Диапазон
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Саппык Аида Кара-ооловна

Конспект занятия внеурочной деятельности по хоровому пению для 5 кл.  Цель занятия познакомить учащихся с понятием "диапазон"; формирование у школьников певческой культуры как нетьемлемой части их музыкальной культуры в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diapazon28.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                             Диапазон

Цель:  познакомить учащихся с понятием "диапазон", формирование у школьников певческой культуры как неотъемлемой части их музыкальной культуры в целом.

Задачи вокально-хоровой работы:

- развитие интереса и любви к хоровому пению и музыкальному искусству;

- воспитание художественного вкуса;

- развивать певческий голос (формировать естественное звучание, расширять диапазон и т.п.);

- воспитывать вокально-хоровые навыки как основу выразительного, грамотного и художественного исполнения;

- развивать музыкальные способности;

- формировать творческое отношение к исполнению музыки.

Формирование УУД:

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое.

Регулятивные: умение  размышлять, отвечать на вопросы, развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

Познавательные: учатся различать русские народные инструменты, их тембры звучания;

Коммуникативные:  воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах, выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.

                                                      Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята.

Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. И на этой приятной ноте мы начинаем наше занятие.

2. Актуализация знаний.

- Что вы видите на картинке?

(Поющих детей)

- С помощью чего мы поем, разговариваем?

(С помощью голоса)

- Правильно, ребята. Все ли ноты музыкальных инструментов мы можем спеть?

(Нет)

- А почему?

(Потому что мы не сможем спеть высокие или низкие ноты)

3. Постановка учебной задачи.

   А теперь, попробуем определить цель нашего урока.

- О чем мы  беседовали, ребята?

(О том, что мы поем и разговариваем с помощью голоса, и у нашего голоса есть определенные возможности)

- Правильно, попробуйте отгадать о чем мы будем говорить?

( О возможности певческого голоса)

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о диапазоне.

4. Открытие нового знания

Запишите тему нашего урока "Диапазон"

Диапазон - это звуковой объем. Это возможности певца брать те или иные ноты.

Диапазон — охват звуковысот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека или музыкального инструмента.

    Слово диапазон«dia pason» греческого происхождения и означает «через все», то есть  в музыке через все звуки. Подмузыкальным диапазоном понимается расстояние от самого 

низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Самый 

большой диапазон у органа. Он включает в себя диапазоны всех остальных инструментов  и высоких и низких. Но отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, авысокие подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки 

диапазона, отличающиеся друг отдруга качеством звучания, называются регистрами. 

Обычно различают три регистра  нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов 

средний регистр.

     Все мы с рождения обладаем определенным диапазоном. Его можно развивать на несколько тонов в случае необходимости.

5.Игра "Музыкант"

-Послушайте звук инструмента и определите его диапазон.

(Игра на тамбурине, треугольнике, маракасе, кастаньете и ксилофоне)

   Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.
   Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма.  Звук треугольника яркий, звенящий. У треугольника нет определенной высоты звука: она зависит от того, в каком месте и насколько сильно его ударить. 

     Кастаньеты- испанский деревянный ударныйинструмент неопределенной звучности; состоит из двух деревянных небольших полушарий величиною сладонь, связанных между собой веревками 

Мара́кас — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов —индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. Маракасы относятся к семейству трещоток и погремушек.

Тамбурин — ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты. Фактически представляет собой один обод, звучащей же частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем. 

6. Физминутка.

7. Проектная работа.

   Теперь разделимся на четыре группы и попробуем сделать мини проект "Диапазон хора". Каждая группа берет по партии, например 1 группа сопрано и находите диапазон этой партии. Можете подойти к инструменту сыграть. А потом вместе попробуете спеть диапазон сопраны.

-Давайте разделимся по партиям. 1 группа- сопрано, 2 группа- альты, 3 группа- тенор, 4 группа -бас.

1) Сопрано- до 1 октавы ля 2 октавы

2) Альт -  до первой октавы ре второй октавы

3) Тенор I соль малой октавы - ля первой октавы

4) Бас I соль малой октавы ре первой октавы

Диапазон хора и хоровых партий.

