Полезно ли заниматься музыкой?
статья по музыке на тему

Гончарова Лариса Дмитриевна

    В статье изложены мысли о причинах снижения интереса в современном мире к обучению в музыкальных школах в нашей стране, а также рассмотрены вопросы развития ребёнка, обучающегося в музыкальной школе, о пользе обучения в музыкальной школе и влиянии музыки на умственную деятельность ученика.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polezno_li_zanimatsya_muzykoy.docx25.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Полезно ли заниматься музыкой?

В последние десятилетия в нашей стране, к сожалению, заметно  снизился интерес  к обучению  детей для игры на различных музыкальных инструментах. Нет уже таких огромных конкурсов для поступления в музыкальные школы, которые были ещё 15-20 лет назад в любых районных  ДМШ и ДШИ, не говоря уже о специализированных учебных заведениях, где вступительные экзамены обычно проходили в два тура. Значительно увеличились лишь конкурсы поступающих на вокальные отделения. И  связано это, видимо, с той популяризацией детского вокала, которая идёт, прежде всего, с экрана телевизора, где транслируют многочисленные детские вокальные конкурсы, часто не совсем высокого уровня исполнения и сомнительного взрослого репертуара взамен детским песням.

Пропаганда классической музыки, к сожалению, минимальна и, услышать величайшие музыкальные шедевры  можно  чаще всего только в концертных залах филармонии, что является недоступным для большинства населения страны, или   фрагментально на ТВ. Даже такой престижный телевизионный детский конкурс «Щелкунчик», который проводит и освещает телеканал «Культура» не показывает полностью выступления всех участников, что лишает возможности огромной части населения страны знакомиться с юными дарованиями и  приобщаться к лучшим образцам мировой музыкальной культуры. В эти июньские дни в Москве проходит  долгожданный ХV  Международный конкурс им. П.И. Чайковского (периодичность его проведения – раз в четыре года), который является важным событием в культурной жизни нашей страны, но и конкурс такого масштаба не освещается должным образом. Обзорно узнать о новых именах можно   опять же из дневника телеканала «Культура», а услышать выступления талантливых исполнителей в полном объёме  возможно лишь по интернету! Но все ли желающие имеют такую возможность, особенно живущие в глубинке?

Мы часто читаем в СМИ,  слышим в новостях по всем центральным и прочим каналам ТВ   о достижениях наших спортсменов, смотрим соревнования по различным видам спорта, которым на ТВ отводится достаточно много времени. И это очень хорошо, такая популяризация спорта даёт положительные результаты! В стране всё больше открывается спортивных секций, растёт интерес к спорту у детей и их родителей, молодёжь всё чаще задумывается о здоровом образе жизни, занимаясь в тренажёрных залах  и т. д.  Но где же должная пропаганда классической музыки? Нет пропаганды – значит,  нет и интереса к ней, нет слушателей, которые её понимают. А чтобы понимать классическую музыку -  к ней надо приучаться с детства, хотя бы слушая её!

        Родители, часто  сами не образованные музыкально, всё реже и реже задумываются о музыкальном образовании своих детей. Многие современные родители считают, что ребёнку надо давать лишь те знания, которые пригодятся ему в жизни. Не приученные слушать и понимать классическую музыку сами, родители не приучают и своих детей  к  умению слушать и понимать, лишают их возможности познакомиться с творчеством великих композиторов, лучших исполнителей прошлого и современности, с творческим наследием композиторов нашей страны, а значит, лишают возможности познакомить своих детей в полной мере с нашей национальной культурой, огромной  частью которой является музыкальная культура.

        Профессия музыканта не так давно ещё была престижной в обществе.

Поэтому предыдущие поколения родителей старались приобщить детей к музыке и обязательно дать им музыкальное воспитание. Многие из родителей даже не задумывались  о том, что заниматься музыкой не только престижно, но ещё и очень полезно для развития ребёнка. А ведь игра на инструменте приучает ребёнка к ежедневному труду, воспитывает в нём терпение, силу воли, усидчивость, учит мыслить, прививает вкус, расширяет кругозор, совершенствует эмоции, даёт особое видение окружающего мира!

        Так нужно ли учить детей музыке и как влияет  этот вид искусства на развитие ребёнка, на формирование его личности?

         Музыка – это, прежде всего, искусство эмоции. Не один вид искусства не развивает так воображение, как   музыка. Музыка не связана ни с каким зрительно определённым образом. Она постигается без комментариев и эпиграфов. Любой образ – только одно из многих допустимых истолкований музыки.

