Открытый урок "Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях"
план-конспект урока по музыке на тему

Киртава Инга Роландиевна

Открытый урок концертмейстера, по классу дирижирование в ДМШ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Ауфтакт и его значение в разнохарактерных произведениях»

Провела концертмейстер

ГБУ ДО ДМШ№2

Киртава Инга Роландиевна

Байконур 2015


Конспект открытого  урока

по хоровому дирижированию концертмейстера Киртава И.Р.

и преподавателя Закировой З.Г.

Тема урока: «Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях».  

Цель: Показ особенностей работы концертмейстера в классе хорового дирижирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Помощь концертмейстера в организации координации движения рук обучающихся,  при выполнении  дирижерских жестов;
  • Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.

Развивающие:

  • Развитие музыкального восприятия метроритма;
  • Развитие познавательного процесса (внимания, воображения, память, восприятие);

Воспитательные:

  • Активизация творческих способностей обучающихся;
  • Умение взаимодействия обучающихся с концертмейстером.

Основные  методы  работы:

  • Наглядный (практический показ);
  • Словесный (беседа, объяснение)

План (ход) урока:

1.Вступительное слово концертмейстера;

2.Организационные моменты (подготовка обучающихся к уроку);

3.Работа над произведениями;

4.Анализ урока.

В основе данного  урока положена  здоровьесберегающие  технологии, а также личностно–ориентированная технология с дифференцированным  подходом.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово концертмейстера с определением цели и задач.  
  2. Основная часть.

 Аккожа Олжас 3 кл. А.Гречанинов слова народные «Стучит бренчит».

Произведение написано для детского или женского  хора с сопровождением.  Размер 2|4,  тональность Ля мажор, темп «подвижно».  В начале произведения звучит 4 такта вступления, с ярко выраженным акцентом на сильную долю, которое подготавливает слушателей и хор к характеру произведения. Поэтому вступление исполняется максимально выразительно, сразу в нужном темпе и  характере, определенным  ауфтактом дирижера (обучающегося). Сложность в данном произведении: в заключительной части произведения встречается переменный размер. Здесь важно концертмейстеру ярче с опорой исполнить  сильную долю, что поможет обучающемуся перейти на трёхдольный размер. Завершается произведение  в прежнем темпе и с акцентами на сильную долю, с замиранием на pp.  В ходе урока велась работа над перекличками между партиями и четким исполнением афтактов к вступлениям и завершениям фраз на сильную и слабую доли.

Адетова Аина обучающая 4 класса.

Чешская народная песня Анечка-Молодичка обр. Р.Габичвадзе русский текст И.Мазнина. Произведение написано для детского хора с сопровождением. Начинается оркестровое вступление с акцентами на сильную долю. Исполняется в задорном характере. Основной работой концертмейстера является исполнения акцентов на сильную долю в левой руке.  Произведение написано в куплетной форме. Сложностью произведения является комбинированный жест дирижера ( ауфтакт к снятию является ауфтактом к вступлению звучания) и межтактовая синкопа в конце каждого куплета.  

Умбетова Элеонора 5 кл.

Муз. М. Парцхаладзе, слова В.Купатишвили, перевод с грузинского А.Гурина.

Произведение написано советским композитором М.Парцхаладзе а cappella   (оригинал для смешанного хора), для женского или детского хора.

По жанру произведение относится к хоровой миниатюре, где представлено картина ночного озера, навевающая филосовский смысл.  Основной задачей концертмейстера на уроке являлось точное исполнение четырехголосной  хоровой партитуры, с её динамическими оттенками которые очень выразительно передают  картину ночного озера.  Дирижёрские жесты, в том числе и ауфтакт, выполняется плавным движением рук.  В средней части произведения происходит изменение темпа ( Poco piu mosso) которое подводит к кульминации произведения, где жест дирижёра более широкий очень важно концертмейстеру точно играть по руке дирижёра и выполнить ускорение с усилением звука (crescendo), а затем и замедление (ritenuto) с затиханием (diminuendo).  

 

Самоанализ открытого урока  

Тема урока: «Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях».  

Цель: Показ особенностей работы концертмейстера в классе хорового дирижирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Помощь концертмейстера в организации координации движения рук обучающихся,  при выполнении  дирижерских жестов;
  • Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.

Развивающие:

  • Развитие музыкального восприятия метроритма;
  • Развитие познавательного процесса (внимания, воображения, память, восприятие);

Воспитательные:

  • Активизация творческих способностей обучающихся;
  • Умение взаимодействия обучающихся с концертмейстером.  

Актуальность данной темы заключается в том, что ауфтакт является одним из основополагающих  элементов техники дирижирования.  

Техника выполнения ауфтакта включает в себя три основных момента:

  1. Фиксируется положение «внимание»;
  2. Выполняется замах отображаемой плоскости  «дыхание»;
  3. Руки опускаются вниз (падение), завершая «точкой» -«вступление».  

Ауфтакт предваряет  не только вступление и снятия, но и динамическое развитие, изменения темпа, показ штрихов.  Мне, как концертмейстеру,  необходимо понять характер ауфтакта дирижёра и отреагировать соответствующим звукоизвлечением на фортепиано.  

Основная часть урока проводится с обучающимися  которые представят разнохарактерные произведения с различными приемами исполнения ауфтакта.                      

Аккожа Олжас 3 кл. А.Гречанинов слова народные «Стучит бренчит».

