«Музыкальная среда как средство развития креативности учащихся»
статья по музыке на тему

Булыгина Марина Афонасьевна

 

для  музыкального  воспитания  детей  необходима  богатая  музыкальная  предметно-развивающая  среда,  а  для  развития  личности  школьников  рядом  с  ними  должен  быть  педагог,  увлечённый  музыкой,  умеющий  реализовать  творческий  потенциал  музыкальной  среды  и  управлять  развитием  творчества  детей  в  музыкальной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_institutsionalny.docx31.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Январь 2015 г

Тема иституционального семинара: «Организация личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в рамках СФГОЗ»

Тема доклада музыкального руководителя:

1 слайд «Музыкальная среда как средство развития креативности учащихся» 

Прежде  чем  приступить  к  рассмотрению  заявленной  темы,  давайте  немного  пофантазируем.  Представьте  себе  ребёнка  в  пустой  комнате.  Что  произойдёт?  Он  приложит  максимум  усилий,  чтобы  покинуть  её:  неинтересно,  делать  нечего.  

Другой  вариант.  В  комнате  много  интересных  игрушек,  игр.  Но  для  музыкальной  деятельности  ничего  нет.  Ребёнок  будет  ею  заниматься?  Конечно,  нет.  Он  займётся  тем,  для  чего  подходят  окружающие  его  объекты.  

Третий  вариант.  В  школе  два  класса  детей  одного  возраста  оснащены  одинаковыми  играми,    в  том  числе  и  для  музыкальной  деятельности.  В  одном классе  педагог  не  обращает  на  них  внимания,  иногда  даже  выражает  негативное  отношение  к  ним.  В  результате  у  детей  постепенно  угасает  интерес,  и  они  перестают  заниматься  самостоятельно  музыкальной  деятельностью.

 В  другом классе педагог  проявляет  интерес  к  музыкальным  играм,  демонстрирует  детям  возможности  музыкальной  предметной  среды,  создаёт  творческие  ситуации,  пробуждающие  интерес  к  музыкальным  играм  и   музыкальным инструментам.  В  результате  дети  часто  играют  с  ними,  проявляя  творческий  подход.

 2слайд    Итак,  мы  приходим  к  неоспоримому  выводу:  для  музыкального  воспитания  детей  необходима  богатая  музыкальная  предметно-развивающая  среда,  а  для  развития  личности  школьников  рядом  с  ними  должен  быть  педагог,  увлечённый  музыкой,  умеющий  реализовать  творческий  потенциал  музыкальной  среды  и  управлять  развитием  творчества  детей  в  музыкальной  деятельности.

     Среда,  окружающая  ребёнка  в  детском  саду, школе,  семье  и  социуме,  может  стать  средством  развития  его  личности  лишь  в  том  случае,  если  педагог  способен  организовать  такую  среду.  Для  этого  ему  необходимо  знать,  что  должна  включать  среда,  механизм  её  воздействия  на  личность,  а  также  качества  личности,  составляющие  основу  креативности.  

Слайд 3.

Определение  особенностей  креативной  личности  и  развивающей  музыкальной  среды  является  управленческой  деятельностью  педагога,  направленной  на  проектирование  условий  творческого  развития  школьников.  

   4 слайд К  важнейшим  показателям  креативности  относятся :

  • творческая  активность,  т. е.  готовность  и  высокий  уровень  мотивации  к  созданию  нового  продукта; 
  •  самовыражение,  иначе—свободный  выбор  ребёнком  вида  музыкальной  деятельности,  способа  воплощения  своего  замысла;  пение танцы.
  •  интеллект,  «интеллектуальные  способности»,  «музыкальный  интеллект»--способность  исполнять,  сочинять  и  воспринимать  музыку  ( Х. Гарднер );
  • знания  и  навыки  ( Л. Ермолаева—Томина ).

  5 слайд   К  факторам,  способствующим  становлению  креативности,  можно  отнести:

  • информационный,  позволяющий  развивать  интеллект;
  • социальный,  обеспечивающий  поддержку  детей  в  процессе  их  творчества,  дающий  возможность  общения  и  обмена  впечатлениями;
  • эмоциональный,  обуславливающий  психологический  комфорт  и  безопасность.

