программа дополднительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Мы и музыка"
рабочая программа по музыке на тему

Смирнова Наталия Александровна

    Программа состоит из трех разделов музыкальных занятий художественно – эстетического направления. В группах на добровольной основе занимаются дети 1–9 классов сольным, хоровым и ансамблевым пением: «Солисты» - одарённые дети, «Хор»- младшие классы, «Вокальный» - среднее звено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneklassnaoy_deyatelnosti_my_i_muzyka.doc235.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

____________ А.Е. Курзанов

«_____» ______________2013г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________ С.Н. Сысенко

«_____» _____________ 2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании   методического объединения учителей начальных классов

«_____» __________ 2013 г.

Протокол № __________                                                                                                                                                    

Программа дополнительного образования

детей и взрослых

 художественно-эстетической направленности

«МЫ И МУЗЫКА»

Срок освоения программы – 1 год,

                                     возраст обучающихся лет 6- 15 лет

Составители:

 Смирнова Наталия Александровна,

педагог дополнительного образования

Боголюбово. 2013

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Мы и музыка» способствует получению дополнительного образования в сфере музыкального искусства. 

    Программа состоит из трех разделов музыкальных занятий художественно – эстетического направления. В группах на добровольной основе занимаются дети 1–9 классов сольным, хоровым и ансамблевым пением: «Солисты» - одарённые дети, «Хор»- младшие классы, «Вокальный» - среднее звено.

Музыкальное воспитание в школе является неотъемлемой частью единого воспитательного процесса.

В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса.

На занятиях у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.

Отсутствие готовых программ по воспитанию музыкальной культуры школьников на кружковом занятии обусловили необходимость разработки данной программы.

Цель программы -развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, обогащение духовной культуры детей.

 Задачи программы:

Обучающие:

-развивать певческие навыки при пении в ансамбле и вокальном исполнении;

-формировать у детей потребность общения с высоко художественными

образцами песенной музыки;

-учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.

Воспитательные:

 -  воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;

 -  воспитание музыкально развитых школьников;

 -  воспитывать музыкальный вкус;

 - воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.

Развивающие:

- развивать вокально-хоровые навыки;

- развивать музыкальное мышление, память, речь, слуховое восприятие;

- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность.

Направления работы:

  • работа с вокальными ансамблями, состоящими из детей с хорошими музыкальными данными;
  • индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
  • работа с хоровыми группами.


Основные виды учебной деятельности школьников:

Виды музыкальной деятельности на занятиях по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения.

Это хоровое и ансамблевое пение, пластическое и музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера.

Помимо этого дети учатся размышлять о музыке, импровизировать – (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизация). В процессе обучения они рисуют на темы полюбившихся музыкальных  произведений.

  •   Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально - слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов и жанров.
  • Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально–хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.
  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
  • Музыкально – пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических композиций. Танцевальные импровизации.
  • Драматизация музыкальных произведений. Театральные формы музыкально–творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью выразительности различных искусств.

Основной формой работы являются групповые и индивидуальные занятия.

Общая структура занятия включает следующие разделы:

1. Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.

2. Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.

3. Основная часть включает в себя технические задачи (заучивание текста песни, работа над фразировкой, дыханием, интонацией) и творческие задачи (работа над исполнительским мастерством).

4. Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным)

В результате занятий по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • различать тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных);
  • выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать дирижёрские жесты. Уметь петь тихо и громко, с различными эмоционально-смысловыми оттенками в голосе, владеть тембром голоса;
  • знать и понимать термины: солист, оркестр, дуэт, хор, ансамбль;
  • уметь исполнять одноголосные произведения различной сложности, правильно распределять дыхания в длинной фразе;
  • участвовать в конкурсах и концертах, уметь чувствовать исполняемые произведения, повышать сценическое мастерство;
  • понимать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

  Методы оценки результативности программы:

  • посещаемость;
  • фиксация занятий в рабочем журнале;
  • отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);
  • практический результат.

Способы определения результативности программы:

  • самостоятельное исполнение разученных песен;
  • использование полученных вокальных навыков при работе с новым репертуаром;
  • развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе,
    доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются

  • конкурсы на лучшее исполнение внутри коллектива;
  • участие в календарных и тематических школьных праздниках, районных мероприятиях;
  • отчетный концерт

Учебно-тематический план

программы дополнительного образования «Хор»

Разделы (блоки)

Кол-во часов

Вокально-хоровая работа - 11 часов.

1.

Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

1

2.

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.

1

3.

Распевание.

1

4.

Дирижерские жесты.

1

5.

Дикция. Артикуляция.

1

6.

Вокальная позиция.

1

7.

Унисон.

1

8.

Двухголосие.

1

9.

Драматизация  музыкальных произведений.

2

10.

Вокально-хоровая работа. Собственная манера исполнения.

1

Теоретико – аналитическая работа – 7 часов.

1.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

2.

Сценическая культура и сценический образ.

1

3.

Беседа о творчестве композиторов – классиков.

