Открытый урок по музыке. "Снегурочка"-весенняя сказка.
план-конспект урока по музыке по теме

Конспект открытого урока по музыке в 3 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе.

Тема урока: «Снегурочка» - весенняя сказка.

Н.А.Римского – Корсакова.

Цель урока: знакомить с оперой как формой искусства, которая объединяет в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись.

Задачи:

Образовательная –

Знать музыкальные понятия. Опера. Ария , Сопрано.

Развивающая –

Развивать творческие способности слышать окружающий мир в звуках.

Совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений.

Совершенствовать вокально-хоровые навыки и умения.

Воспитывающая-

Учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.

Воспитание любви и уважения к русской музыке, поэзии, живописи.

Тип урока: усвоение новых знаний ю

Музыкальный материал: Вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» »( видиофрагмент
Ария Снегурочки « С подружками по ягоды ходила»( видиофрагмент)
Сцена таяния Снегурочки (видиофрагмент)

Финал  оперы «Бог Ярило» Солнечная песенка
Оборудование: Доска, телевизор или экран, компьютер.

Ход урока.

Слайд №1

Входят в класс дети. (Звучит музыка «Вступление» к опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова) учитель загадывает ребятам загадку:

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей!
 
Учитель:

Ребята, кто же эта «любимица» детей?

Дети:Снегурочка.

 

Цели : Сегодня мы познакомимся с оперой Снегурочка, узнаем много нового о композиторе Римском – Корсакове. Послушаем музыкальные фрагменты из оперы которые помогут раскрыть образ Снегурочки. Будем учиться отличать музыку вокальную от инструментальной;

На примере музыки Н.А.Римского – Корсакова познакомимся с понятием Опера. Ария , Сопрано.

Откроем учебники на стр 78.  Запише тему: «Снегурочка» - весенняя сказка.Н.А.Римского – Корсакова.

Учитель:

А что вы знаете о Снегурочке?

Дети:

Снегурочка в сказках  внучка Деда Мороза;

Снегурочка из русской народной сказки;

Русский писатель Островский написал книгу (пьесу) «Снегурочка»;  

Родиной Снегурочки принято считать город Кострому;         Слайд №2

Учитель:

Что мы знаем об этом композиторе?  Ответы детей.  Итог:    Слайд №3

Учитель:

Композитор – сказочник;

Морской офицер;

Собирал и записывал русские народные песни;

Сочинил 15 опер.

Учитель:  Родился в городе Тихвине.

Слайд. 4.5.6

 Город Тихвин расположен на востоке от Санкт-Петербурга. В этом доме жил знаменитый композитор - Римский- Корсаков... Вот он, кстати. На доме мемориальная доска.   Слайд №7

Учитель:

 9 опер из 15 создано Римский- Корсаков... написаны на  сказочный сюжет.

Учитель:

Слово «Опера» нам знакомо? Что оно означает?  

Дети: Опера  – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.

Слайд №8

Учитель: Мы уже знакомились с одной сказочной оперой Римский – Корсакова. Как она называется?

 Дети: «Садко».

Сегодня мы проникнем в сказочную страну берендеев, созданную в опере «Снегурочка», Римским-Корсаковым. А чтобы попасть в нее нужно выполнить следующее задание.

Учитель предлагает ребятам  работу с карточками: Слайд 9 Внимательно прочитай слова и раздели их на две группы:

Опера,  оркестр,

Снегурочка,  хор,

Лель, Весна,

Увертюра, Мороз.

Выполняя работу, ребята  приходят к выводу о том, что слова на карточке можно разделить:  на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки.  (Опера,  оркестр, хор,  увертюра);

и  имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).   Слайд №10

Молодцы! А вот и жители Берендеева царства в которое попала Снегурочка. Слайд 11 Читает учитель  .Опера Снегурочка  написана      Слайд 12

 Учитель: А знаете ли вы, что о  сочинении оперы «Снегурочка»  никто не знал, потому, что  Римский – Корсаков   сочинял оперу тайно. Слайд 13. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он  записывал в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли, которые и стали основой оперы. Близкие Николая Андреевича были немало удивлены, узнав об этом.

Премьера оперы состоялась  на сцене Мариинского театра в Петербурге.       Слайд №14   Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно».

С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

   Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка».  Как вы думаете, почему?

Дети:

Потому   что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;

Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и  детей,  и взрослых.

Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер,  настроение и даже голоса  героев;

В сказке – русская природа, композитор любил  природу  России;

Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение. Когда у меня есть вдохновение,  я рисую,  и мои рисунки получаются красивыми. Наверное,  у композитора было вдохновение. .  Читают текст слайда.    Слайд №15

 Декарации эскизы костюмов выполнены русским художником Васнецовым. Слайд №16

Учитель:перед вами сказочные образы и жизненные. .      