 Всем приходилось наблюдать и испытывать на себе могущественное воздействие музыки. Переживания радости усиливаются и углубляются, горя – возвышаются и смягчаются, когда человек слышит прекрасную музыку. Музыка облегчает душевные страдания, облагораживает, очищает, утешает. Музыка вызывает у многих слёзы на глазах – выражение грусти, скорби, или глубокой просветлённости.

Б. Теплов во введении к книге «Психология музыкальных способностей» приходит к следующему выводу о природе музыкального переживания:

«1. Музыкальное переживание по существу своему есть эмоциональное переживание; внеэмоциональным путём нельзя постигнуть содержание музыки. Понимание музыки, если под этим разумеется не только восприятие внешнего строения музыкальной ткани, всегда есть эмоциональное понимание.

2. Переживание музыки должно быть эмоциональным, но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идёт через эмоцию, но эмоцией оно не кончается. В музыке через эмоцию мы познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание.

3. Восприятие музыки во всей глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания. Мир музыкальных образов не может быть до конца понят «сам из себя».

На начальном этапе музыкального обучения детей явно преобладает образно-эмоциональное восприятие музыки. Некоторое время оно является даже единственным. Но на последующих этапах развития музыканта наряду с эмоциональным началом всё больше развивается его интеллект, значительно повышается роль сознательного элемента к музыке и в работе.

Музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению. Очень часто у учеников, обучающихся игре на разных инструментах, вдруг появляются блестящие способности к математике и точным наукам, которые раньше не обнаруживались. Но это вовсе не случайность.  Дело в том, что прорабатывая любое музыкальное произведение, ученику  для успешного освоения музыкального текста, для грамотного прочтения его, быстрого запоминания наизусть приходится опираться на ряд закономерностей, а закономерности эти НЕОБХОДИМО уметь проанализировать и осмыслить. Так, от урока к уроку  обучающиеся учатся  видеть  и выстраивать цепь закономерностей, которая пронизывает  музыкальную ткань произведения. Занятия музыкой невероятно развивают логическое мышление, которое в настоящее время отсутствует у большинства современных школьников, привыкших пользоваться только современными компьютерными технологиями.

Музыка способствует развитию в ребёнке умения тонко чувствовать, ощущать эмоциональные чувства как свои, так и другого человека. По мере взросления многие подростки начинают писать глубокие и тонкие стихи, передавая в них, прежде всего, своё восприятие мира, своих чувств, эмоций.

Учёные из Гонконга выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Их продолжительные исследования доказали, что без каких-либо специальных упражнений для памяти, память человека улучшилась пропорционально тому, на сколько долго он в детстве занимался музыкой.

Музыка развивает различные виды памяти: зрительную, слуховую, мышечную, осязательную. Это очень важно в современных условиях, когда дети не любят и не приучены читать, не тренируют память, не утруждают себя запоминанием наизусть  стихов, и, тем более прозы, которая запоминается наизусть гораздо сложней. Обучаясь в музыкальной школе, необходимость учить музыкальные тексты наизусть, часто достаточно большого объёма, постоянна, так как исполнения произведений при выступлении обучающихся по требованиям программы всегда происходит без нотного текста, что способствует постоянной тренировке памяти.

Игра на инструменте – прекрасный способ наладить координацию между слухом и моторикой рук, а развитие мелкой моторики напрямую связано с деятельностью мозга.

Занятия в музыкальной школе способствуют высокой организации деятельности, дисциплинируют ученика. Ребёнок, посещающий музыкальную школу, успевает в течение дня сделать достаточно много дел, так как это время строго распланировано. Ученики музыкальных школ обычно успевают посещать не только общеобразовательную школу, но и выполнять успешно домашние задания, читать книги, заниматься спортом, изучать иностранные языки и многое другое, а, следовательно, становятся более организованными, более развитыми, и, значит – более успешными.

Итальянские учёные провели исследования, которые доказали, что игра на музыкальных инструментах  и регулярное прослушивание музыки, особенно классической, в большинстве случаев улучшает успеваемость детей в средней школе.

Единственная возможность воспринять музыку – услышать её. Однако «слышать» и «уметь слушать» - понятия различные, и для музыканта смысл этих понятий резко отличается от общепринятого. Играя, исполнитель слышит музыку, услышав – чувствует, думает, обретает исполнительские желания, захотев – играет снова, уже по-иному, снова слышит – уже больше, лучше, чувствует – полнее, глубже; хочет – нового, большего. В этом непрерывном действии зреет понимание музыки и конкретный исполнительский замысел. Сравнивая реальное звучание с тем, чего он хочет добиться, исполнитель оценивает и качество своей игры, получая, таким образом, стимул для дальнейшей творческой работы.