2

4.

Народное творчество.

3

Музыкально – теоретическая подготовка – 8 часов.

1.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Импровизация.

2

2.

Развитие чувства ритма. Исполнение ритмических рисунков.

1

3.

Движения вокалистов под музыку.

3

4.

Инструментальное музицирование.

2

Концертно-исполнительская деятельность - 8 часов.

1.

Открытый урок-концерт для родителей.

2

2.

Праздники. Выступления.

6

ИТОГО:

34

Содержание программы

Вокально-хоровая работа (11 часов):

1.Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

Содержание занятия:

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач занятий. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.

Регистровый порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в пении.

Практическая работа:

  1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
  2. Координационно-тренировочные занятия:

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

2.Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.

Содержание занятия:

Соблюдение правил певческой установки. Знакомство с основными правилами певческого дыхания. Основные правила при выработке навыка цепного дыхания.

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.

Практическая работа: Дыхательная гимнастика (2-3 минуты)

  1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки.
  2. Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

Короткий вдох:во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Когда естественно захочется вздохнуть.

Упражнение 1:

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1.2, 3, 4,5 и т.д. С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2 ( выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов. Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом.

Упражнение 3:(шепотом). Короткий вдох, задержка дыхания. Медленный выдох со счетом.

Упражнение 4:(шепотом). Короткий вдох. Задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным голосом. Сначала звук продолжается 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

  1. Распевание.

Содержание занятия:

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки на начало распевки.

Практическая работа:

Приём «Эхо».

Сначала вся группа поет распевание относительно громким голосом, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.

Приём «перекличка».

Коллектив делится на две группы. Сначала распевание поёт одна группа, затем его же повторяет вторая. Исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поёт вторая группа, а затем его же повторяет первая.

Прём «соревнования».

Группа поочерёдно исполняет попевку: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапозоне.

Использование народных потешек и попевок: « Андрей-воробей», « Уж как шла лиса», «Ходит зайка по саду», « Куры, гуси, да индюшки», « Савка и Гришка».

4.Дирижёрские жесты.

Содержание занятия:

Знакомство с дирижёрскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижирование схемы 2/4; ¾; 4/4.

Практическая работа:

При освоении детьми дирижерских жестов разного характера позволить желающим принять участие в эпизоде занятия «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.

5.Дикция. Артикуляция.

Содержание занятия:

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

Три стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практическая работа:

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации;
  3. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра;
  4. Дыхательные упражнения;
  5. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  6. Упражнение на дикцию и артикуляцию.

6.Вокальная позиция.

Содержание занятия:

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается. Образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение.

Работа резонаторов – головного и грудного.

Практическая работа:

Упражнения с закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, нёбо активизировано в лёгком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор.

Гласные «и», « е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование. Для овладения приёмом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду, йотированных глассных – «йэ», «Йа», «Йо», «йу». Способствующих наработке головного звучания.

  1. Унисон.

Содержание занятия:

В самом начале работы с группой учащихся возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз.

Практическая работа:

Пение простейших песенок, считалок, попевок, скороговорок.

8.Двухголосие.

Содержание занятия:

Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевках, в хоровом сольфеджио, в песнях. При пении на два голоса одной из задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в чётком проведении своей партии при одновременном звучании другой.

 Практическая работа:

Использовать песни: «В хороводе», « Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», « Как пошли наши подружки». Первый этап двухголосного пения - частые переходы второго голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй голос, уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого голоса.

  1. Драматизация музыкальных произведений (2 часа).

Содержание занятия:

Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, музыкальные игры, инсценирование песен, танцев. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Практическая работа:

Разыгрывание музыкальной сказки Коваля «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха». Разучивание народных музыкальных игр «Гори, гори ясно» и т.д.

10. Вокально-хоровая работа. Собственная манера исполнения (1 час).

Регулировочный образ вокалиста и хоровика. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, предыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практическая работа:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
  2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
  3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
  4. Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;
  5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр
  6. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса Упражнения с твердой и мягкой атакой.
  7. Подготовка к выходу на сцену.

Собственная манера исполнения.

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро- и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.

Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практическая работа:

  1. Песенный репертуар;
  2. Заучивание текста;
  3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
  4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

Теоретико – аналитическая работа – 7 часов

  1. Гигиена певческого голоса (1 час).

Содержание занятий:

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.

Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде курения на голосовые связки.

Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;  

- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;

- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание.  Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Рекомендации при простудных заболеваниях.

Практическая работа:

  1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
  2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
  3. Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
  4. Составление памятки по гигиене голоса.

  1.  Сценическая культура и сценический образ (1час).

Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.

Практическая работа:

  1. Мимический тренинг;
  2. Психологический тренинг;
  3. Упражнение «Как правильно стоять»;
  4. Упражнения на координацию движений;
  5. Практическая работа по формированию сценического образа.

  1. Беседа о творчестве композиторов – классиков (2 часа).