     Знание  и  учёт  указанных  выше  показателей  креативности  и  факторов,  которые  способствуют  развитию  творчества,  позволяют  педагогу  осуществить  функцию  опосредованного  управления  процессом  музыкального  образования  детей.  Опосредованное  управление,  использующее  в  качестве  педагогического  средства  окружающую  среду,  находится  в  настоящее  время  на  стадии  становления..

     В  истории  понимания  среды  как  основного  фактора  и  средства  воспитания  и  образования  личности  выделяются  два  подхода:

1.  Представленный  в  большинстве  современных  исследований,  определяет  среду,  как  условие  реализации  ребёнком  своих  способностей;

2.    Возникший  в  начале  прошлого  века  и  получивший  в  отечественной  педагогике  название  «педагогика  среды»,  определяет  среду  как  средство  воспитания  личностных  качеств.   

  Один  из  основателей  педагогики  среды  С. Т. Шацкий  рассматривал  среду  как  средство  освоения  детьми  культуры  с  двух  позиций,  имея  в  виду  материальную  и  нематериальную  составляющие  среды  ( вслед  за  Л. Н. Толстым  он  называет  её  «духом  школы»,  эмоциональным  подъёмом,  который  настраивает  детей  на  творческий  труд ).

В  педагогических  исследованиях  чаще  встречается  понятие  «образовательная  среда»,  т. е.  упор  делается  на  её  образовательную  функцию.  Однако  и  при  таком  подходе  большинство  авторов  наделяют  среду  разнообразными  функциями.  Так,       В. А. Ясвин  выделяет  разновидности  сред  ( семейная,  дошкольная,  внешкольная,  дополнительная,  стихийная ),  выполняющие  особые  педагогические  задачи.

   6 слайд  Современный  подход  к  образованию  как  явлению  культуры  позволяет  говорить  о  культурном  становлении  личности  в  процессе  освоения  различных  видов  художественной  деятельности  в  специально  организованной  среде  ( Р. М. Чумичева ).  

Среда—это  атмосфера,  в  которой  дышит,  живёт  и  развивается  человек.       

  Рассматривая  музыкальное  воспитание  как  процесс  организованного  приобщения  детей  к  музыкальной  культуре,  можно  говорить  о  музыкальной  среде  как  о  средстве  приобщения  ребёнка  к  музыкальной  культуре.  Таким  образом,  музыкальная  среда  становится  одним  из  компонентов  педагогической  системы  и  представляет  собой  музыкальное  оформление  жизнедеятельности  детей,  в  том  числе  занятий  и  праздников.

     Музыкальные  инструменты,   пособия  можно  выделить  в  предметно-развивающую  среду; 

 7 слайд.Из  этого  можно  сделать  вывод:  среда  представляет  каждому  ребёнку  равные  возможности  приобрести  те  или  иные  качества  личности  ( чему-либо  научиться ).  Средовой  подход  обеспечивает  создание  единого  по  содержанию  музыкально-эстетического  пространства  жизни  детей  и  предполагает  влияющие  друг  на  друга  и  взаимосвязанные  формы  бытования  музыки  в  школе,  семье  и  социуме.

      Говоря  о  музыкальном  развитии  школьников,  можно   представить  предметно-развивающую  среду  как  музыкально-образовательную,  которая  состоит  из  предметного  и  музыкального  компонентов.  Музыкальный  компонент  представлен  аудиомузыкальной  информацией,  т. е.   непосредственно  музыкой,  независимо  от  её  источника.  Всё  остальное,  в  том  числе  музыкальные  инструменты  и  средства  извлечения  музыки  ( магнитофон,  радиоприёмник  компьютер, телефон, телевизор и  т. д. ),  относится  к  предметному  компоненту.

 8 слайд.  В  музыкально-образовательной  среде  кроме  указанных  компонентов  присутствует  и  социальный,  поскольку  в  любой  среде  происходят  социальные  взаимодействия  ребёнка,  влияющие  на  его  развитие.

9 слайд. Окружающие  ребёнка  сверстники  и  взрослые  составляют  его  среду  обитания,  а  взрослые,  кроме  этого,  являются  организаторами  педагогического  процесса.