Что же происходит в начале оперы. Слайд 17

У Деда мороза и матери Весны просит Снегурочка отпустить ее клюдям.Одиного и тосливо ей в ледяном тереме, где ей служат жители лесные. Она является из леса, ее берут в дочери бобыли (старик и старуха, не имеющие детей)

 Послушайте арию Снегурочки . И ответим на вопросы стр 79.

 Звучит Ария «Снегурочки»  

1 – О чем поет Снегурочка? (О человеческих радостях, которые ей недоступны)

 2) Какое настроение передается в музыке.

3)Близки ли интонации к народным песням?

4)Какой инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки.( флейта)

5) Что манит ее к людям? (Людские песни)

6) Какой Снегурочка появляется из леса? (Холодная, бесчувственная)

Мы дали характеристику Снегурочке, прослушав ее арию.

 А что же такое ария? Запишем. Новый термин – АРИЯ. (Выписываем на доску) .      Слайд №18 

АРИЯ – сольный номер в опере, дающий характеристику героям.

 Сопрано — высокий женский голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы. Слайд №19 

Рассказ содержания учитель Слайд 20

 – А сейчас мы послушаем третью песню Леля, песню, которая так привлекала Снегурочку. Слайд  21

Слушание песни.

1)О чем поет Лель?

2) Что роднит ее с народными напевами?

3)Как Римский- Корсаков передает в песне звуки природы?

4)Какие здесь изобразительные моменты? (Раскаты грома и наигрыш на пастушьей свирели)

5) Имитация игры на свирели.

6) Как двигалась мелодия? ( плавно)

– Это является одним из признаков народной песни, ведь композитор применил в опере интонации русских народных песен.

Учитель: Что случится со Снегурочкой в конце сказки? Рассказ учителя.

1) – А какие чувства бывают у людей? (…)

– Познала эти чувства Снегурочка? (…)

Учитель: Благодаря песням Леля, жизни среди людей, Снегурочка познала чувства, которые овладевают людьми .  И сама захотела испытать чувство любви .   рассказ учителя  

 Слайд №22 ,23 24

– Как же это произошло? читают  стр 79 учебника.

Слайд 26 Слушание сцены таяния Снегурочки.Прислушайтесь к голосу Снегурочки.

Отвечают на вопросы стр 79 учебника.

1)Каково ее душевное состояние?

2)Как звучит музыка в сцене таяния?.

3) Удалось ли композитору передать чувства любви, восторга, разочарования и др.?

4) Правдиво ли композитор изобразил перерождение Снегурочки? (Да, из ледяной красавицы она превратилась в любящую девушку)

5)На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? (На гибель)

6)За что отдала она свою жизнь? (За любовь, за чувства, за песни) Слайд 27

7)На доске записаны слова – прилагательные. Слайд 28

Раскройте первоначальный образ  Снегурочки и зачитайте –  какой она стала в конце:

– Ледяная,  доверчивая, холодная, бесчувственная, наивная, влюбленная, простодушная, нежная, обворожительная, восторженная, очарованная, бездушная,  красивая, страстная.  Молодцы.

 

– Ярилин день – 5 июня – уходит весна,  приходит лето,  берендеи встречают его песнями,  плясками, играми, гаданиями

Учитель:

 Гибель Снегурочки не может омрачить праздник Солнца. Мороз теряет власть над Весной - Красной.   Ярило - Солнце вновь  будет светить  над  страной  берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. Солнце согревает, радует, разукрашивает землю. Так пусть же оно будет не только на небе, но и в каждом сердце - ведь только горячее сердце может любить и дарить радость другим!  Звучит финал Бог Ярило. Слайд 29

-Какое настроение передает музыка?

Слайд №30      

Итог: Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев. Пора подвести итоги нашего урока.  

1)Что нового вы узнали на уроке, о  композиторе, о  опере «Снегурочка».

2)Мы сегодня послушали  три фрагмента  из  оперы «Снегурочка» и скажите, которые из них вам понравился?

Домашнее задание: Рисунок к опере «Снегурочка» . Слайд 31       

В конце нашего урока мы  исполним  « Солнечную песенку». Ведь все люди на земле любят тепло, которое дарит нам солнце. Давайте  ее исполним так, чтобы у всех стало тепло на душе! Слайд 32

Слайд 33        

Выход из класса под музыку песни. Слайд 34       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...

Весенняя сказка. Олицетворение.

Последний урок из серии "Превращения слов" ("Изобразительно-выразительные средства языка"). Пятиклассники совершают путешествие в мир сказки, чтобы приобрести необходимую читательскую квалификацию. Уч...

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Методическая разработка открытого урока – представления «Следственный эксперимент» ( по сказке «Три поросёнка») в 6 – 8 классах общеобразовательной школы

Методическая разработкаоткрытого урока – представления«Следственный эксперимент»( по сказке «Три поросёнка»)в 6 – 8 классах общеобразовательной школы...