Образы русской народной и духовной музыки. Фрески Софии Киевской»
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Шиповалова Александра Александровна

конспект урока музыки для 6 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_muzyke_6_klass7_1.docx36.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Школа №104

Учитель музыки: Желтикова Л.В.

Дата:

Руководитель практики ЧПК №1: Желтикова Л.В.

Класс: 6 «В»

Преподаватель фортепиано: Литвяк А. В.

Студентка 40 группы

Шиповалова александра Александровна

Преподаватель вокала: Муталиева Л. С.

Преподаватель дирижирования: Седлецкая И. К.

Тема: «Образы русской народной и духовной музыки. Фрески Софии Киевской»

Цель:Углубление представлений обучающихся об особенностях русской народной и духовной музыки.

Задачи:

  1. Обучающая: расширять представления о средствах музыкальной выразительности как основы формирования музыкального образа;
  2. Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки (дыхание и дикция);
  3. Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира.

Тип урока: систематизации знаний

Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), художественно-практический; размышление о музыке.

Материалы, оборудование: флешка, экран, проектор.

Музыкальный репертуар: Максим Созонтович Березовский – «Не отвержи мене во время старости»; Валерий Григорьевич Кикта – «Орнамент»(1 и 2 части); «Борьба ряженых»; «Музыкант»; Булат Окуджава – «Виноградная косточка».

Структура урока:

  1. Орг. момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия


Этап

Задачи

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Воспитывать музыкальный вкус детей; устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира.

- Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. Давайте запишем сегодняшнюю дату – 19 ноября.

- Итак, продолжаем раздел « Образы русской и духовной музыки»

- Верно. Откройте 58 страницу и прочтите название темы

- Именно.

Давайте вспомним , какое произведение мы слушали на прошлом уроке

Верно, я хочу что мы с вами обратились к учебнику на странице 57, там вы можете увидеть ноты фрагмента из этого произведения , скажите мне сколько там голосов

Верно ,4 , а какие голоса ,

-Абсолютно верно, давайте посмотрим внимательнее и подумаем какая партия вступает и в каком порядке другие голоса продолжают вести партию .

Правильно, можно сказать , что каждая партия аккуратно передаёт эстафету следующей и завершает её сопрано.

- Здравствуйте!

*записывают дату*

- Образы русской народной и духовной музыки

- «Фрески Софии Киевской».

- не отвержи меня во время старости

- 4

- Бас

- Тенор, затем альт, и после сопрано.

3 минуты

Организация слушательской деятельности

Расширять представления о средствах музыкальной выразительности как основы формирования музыкального образа; расширять представления о палитре лирических образов.

- В концертной симфонии для арфы и симфонического оркестра «Фрески Софии Киевской» Валерий Григорьевич Кикта словно перевоплощается в историка, живописца, архитектора и в этих новых ролях, разных обликах исследует отношение современников к древнему памятнику Киевской Руси – собору Святой Софии, украшенному мозаикой, фресками, орнаментами.

- Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент 1 части произведения «Орнамент». Кто мне скажет ,что такое орнамент?

В искусстве Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. А как вы можете себе представить орнамент в музыке?

Исходя из определения мы можем понять , что части повторяются , так и в нашем произведении будет так же ,

После вы должны будете ответить на вопрос: что вам представляется, когда вы слышите это произведение?

*слушаем фрагмент 1 части «Орнамент»*

- Итак, что вам представляется, когда вы слышите это произведение?

- Хорошо.

А сейчас мы прослушаем фрагмент 2 части произведения «Орнамент». А вы подумайте во время прослушивания, чем 2 часть отличается от 1 части.

*слушаем фрагмент 2 части «Орнамент»*

- Чем 2 часть отличается от 1 части?

- Верно. Сейчас я включу то же произведение, а вы должны будете изобразить главную мелодию своими руками, когда вы будете слышать главную партию , поднимите правую руку вверх ,а когда вы слышите побочную партию, поднимайте левую.

- Именно. Покажите эх руками.

*включаю «Орнамент» 2 часть*

- Хорошо. Вы всё верно показали. Теперь открываем страницу 60. В симфонии «Фрески Софии Киевской» композитор В. Кикта создаёт яркие запоминающиеся образы, например, «Борьба ряженых», который мы сейчас и прослушаем. Во время слушания фрагмента подумайте над несколькими вопросами. Какие эмоции передаёт эта часть? Слышится ли праздник ? Какими средствами композитор передаёт характер народной забавы?

*слушаем «Борьба ряженых»*

-И так , кто готов ответить на вопросы ?

- Верно. Фреска «Музыкант» - одна из самых драматичных частей симфонии. Сейчас мы прослушаем фрагмент, и во время слушания, подумайте, как выглядит этот одинокий музыкант?

*слушаем фрагмент «Музыкант»*

- Итак, какого музыканта увидели вы?

- Хорошо. Теперь давайте посмотрим, как его видел композитор.

*показываю картинку с музыкантом из произведения*

- Есть схожести?

Мы не знаем ,

- ...

- Мне представилась природа, такая спокойная. Как светит солнце, как течёт спокойно река.

- Нет.

- Добавилось звучание флейты, которая словно рисует новый узор поверх знакомой мелодии.

- Тревога, напряженность.

- Нет, преобладает волнение, драматизм.

- Стремительный темп, яркие всплески звучаний, острые ритмы ударных.

- Очень грустного, в дешёвой одежде и растрёпанными волосами.

- Немного.

22 минуты

Организация исполнительской деятельности

Развивать вокально-хоровые навыки (дыхание и дикция).

- И теперь будут схожести в ваших голосах, так как вы сейчас будете петь одну мелодию. Давайте сначала рассмотрим 3 и 4 куплеты. Какие там слова?

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

Нисходящее, восходящее движение мелодии

Объяснение, звуковысотный показ, дирижёрский жест

Темповые:

Спокойный темп

Объяснение, дирижёрский жест, пропевание в более спокойном темпе

Дикционные:

Чёткое произношение согласных звуков в конце слов

Объяснение, собственный показ

10 минут

Итог

Закрепить полученные знания

- Хорошо. Вы огромные молодцы!

- Кто мне скажет, какая у нас была сегодня тема?

- Верно. А какие произведения мы сегодня слушали?

- Хорошо. Запишите домашнее задание: выучить наизусть всю песню, и найти в интернете определение понятия «контраст образов», и записать в тетрадь.

- «Образы русской народной и духовной музыки. Фрески Софии Киевской»

- М.С. Березовский – «Не отвержи мене во время старости»; В.Г.Кикта – «Орнамент»(1 и 2 части); «Борьба ряженых»; «Музыкант».

*дети записывают своё домашнее задание*

3 минуты

Рефлексия

Развивать собственный самоанализ детей

- Ребята, я говорю, что вы огромные молодцы, но что же говорите вы о своей работе на уроке? Сейчас, ребята, покажите «лайк» – если вам понравился урок и всё поняли, покажите «дизлайк» – если вам урок не понравился, и многое не поняли.

- До свидания!

- До свидания!

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фрески Софии Киевской" - 05.01.2014

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской"...

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

"Образы русской народной и духовной музыки"

Сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни....

"Фрески Софии Киевской" В. Кикта

разработка урока музыки...

Образы русской народной и духовной музыки

Открытый урок по музыке в 6 классе...

Фрески Софии Киевской - урок музыки в 6 классе

"Фрески Софии Киевской" в урок входит : конспект, презентация ....

Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Стажировка. Музыка. Софья.  Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...