10 слайд.     В  социальной  составляющей  среды  необходимо  выделить  такой  существенный  момент,  как  организация  мотивирующего  фактора,  эмоционального  фона  среды.  Поддержание  такого  фона,  создающего  комфортные  условия  для  ребёнка  и  культивирующего  его  музыкальное  творчество,  важная  задача  педагога.

   11 слайд   О  проблеме  значимости  социальной  среды  в  развитии  творческих  способностей  ребёнка  говорил  В. А. Ясвин,  который  показал,  что  педагоги  должны  учитывать  не  только  среду  учреждения,  но  и  особенности  семей  воспитанников,  в  том  числе  взаимодействия  с  ребёнком  в  процессе  домашнего  музыкального  воспитания.

В  творческой  образовательной  среде,   по  В. А. Ясвину,  происходит  саморазвитие  свободной  и  активной  личности:  обучающийся  становится  субъектом  своего  развития  ( а  не  остаётся  объектом  педагогического  воздействия ),  проявляет  активность  в  использовании  возможностей  среды.

     12 слайд  Следуя  из  вышесказанного,  творческая  образовательная  среда  должна  характеризоваться  эмоциональным  фоном,  включающим  творческую  увлечённость,  настрой  на  поиск,  созидание.  

 13 слайд. Таким  образом,  творческая  среда  характеризуется  прежде  всего  творческой  атмосферой,  а  также  разнообразным  и  богатым  предметным  и  информационным  наполнением.

  • Среда  должна  быть  нацелена  на  зону  ближайшего  психического  развития ( Л. С. Выготский ).
  • Музыкальная  среда  должна  соответствовать  структуре  когнитивной  сферы  ребёнка,  т. е.   содержать  как  консервативные  ( уже  известные  ребёнку )  компоненты,  так  и  проблемные,  подлежащие  исследованию.
  • Следует  помнить:  нереализованное  стремление  сразу  же  применять  полученные  знания  приводит  к  тому,  что  знания  не  закрепляются,  и,  наоборот,  постоянно  используемые  ребёнком  знания  живут  и  обогащаются.

Слайды с 14-21  Так учащиеся нашей школы являются  постоянными  участниками праздничных концертов не только   в стенах школы, но также в  сельском доме культуры, выезжают  с концертами в другие села.  Начиная с 2007 ежегодно  года наши дети принимают  участие в районных конкурсах детского и молодежного музыкального творчества  «Живун», конкурсе патриотической песни «Героям Родины моей», Фестивалях народного творчества  «Широкая масленица», а также участвуют в заочных конкурсах «Все краски Ямала».

В этих конкурсах ребята школы занимали призовые места, что даёт детям участие в таких конкурсах, конечно же веру в себя, в свои способности, преодоление психологического барьера , уверенности, я смогу я могу.   

 Некоторые дети  проявляют интерес к щзанячтиям по освоению музыкальных инструментов баян фортепиано. Обучение игры на музыкальном инструменте это многогранный и  сложный процесс, требующий системного подхода. Так некоторые дети пробовали себя в роли музыкантов исполняя небольшие музыкальные произведения  на праздниках день рождения и отчетных концертах.

Другие только начинают осваивать их.

Мошкина Зоя,  Еприна Марина.   Енова Юлия,  Севли Дима , Сухарин Валера,.  Аляба Костя, Нялимов Саша.

    22 слайд Целостность  содержания  музыкальной  среды,  строится  на  следующих  основах:

  • Психологическая  Для  обеспечения  подлинно  творческого  развития  детей  необходимо  единство  музыкальной  среды,  музыкального  репертуара  и  содержательного  общения  с  взрослыми;
  • Эстетическая  Эстетика  интерьера  должна  учитывать  традиции  детской  культуры  и  быть  ориентирована  на  будущее  ребёнка;
  • Педагогическая  Среда  должна  быть  системной,  т. е. отвечать  возрасту  и  содержанию  музыкальной  деятельности  детей,  целям  воспитания  и  развития  ребёнка  и  уровню  его  подготовки.