В начале произведения звучит 4 такта вступления, с ярко выраженным акцентом на сильную долю, которое определяет характер произведения. Поэтому вступление исполняется максимально выразительно, сразу в нужном темпе и  характере, определенным  ауфтактом дирижера (обучающегося). Сложность в данном произведении: в заключительной части произведения встречается переменный размер. Здесь важно концертмейстеру ярче с опорой исполнить  сильную долю, что поможет обучающемуся перейти на трёхдольный размер. Завершается произведение  в прежнем темпе и с акцентами на сильную долю, с замиранием на pp.  В ходе урока велась работа над перекличками между партиями и четким исполнением афтактов к вступлениям и завершениям фраз на сильную и слабую доли.

Адетова Аина обучающая 4 класса.

Произведение начинает оркестровое вступление с акцентами на сильную долю. Исполнялось в задорном характере. Основной работой концертмейстера была исполнения акцентов на сильную долю в левой руке.  Произведение написано в куплетной форме. Сложностью произведения является комбинированный жест дирижера (ауфтакт к снятию является ауфтактом к вступлению звучания) и межтактовая синкопа в конце каждого куплета.  

Умбетова Элеонора 5 кл.

Муз. М. Парцхаладзе, слова В.Купатишвили, перевод с грузинского А.Гурина.

 Основной задачей концертмейстера на уроке являлось точное исполнение четырехголосной  хоровой партитуры, с её динамическими оттенками которые очень выразительно передают  картину ночного озера.  Дирижёрские жесты, в том числе и ауфтакт, выполняется плавным движением рук.  В средней части произведения происходит изменение темпа ( Poco piu mosso) которое подводит к кульминации произведения, где жест дирижёра более широкий очень важно концертмейстеру точно играть по руке дирижёра и выполнить ускорение с усилением звука (crescendo), а затем и замедление (ritenuto) с затиханием (diminuendo).  

Я как концертмейстер  с помощью исполнения аккомпанемента и пояснений, помогала преподавателю и обучающимся достичь поставленных на уроке цели и задач.  

Одно из тонкостей концертмейстерской работы – умение видеть боковым зрением руку дирижера. Это важно при темповых отклонениях в хоровых произведениях когда приходится смотреть то в ноты, то на дирижера, контролируя при этом звуковой баланс. Для этого  необходимо знать основные приемы дирижирования; размерные сетки; изучить движения, обозначающие ауфтакт,  дыхание, снятие звука и другие; жесты, обозначающие штрихи  и оттенки. В процессе обучении очень часто приходится повторять музыкальные фрагменты  и они не должны  исполнятся однообразно. Таким образом, обучающиеся будут не только механически запоминать движения рук, но и соотносить  их со звучанием  фортепиано. В заключении урока обучающимся было задано  домашнее задание:

- понимать строение произведений  и их музыкальный  замысел;

- выучить пройденные на уроке произведения путем выполнения правильных, точных  дирижерских жестов;

- заниматься дома дирижированием перед зеркалом, представляя перед собой плоскость.

Обучающиеся на уроке были активны, сосредоточены в работе, показали умения взаимодействия с концертмейстером и степень владения техникой дирижирования. Атмосфера урока располагала к творчеству и сотрудничеству. Считаю, что цели и задачи урока были достигнуты в доброжелательной рабочей обстановке.

 

Вступительное слово концертмейстера.

Сегодня мы проведем открытый  урок с обучающимися  класса преподавателя Закировой З.Г. по предмету «хоровое дирижирование».

Тема урока: «Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях».  

Цель: Показ особенностей работы концертмейстера в классе хорового дирижирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Помощь концертмейстера в организации координации движения рук обучающихся,  при выполнении  дирижерских жестов;
  • Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.

Развивающие:

  • Развитие музыкального восприятия метроритма;
  • Развитие познавательного процесса (внимания, воображения, память, восприятие);

Воспитательные:

  • Активизация творческих способностей обучающихся;
  • Умение взаимодействия обучающихся с концертмейстером.  

Актуальность данной темы заключается в том, что ауфтакт является одним из основополагающих  элементов техники дирижирования.  

Техника выполнения ауфтакта включает в себя три основных момента:

  1. Фиксируется положение «внимание»;
  2. Выполняется замах отображаемой плоскости  «дыхание»;
  3. Руки опускаются вниз (падение), завершая «точкой» -«вступление».  

Актуальность данной темы заключается в том, что ауфтакт является одним из основополагающих  элементов техники дирижирования.  

Техника выполнения ауфтакта включает в себя три основных момента:

  1. Фиксируется положение «внимание»;
  2. Выполняется замах отображаемой плоскости  «дыхание»;

3.Руки опускаются вниз (падение), завершая «точкой»  - «вступление».  

Ауфтакт предваряет  не только вступление и снятия, но и динамическое развитие, изменения темпа, показ штрихов.  Мне, как концертмейстеру,  необходимо понять характер ауфтакта дирижёра и отреагировать соответствующим звукоизвлечением на фортепиано.  

Урок проводится с обучающимися  которые представят разнохарактерные произведения с различными приемами исполнения ауфтакта.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Строение и значение скелета"

Движение тела - функции мышц, но оно невозможно без опоры — костей....

Символическое значение снов в произведениях А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского

Данная статья анализирует возможности понимание природы снов, настоящего и будущего героя....

Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»

Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....

Интегрированный открытый урок Роль и значение иностранного языка при осуществлении международных автобусных перевозок

Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена следующим. Роль и значение иностранного языка - английского - современном мире определяется использованием его более чем одним миллиар...

Открытый урок на тему" Значение питания в жизни человека"

Цель:  Формирование  у учащихся представления  о здоровом  питании.Задачи:1. Показать  значение питания в жизни человека.         ...

Работа над разнохарактерными произведениями на занятиях фортепиано

Занятия  фортепиано способствуют разностороннему развитию музыканта - здесь приобретаются навыки аккомпанемента, чтения с листа, подбора по слуху; благодаря владению фортепиано появляется возможн...