Урок музыки в 6 классе.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Ковалёва Лариса Владимировна

Урок музыки в 6 классе "Сила и значимость музыки композитора XVIII в. Антонио Вивальди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сила и значимость музыки композитора XVIII в. Антонио Вивальди»

Автор: Ковалёва Лариса Владимировна

учитель музыки высшей категории

ГБОУ СОШ № 454

Колпинского района

Санкт - Петербурга

Санкт-Петербург

2012


Урок разработан на основе программы Г.Сергеевой, Е.Критской. 6 класс.III четверть.

ТИП УРОКА: Изучение нового материала.

ВИД УРОКА: Урок – прогулка.

ЗАДАЧИ:

  1. Ученик знает понятие инструментальный концерт; особенности стиля барокко
  2. Ученик называет полные имена композиторов: А.Вивальди, Н.Паганини и другие.
  3. Ученик проводит  интонационно-образный анализ музыкального произведения, раскрывает влияние музыки на человека.
  4. Ученик выразительно и эмоционально исполняет песню, используя вокально-хоровые навыки.
  5. Ученик принимает нравственные ценности искусства.

ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

А. Вивальди фрагмент концертов "Зима" и "Весна",

В.Мэй - современная обработка концерта "Зима",

Ю.Антонов - "Живёт на свете красота",

С.Никитин - "Под музыку Вивальди»,

Презентация по теме урока.

.


ХОД УРОКА.

Снова вижу вас сегодня,
Снова музыке звучать,
И прекрасное искусство
Очарует нас опять.
Все сердца одним стремленьем
Музыка объединит ,
И торжественно и чудно
В наших душах зазвучит!

(Учитель показывает слайды "Венеции").

Это самый удивительный и красивый город в Европе. Он утопает в зелени и в великолепных зданиях архитектуры. Ощущаешь себя, словно в сказочном городе, где вместо улиц водные каналы, вместо автобусов и автомобилей – большие и маленькие лодки, которыми управляют гондольеры. Они поют задушевные песни в ритм удара весел и покачивания лодки на волнах.

- Что же это за удивительный город?

- Да. Это Венеция. Один из красивейших городов Италии.

Италия дала миру много великих людей. Среди них: художники, архитекторы, поэты, композиторы, певцы, музыканты. Вы наверняка знаете эти имена. Назовите.

( Ответы: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Д.Верди, Н.Паганини, А.Вивальди, Э. Карузо,  Л.Паваротти, П.Даминго)

Говоря о музыке и её исполнителях, нельзя не сказать об инструментах, на которых её исполняют.

- Вы все, конечно, узнали этот инструмент (слайд - скрипка).

- Да. Это скрипка. Родиной этого инструмента тоже является Италия. Скрипку считают королевой оркестра. Она по праву считается самым выразительным инструментом среди семейства струнных. У неё яркий, сочный, поющий звук, который можно сравнить с чем?

-Наверное с голосом человека.

- Вам известны скрипачи-виртуозы, имена которых знает весь мир? Назовите.

( Обращаюсь к слайдам, дополняю ответы учащихся).

Это итальянский скрипач XVIII века Н.Паганини, А.Вивальди , русские скрипачи Д.Ойстрах, Л.Коган и др.

- А кто такой виртуоз?

- Это музыкант – исполнитель, который в совершенстве владеет техникой своего инструмента.

- Одним из таких виртуозных скрипачей в Италии XVIIIвека был Антонио Вивальди (слайд).

- Ребята, вы наверно догадались, что наш урок будет посвящен прекрасной музыке этого композитора. Мы узнаем о его жизни и творчестве.

Проблема:

                        Мне бы хотелось, чтобы в течение урока вы размышляли, а в конце урока высказали своё мнение:

- В чем сила музыки А.Вивальди и вообще музыки?

- Какие чувства пробудила  в вас музыка А.Вивальди?

- Почему эта музыка звучит и поныне, и привлекает современных музыкантов- исполнителей?

Итак, XVIII век. Италия. ( Показ слайдов)

Будущий композитор родился в Венеции в семье музыканта. Его отец был скрипачом. Он то и стал его первым учителем музыки. Ещё в юные годы Антонио прославился отличной игрой на скрипке. В 1704 году он поступает в Венецианскую консерваторию. Вскоре Вивальди выступает с концертами как великолепный дирижер, собирая восторженную публику – слава о нем гремит даже за пределами Италии. У него была кипучая натура и практический склад ума. Живой и общительный Вивальди успешно сочетал разные виды деятельности – был композитором, дирижером, скрипачом, педагогом. Композитор работал щедро и много – творческое наследие его огромно. Он написал 39 опер, 23 симфонии, 73 сонаты, 20 кантат, духовную музыку (слайд). Но главным для него жанром был концерт. Именно здесь композитор наиболее полно мог выразить себя и свой художественный вкус. Вивальди  любил публику, успех, и в каждом его концерте чувствуется это желание заворожить слушателей, покорить их блеском звучания, виртуозностью. Вивальди написал, представьте себе – 447 концертов, а для скрипки – 221.