     В  соответствии  с  этим  выделяется  музыкальная  среда  ДОУ,  семьи  и  учреждений  культуры  и  образования.

23 слайд.  Эмоциональная  характеристика  среды

     Эмоциональный  фактор  в  виде  заинтересованности  детей  в  музыкально-творческой  деятельности  должен  культивироваться  музыкальным руководителем и воспитателем  различными  способами,  прежде  всего  через  собственную  эмоциональную  активность  и  стимулирование  творческой  активности  детей.  Эмоциональная  поддержка,  обеспечение  психологического  комфорта,  поощрение  творческих  устремлений  детей—такой  должна  быть  эмоциональная  характеристика  среды,  в  которой  протекает  нерегламентированная  музыкально-творческая  деятельность.

     Параллельно  на  уроках музыки,  дополнительном образовании  осуществляется  самостоятельная  музыкальная  творческая  деятельность  детей,  обладающая  наибольшим  потенциалом  развития  креативности  школьников. 

24 слайд Социум  как  среда  музыкального  просвещения  ребёнка.

Среда  социума  значительно  отличается  от  среды  школы,   поэтому  весьма  важно  соблюдать  принцип  целостности  при  организации  этой  среды.  Информационный  фактор  предусматривает  согласование  музыкальным  руководителем  и  воспитателями на посещение концертов спектаклей, ранее знакомых детям. ( заранее познакомить детей с этим произведением. прочитать(сказку, книгу, посмотреть фильм).Это  даёт  детям  возможность  получить  удовольствие  от  встречи  со  знакомыми  произведениями  и  более  активно  и  совершенно  осознанно  стремиться  к  посещению  концертных  залов( большой  социум )  и  музыкальной  школы  ( малый  социум ).

     Особенность  социального  фактора  состоит  в  том,  что  дети  знакомятся  с  профессиональными  музыкантами,  с  людьми,  заинтересованными  в  музыкальном  просвещении  детей.  Этим  отличается  и  эмоциональный  фактор.  Увлечённость  профессионалов  заражает  детей  и  позволяет  рассматривать  её  как  мощный  фактор  стимулирования  творческой  активности  детей.  Использование  возможностей  социальной  среды  способствует  личностному  росту  детей—развитию  их  музыкальности  в  целом,  художественной  и  общей  культуры,  творческого  воображения.

25 слайд    концерт гитаристов

  При  организации  музыкальной  среды  ведущая  роль  принадлежит  музыкальному  руководителю,  который  выполняет  различные  педагогические  функции:  проводит  диагностику  среды  и  личностных  качеств  детей  ( музыкальность,  креативность,  эмпатийность ),  проектирует  цель  и  средства  её  достижения,  организует  музыкально-образовательный  процесс,  консультирует  воспитателей   по  вопросам  музыкального  воспитания  детей,  обеспечивает  взаимодействие  всех  компонентов,  анализирует  результаты  процесса  музыкального  воспитания  детей  и  корректирует.

26   -   27 слайды

Музыкально-образовательная  среда  учреждений  культуры  и  образования,  направленная  на  музыкальное  просвещение  детей,  посещающих  школьные  учреждения  ( концерты,  музыкальная  школа,  спектакли  ).

     Именно  так  понимаемые  музыкальная  среда  и  средовой  подход  являются  интегральным  средством,  обеспечивающим  тесное  и  успешное  взаимодействие  детей,  воспитателей  и  родителей.

28-29-30  слайд. Среда  нерегламентированной  музыкально-творческой  деятельности   в школе.

     Большую  часть  времени  ребёнок  проводит  в школе, затем в группе ,  поэтому  она  имеет—должна  иметь—потенциал  для  музыкального  воспитания  и  становления  его  креативности.

Нерегламентированная  музыкальная  деятельность  детей  осуществляется  совместно  с  воспитателем  в  группе  и  в  большей  степени  в  кружках  музыкального  творчества,  организуемых  музыкальным  руководителем.  Воспитатель  не  обучает  детей—он  старается  заинтересовать  их  в  слушании  знакомой  музыки,  разучивании песен к праздникам, высказывает  своё  отношение  к  ней,  вовлекает  детей  в  знакомые  им  музыкальные  игры,  упражнения,  проводит  музыкальные  разминки  и  традиции  ( утренняя  песня-приветствие  новому  дню, или зарядка под бодрую музыку, проведение  раз  в  неделю  вечера  песни  и  т. п. ).

