"Образы русской народной и духовной музыки"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Захарова Анастасия Евгеньевна

Сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_6_g_zaharovoy_anastasii.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 13.11.2014

Захарова А. 40 группа

Школа: №104

Методист: Шелепова Дарья Александровна

Учитель: Жёлтикова Лариса Владимировна

Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки»

Цель: Сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни.

Задачи:

Личностная: Воспитывать у учащихся духовность,  нравственные и эстетические чувства;

Предметная: Выявить особенности образов духовной музыки;

Метапредметная: Развивать музыкальную память, расширять кругозор и умение рассуждать.

Структура:

1) орг. момент;

2) распевание на р.н.п. «Калинка-малинка»;

3) пение «Единородный Сыне» Д. С. Бортнянский;

4) слушание р.н.п. «Вечерний звон».

5) слушание "Шестопсалмие" (знаменный распев);

6) слушание П. Чесноков «Да исправится молитва моя»;

7) итог.

Методы:

1)словесный

2)наглядно-зрительный

3)ретроспективы

4)похвалы

5)сравнения

Оборудование: Фортепиано, ПК, записи мп3: «Калинка-малинка», «Вечерний звон», «Шестопсалмие» и «да исправится молитва моя», колонки.

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Форма урока: Эвристическая беседа.        

Вокал:

Спец. Инструмент:

Этапы

Ход урока

Хроно-метраж

1. Орг. момент

2. Распевание на р.н.п. «Калинка-малинка».

3. Пение «Единородный Сыне» Д. С. Бортнянский.

4. Слушание р.н.п. «Вечерний звон».

5. Слушание - "Шестопсалмие" (знаменный распев)

6. П.Чесноков «Да исправится молитва моя».

7. Итог.

Доброе утро. Присаживайтесь.

Регина прочтёт нам стихотворение Сергея Есенина «Русская песня»:

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Пение и элементы движений русской народной песни «Калинка-малинка».

Начало нашего урока определило содержание нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить? Какова тема урока?

Д.: «Русская народная песня» - надпись на одной половинке доски. (Доска поделена на 2 части).

Что такое народная песня?

Д.: это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью.

Какая основная черта р.н.п.?

Д.: распевность и певучесть.

Верно, послушайте произведение.

(Исполнение «Единородный Сыне»)

Она распевная и певучая, то есть это русская народная песня?

Д.: нет, это духовная музыка.

Духовная музыка – новый образ вокальной музыки – духовной музыкой - (запись на второй части доски). Какую проблему вы предлагаете решить в рамках нашего урока?

Мы постараемся ответить на вопрос: как связаны между собой русская народная и духовная музыка? Что у них общего? Какие образы рисуют нам произведения этой музыки?

И так, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

«Образы русской народной и духовной музыки». (Запись сверху доски)

Говоря о красоте русской народной песни, о её содержании, что мы представляем перед собой? Какие картины рисуем?

Послушайте русскую народную песню «Вечерний звон». Какая картина, из предложенных, больше всего подходит к этой песне.

(Исаак Ильич Левитан – русский художник 19 века.)

Кто исполняет её? В чем особенность исполнения?

Какие чувства выражает песня?

Как звучит мелодия песни? Какое сопровождение? а сарелло. С.51.

Прочтите второй абзац страницы 51.

Слушание «"Шестопсалмие" (знаменный распев)»

В чём особенность этого распева? Есть ли сопровождение? Сколько человек исполняет? В чём сходство произведений?

Многие композиторы писали духовную музыку. Сегодня мы послушаем с вами удивительное произведение Павла Чеснокова «Да исправится молитва моя». Во время слушания этого произведения я предлагаю вам изобразить своё отношение, своё впечатление от музыки на бумаге в карандаше и цвете.

Как звучит мелодия?

Кто исполняет? Что общего с исполнением рнп «Вечерний звон» и "Шестопсалмие"? в чём различие?

Каков музыкальный язык произведений? Какие краски вы чаще использовали?

Как вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока - связаны ли между собой русская народная и духовная музыка? Что у них общего?

Народная песня. Это наследие наших отцов и дедов, которое дошло к нам через века, чтобы рассказать о том, как жил русских народ. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Духовная музыка – музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту.

1 мин.

7 мин.

6 мин.

8 мин.

6 мин.

11 мин.

1 мин.