Диапазон хора от соль малой октавы до ля второй октавы. Диапазон хоровых партий. Сопрано I до первой октавы ля второй октавы. Сопрано II до первой октавы фа второй октавы. Альт I ре первой октавы ре второй октавы. Альт II до первой октавы ре второй октавы. Тенор I соль малой октавы - ля первой октавы. Тенор II фа малой октавы - фа первой октавы. Бас I соль малой октавы ре первой октавы. Бас II соль малой октавы ре первой октавы. Диапазон солистов. Альт до первой октавы - ля первой октавы.

Сопрано ми первой октавы ми второй октавы. 3.3.

8. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни.

9. Первичное закрепление.

-Что вы нового узнали на этом занятии?

(О диапазоне голоса и инструментов)

- Что такой диапазон?

(Диапазон- это охват звуковысот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека или музыкального инструмента)

- Правильно, молодцы! Какой диапазон партии сопрано?

(До первой октавы ля второй октавы)

- А диапазон альта?

(До первой октавы ре второй октавы)

- А что такой регистр?

(Это разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания)

- Правильно молодцы!

10. Рефлексия.

- А теперь кому понравился урок поднимите соответствующий смайлик, а кому не понравился тоже поднимите смайлик.

- Спасибо!

(Поющих детей)

- С помощью чего мы поем, разговариваем?

(С помощью голоса)

- Правильно, ребята. Все ли ноты музыкальных инструментов мы можем спеть?

(Нет)

- А почему?

(Потому что мы не сможем спеть высокие или низкие ноты)

   А теперь, попробуем определить цель нашего урока.

- О чем мы  беседовали, ребята?

(О том, что мы поем и разговариваем с помощью голоса, и у нашего голоса есть определенные возможности)

- Правильно, попробуйте отгадать о чем мы будем говорить?

( О возможности певческого голоса)

Игра Музыкант

Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.
   Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма.  Звук треугольника яркий, звенящий. У треугольника нет определенной высоты звука: она зависит от того, в каком месте и насколько сильно его ударить. 

     Кастаньеты- испанский деревянный ударныйинструмент неопределенной звучности; состоит из двух деревянных небольших полушарий величиною сладонь, связанных между собой веревками 

Мара́кас — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов —индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. Маракасы относятся к семейству трещоток и погремушек.

Тамбурин — ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты. Фактически представляет собой один обод, звучащей же частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем. 

Проектная работа

1) Сопрано- до 1 октавы ля 2 октавы

2) Альт -  до первой октавы ре второй октавы

3) Тенор I соль малой октавы - ля первой октавы

4) Бас I соль малой октавы ре первой октавы

Повторение

-Что вы нового узнали на этом занятии?

(О диапазоне голоса и инструментов)

- Что такой диапазон?

(Диапазон- это охват звуковысот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека или музыкального инструмента)

- Правильно, молодцы! Какой диапазон партии сопрано?

(До первой октавы ля второй октавы)

- А диапазон альта?

(До первой октавы ре второй октавы)

- А что такой регистр?

(Это разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

Конспект урока по теме "Диапазон. Относительная адресация"

Цель: Ввести понятие диапазон и принцип относительной адресации.Задачи:1. Закрепить изученные навыки и умения2. Формировать основные понятия темы через беседу3. Развить интере...

Презентация к уроку "Диапазон. Относительная адресация"

Цель: Ввести понятие диапазон и принцип относительной адресации.Задачи:1. Закрепить изученные навыки и умения2. Формировать основные понятия темы через беседу3. Развить интере...

Работа над развитием голосового диапазона детей в ДМШ и ДШИ

В данной работе были представлены этапы работы по овладению умения пользоваться разными регистрами своего голоса.Были предложены как классические упражнения для расширения голосового диапазона, так и ...

«Использование современных образовательных технологий для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне ФГОС»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предмет...

Раскрытие эмоционального диапазона

Статья для родителей о том, как скорректировать детские эмоции....

И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики.

Разработка урока по литературе по творчеству Бродского И.А....