     Музыкальный  репертуар  воспитатель  подбирает  с  помощью  музыкального  руководителя  либо  сам,  но  по  согласованию  с  музыкальным  руководителем.  Музыкальное  сопровождение  разных  мероприятий,  прослушивание  музыкальных  произведений,  сказок  и  т. д.  позволяют  познакомить  детей  с  разнообразными  музыкальными  произведениями,  доступными  им  по  стилю  и  оформлению.

      Социальный  фактор  состоит  в  том,  что  воспитатель  продолжает  педагогическую  линию  музыкального  руководителя  и  является  для  детей  образцом  музыкального  восприятия  и  музыкального  творчества.  Сверстники  как  часть  социальной  среды  также  имеют  большое  значение:  они  могут  быть  и  образцами  музыкально-творческой  деятельности,  и  стимулом  для  занятий  ею,  и  критерием  оценки  результатов  деятельности.  Воспитателю  важно  опираться  на  детей,  которые  увлечены  музыкально-творческой  деятельностью:  они  становятся  своего  рода  катализатором  данного  процесса.

 31 слайд.

Музыкальная  среда  раскрывает  свои  возможности  в  процессе  общения  детей  со  взрослыми  в  этой  среде.  От  компетентности  взрослого,  его  доброжелательности  и  заинтересованного  отношения  к  детям  зависит,  станет  ли  эта  среда  развивающей,  захочет  и  сможет  ли  ребёнок  освоить  её  в  своей  деятельности.  Ребёнок  и  взрослый  действуют  вместе—им  обоим  должно  быть  комфортно  в  музыкальной  среде.

  1. лайд – спасибо за внимание!

                                                                   Литература:

Белозерцев  Е. П.  Культурно-образовательная  среда  Липецкой  области:  неизбежность  изучения // Материалы  научно-практической  конференции  «Региональный  аспект  в  образовании  и  воспитании  учащихся».  Липецк:  ЛГИУУ;  Елец,  2003.

  1. Глазычев  В. Л.  Дух  места // Освобождение  духа./ Под  ред.  А. А. Гусейнова  и  В. И. Толстых.  М.,  1991.
  2.  Костина  Э. П.  Программа  музыкального  образования  детей  раннего  и  дошкольного  возраста  «Камертон».  М.,  2004.
  3. Мануйлов  Ю. С.  Персонализация  среды  коллективом  как  фактор  восприятия  её  личности // Психология  и  архитектура.  Таллин,  1983.
  4. Мануйлов  Ю. С.  Средовой  подход  в  воспитании:  Автореф.  дисс……  д-р пед. Наук.  М.,  1998.
  5. Мухина  В. С.  Детская  психология:  Учебник  для  студентов  пед.  ин-тов / Под  ред. Л. А. Венгера.  2-е  изд.,  перераб.  И  доп.  М.,  1985.
  6. Новосёлова  С. Л.  Развивающая  предметная  среда.  М.,  Просвещение,  1997.
  7. Остапенко  А. А.  Скрытые  факторы  образования // Школьные  технологии.  2005.  № 3.
  8. Хейдметс  М.    Социально-психологические  проблемы  жилой  среды  ( аспект  персонализации  среды ) // Человек,  среда,  общение.  Таллин,  1980.
  9. Шацкий  С. Т.  Педагогические  сочинения.  В  4. т.  Под  ред.  И. А. Каирова,  Л. Н. Скаткина,  М. Н. Скаткина,  В. Н. Шацкой.  М.,  1962.

     

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Презентация по теме коллективное творческое дело как средство развития креативности учащихся....

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Технологию педагогических мастерских называют диалоговой,полицентрической, рефлексивной. Она вызывает, тренирует,развивает способность к аналитической деятельности: анализу произведения в ситуации общ...

«Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся»

Педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса....

«Дизайн-мышление как средство развития креативности учащихся»

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей «навыков XXI века». Одними из самых глав...