произведении. (Опера)
    3. Форма вокальной музыке в творчестве А. Бородина. (Романс)
    4. Имя одного из скоморохов в опере «Князь Игорь». (Ерошка)

    «МОРЕ»

    Опера – былина Н.А. Римского – Корсакова

    1. Тема творчества композитора Н.А. Римского – Корсакова. (Сказка)
    2. Клипер, на котором Римский – Корсаков совершил кругосветное плавание. («Алмаз»)
    3. Имя царя – героя оперы «Золотой петушок». (Додон)
    4. Персонаж одной из сказочных опер Римского – Корсакова. (Кащей)
    5. Жанр, преобладающий в творчестве Римского – Корсакова. (Опера)

    «САДКО»

    Джазовый инструмент

    1. Сольное пение негров. (Блюз)
    2. Джазмен – трубач. (Армстронг)
    3. Родина джаза (город). (Нью-Орлеан)
    4. Прозвище Эллингтона. (Дюк)
    5. Что имитирует произношение слова «джаз»? (Жужжание)
    6. Имя Питерсона. (Оскар)

     Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней. Поэтому я четко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Позиция «когда я здоров – это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» – губительна.

          Урок музыки по определению урок творчества. Творческий поиск, импровизация  в моей работе  постоянно нужны для того, чтобы пробудить у ребят  интерес к искусству, к музыке, желание себя проявить, попробовать в новом для себя виде деятельности,  почувствовать свою индивидуальность.

          По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние  и становится выражением своего «Я».

             В концепции модернизации российского образования говорится: « … в намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, его разностороннее развитие, профессиональная подготовка, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны…»  Думаю, что любая творческая деятельность, в том числе и на моих уроках, формируют разносторонне развитую личность. Поэтому это направление работы считаю важным и нужным.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

    Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....

    Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

    Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....

    обобщение педагогического опыта "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки"

    В своей работе я представила практические материалы по применению на своих уроках здоровьесберегающих технологий, а также разработку одного из таких уроков....

    "Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."

    Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...

    Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

    Материал содержит педагогические методы и приемы, технологии, способствующие укреплению здоровья детей,  применяемые на уроках музыки....

    «Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

    Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...