Из всего богатейшего музыкального наследия, мы обратимся к одному из его известнейших концертов для скрипки с оркестром « Времена года».

- Ребята, что такое концерт? (Дети высказывают свои суждения)

- Кто из русских композиторов тоже написал  музыку «Времена года»?

- Да, П.И.Чайковский написал пьесы «Времена года» для фортепиано. А ещё есть и балет «Времена года». Музыку написал русский композитор Илья Глазунов.

Образы природы вдохновляли на творчество не только композиторов, но и художников, поэтов, писателей.

- Может быть, кто-то назовет их имена? ( Ответы учащихся).

Пожалуй, нет ни одного художника, который бы не обращался к образам природы. В концертах « Времена года» А.Вивальди отражает все четыре времени года. Мы с вами можем послушать только фрагменты этого концерта. Послушайте и поразмышляйте, какое время года передал композитор в этой музыке?

( Руки поднимите после прослушивания музыки)

Звучит фрагмент концерта «Зима».

- Итак, ребята, ваши впечатления?

- Какое это время года?

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- А как это передано в звучании, в исполнении?

( тема, движение мелодии, сила звука)

Да. Создаётся ощущение всепронизывающей зимней стужи, как будто «под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу» (показ слайда)

- Как вы думаете, в музыке только образ природы, зимы, или переданы чувства человека- композитора?

Да. Ведь человек – это часть природы, и в этой музыке мы чувствуем собранность, волю, готовность человека преодолеть невзгоды зимы: стужу, холод.

Видеоклип фрагмента концерта «Зима».

- Ребята, а хотите послушать, как композитор передаёт весеннее настроение?

Звучит фрагмент концерта «Весна».

- Итак, что же вы почувствовали, представили?

- Это ранняя весна или поздняя?

- Да. Ранняя, так как музыка изображает пробуждение природы.

- Как звучит музыка, передающая это состояние (стремительно, энергично, порывисто…)

Ответы учащихся

- Вы услышали, как инструменты подражали звукам природы? (показ слайда)

Радостное пение птиц, веселое журчание ручейков, нежное веяние ветерка, сменяемое грозовым шквалом.

- А может это состояние человека, наблюдающего весеннее пробуждение жизни?

- Как вы себя ощущаете весной?

- Какие новые чувства возникают у вас?

Ответы учащихся

Учитель дополняет: ощущение счастья, света, тепла, торжества природы.

Видеоклип фрагмента концерта «Весна».

Для того времени это были поразительно смелые творения. Своей глубиной и выразительностью близкие и нам, людям 21 века.

В наше время многие исполнители обращаются к классике, придавая ей современные интонации, и недаром знаменитая скрипачка Ванесса Мэй включила это произведение Вивальди в свой репертуар. Послушайте в её исполнении на электро – скрипке современную обработку финальной части концерта «Лето» ( показ слайда).

Слушание

-Вам понравилась современная обработка концерта?

Да? Это говорит о том, что классическая музыка « не стареет», она всегда современна!

- А в чем её сила? ( Ответы учащихся)

Учитель дополняет: в её красоте, правдивости, в оригинальности, в виртуозности её исполнения…

-А почему музыка А.Вивальди звучит и поныне?

Ответы учащихся

Учитель дополняет: потому что чувства и мысли, заложенные в ней близки и понятны современному человеку.

Слушание песни «Под музыку Вивальди»

- Человек, в какое бы время он ни жил, всегда стремится и будет стремиться к красоте, к гармонии внешнего и внутреннего мира Человека, к её совершенству.

- Красота – это вечная истина!

И доказательством этому, песня российского композитора и исполнителя Юрия Антонова (показ слайда)

Исполнение песни « Живет на свете красота»

- Если эта песня о красоте,  то как её нужно исполнять?

- Проникновенно, не громко, ведь о красоте нельзя кричать, надо ею восхищаться.

Разучивание песни (по фразам, сразу обращая внимание на движение мелодии, ритм, распевы, дикцию, артикуляцию)

Учитель показывает, дети – повторяют.

- К чему призывает эта песня?

( к умению видеть, ценить и сохранять красоту!)

- Какое качество пробуждает в душе человека красота?

- Доброту!

- Человек, который замечает и ценит красоту, может быть злым? – Нет!

- Да. И, наверное, как сказал Ф.М.Достоевский:

« Красота спасёт мир!»

На этой красивой ноте мы заканчиваем сегодняшнюю встречу. Спасибо всем за урок!

 

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...