Занятия музыкой способствуют развитию концентрации внимания, сосредоточенности. Вот что писал об этом  Ф. Шаляпин: «Только строгий контроль над собою помогает исполнителю  быть честным и безошибочно убедительным… я ни на минуту не расстаюсь с моим сознанием на сцене. Ни на секунду не теряю способности и привычки контролировать гармонию действия».

Занятия музыкой воспитывают  волю, укрепляют психологическую выдержку, а также развивают артистичность ученика. Каждый раз, выходя на сцену, ученик учится преодолевать волнение, настраиваться на исполнение конкретного  произведения, входить в определённый образ, без чего не состоится успешное выступление.

Ещё очень важный аспект. Обучение в музыкальной школе способствует духовному сближению детей и родителей. Родители, посещая со своими детьми концертные мероприятия класса, школы, косвенно тоже учатся понимать услышанное, сопереживать вместе со своими детьми, радоваться исполнительским достижениям своих чад, поддерживать их  в неудачах. Совместные посещения концертов, совместные обсуждения выступления исполнителей помогают сформировать между детьми и родителями единство взглядов на услышанное, а, иногда, вступить в дискуссию. Главное – есть общие темы для обсуждения, что само по себе является сближающим фактором.

Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а, видя и слыша, чувствовать. Если родители хотят, чтобы мир их ребёнка был богат и эмоционально насыщен, если они хотят видеть своего ребёнка всесторонне развитым, успешным,  целеустремлённым, а, следовательно, и счастливым человеком, они должны дать ему эту возможность, приведя его в музыкальную школу!

 И в заключении, мне очень хочется представить стихотворение о музыке, написанное   ученицей моего класса, которая в этом году окончила музыкальную школу. В этом стихотворении все её мысли, чувства, ощущения.

Музыка.

Музыка весёлая бывает,

Будто клоун в цирке выступает.

Музыка спокойная бывает,

Будто светлый ландыш расцветает.

Музыка осенняя бывает,

Будто листья с клёна опадают.

Музыка весенняя бывает,

Будто птицы-ласточки летают.

Музыка и зимняя бывает,

Будто снег холодный выпадает.

Музыка и летняя бывает,

Будто дети в салочки играют.

Музыка как солнца луч бывает

И она сердца все согревает.

Музыка, как острый меч бывает

И она сердца все разбивает.

Музыка заставит улыбнуться

И заставит нас слезу пустить.

Будем же тогда и мы стараться

Теплоту в сердца всем подарить.

Пусть в душе капели раздаются,

Пусть летит на волю соловей,

Пусть звучит та песня бесконечно

И бежит, как маленький ручей!

Музыка – могучее искусство

И искусство это может всё!

Возродить спокойствие и радость

И вернуть в сердца для нас добро!

По-моему, лучше не скажешь!  

                        

                        Гончарова Л.Д., г. Гатчина, 2015г.

 Список используемой литературы.

  1. «Как научить играть на рояле», М., Классика – XXI, 2009.
  2. Б. Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано». М., Классика – XXI, 2009.
  3. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей». М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.
  4. Ф. Шаляпин «Маска и душа». Изд-во «Современные записки», 1932.
  5. С. Е. Фейнберг «Пианизм как искусство». М., Классика – XXI, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Полезны ли полезные привычки"

Классный час о  значении полезных привычек на организм человека...

Курс "Полезные навыки. Полезные привычки. Полезный выбор" Тема "Отношения с родителями"

Презентация была использована на открытом занятии с 10 классом. Городской семинар для социальных педагогов...

Классный час на тему: "Полезны ли полезные привычки?

Классный час нацелен на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам....

Сценарий Урока здоровья «В стране вредных привычек или почему полезно заниматься спортом»

Сценарий Урока здоровья «В стране вредных привычек или  почему полезно заниматься спортом»...

Полезные советы для тех кто начинает заниматься спортом

Как научиться прыгать на скакалке? С кем ассоциирует скакалка у обычного человека? Правильно, с девочкой, школьницей, которая во дворе с подружками прыгает на скакалке. Однако не только дети любят пры...

Полезно ли заниматься покупками

Данная работа составлена для обучающихся 8-9 классов. Цель- развитие коммуникативного чтения.Задание направлено на проверку умений полностью и детально понять смысл текста. Данный вид требует установк...

Танец в моей жизни или почему полезно заниматься танцами?

      Наверное, все мамы и папы мечтают, чтобы их дети выросли и стали развитыми  и гармоничными личностями.   Поэтому некоторые родители задумываются, в какой кружок и...