Расширить представление детей о творчестве композиторов П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова. Выяснить значение природы в жизни и творчестве художников, поэтов и композиторов. Побудить детей к выразительному, эмоциональному чтению стихотворений, помочь увидеть в поэзии совершенство и красоту природы, рисовать музыку в своём воображении.

Практическая работа:

Слушание музыки :  «Вокализ» С.Рахманинов; «Весенние воды» С.Рахманинов – разборпроиведений, исполнение.

«Камаринская» П.И. Чайковский; «Симфония №1» П.И Чайковский.-разбор произведений, исполнение.

Поэты и художники русской природы: Тютчев, Фет, Майков,А. Толстой; Левитан, Шишкин, Суриков – сравнение стихов и картин.

  1. Народное творчество (3 часа).

Фольклор как отражение особенности исторического развития народа. Выразительная речевая интонация – основа русского народного пения. Разновидности народных песен: календарные, исторические, лирические, хороводные и протяжные.

Русские народные инструменты.

Практическая работа:

Разучивание народных песен: «Заплетися плетень», «Со вьюном я хожу», «Капустка», « Степь да степь кругом», «Ты взойди-ка, взойди красно солнышко»-(историческая песня)», «Сохнет, вянет во поле травушка»-лирическая песня о любви и др.

Определять на слух звучание русских народных инструментов.

Музыкально – теоретическая подготовка (8 часов).

1.Импровизация. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти (2 часа)

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Практическая работа:

Элементы импровизации в детском исполнении:

Педагог предлагает сюжет какой-либо известной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод; дети импровизируют его в своей музыкальной сценке. Зеркальная импровизация детьми предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением. При изменении темпа и характера исполнения той же мелодии. Жанра дети должны перестроиться на новое пластическое воплощение.

Детям можно предложить:

Задание 1:Сочинение мелодии и аккомпанемента к любимому стихотворению.

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Задание 2:Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.

Установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Задание 3:Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние:

- изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов ( фортепиано, колокольчик, металлофон, ударные) движение поезда(начало движения, ускорение, замедление), топот коня, полёт и жужжание пчелы чириканье птиц, падающие капли дождя;

- мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;

- подобрать звуки, пропущенные в мелодии.

Задание 4:Импровизация на уточнение детали: «О чём думает мальчик на картине?», «Какая у девочки из песни любимая игрушка?» и т.д. Свои ответы учащиеся должны аргументировать. Результатом подобных импровизаций является осознание детьми глубины, многомерности художественного образа, логики его развития.

Задание 5: Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека( грусти, радости, страха, восторга, ликования).

Задание 6:Спеть мелодию (попевку) в обратной последовательности.

Задание 7:Импровизация на развитие способностей к перевоплощению: рассказать музыкальную сказку от имени медведя, лисы, зайца ит.п., придумать песенки героев; воссоздать их внешний вид, интонацию.

Ролевые игры:

Упражнение «Дирижеры».

Дети любят ролевые игры. Предложить им отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. Декламируйте вместе с ними стихи: на ударном слоге опускайте руки вниз, а на безударном- поднимайте вверх. Затем пойте песни с дирижированием.

Упражнение «Дирижер и хор»: Разыграть ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними- ребёнок-дирижер. Он дирижирует, дети поют в соответствии с дирижерским жестом.

Игра – импровизация «Спящий ёжик».

Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик. Сидящие ребята могут производить любые звуки- шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки. Слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от пиано к форте.

«Спящий ёжик» чутко реагирует на все изменения динамики, постоянно «просыпаясь».

Игра со звуками.

Предложить детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им приём моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш: глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра, моделируя линии рукой.

Обратить внимание детей на эмоциональную окраску звука: приятно и ласково шуршит ветерок листьями, и страшно, неуютно завывает сильный ветер.

Декламируем.

Предложить детям отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.

Играя звуками Ч,Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую комбинацию:ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч  ш ш ш ш ш ш ш ш  щ щ щ щ щ щ щ с с с с с с с с с с с ц ц ц                  Добавить в неё несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, объём в композиции нужно руками. Предоставить детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.

 Выучить с детьми стихотворение:

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай! - В. Суслов.

Прислушаться к игре шипящих звуков. Придумать звуковые иллюстрации к стиху. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализовано, с различными вариантами сопровождения.

 Игра «Угадай, чем шуршу»: направлена на  развитие остроты и тонкости тембрового слуха.

 Игра со звуками.

Показать детям несколько новых для них приёмов игры со стеклянными предметами. Налить в фужер на ножке воды, смочить палец и водить им круговыми движениями по краю – ребята услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по - разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку можно дуть, приставив её горлышком к нижней губе - раздастся глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по – разному, можно «настроить» их на 2-3 звука, и сыграть на них мелодию.

 Вокальная импровизация.

Работа по вокальной импровизации:

- педагог исполняет песню, дети поют по – своему сначала последнее слово, затем два последних слова в каждой фразе;

- сначала поётся песня педагогом. Затем дети сочиняют свои варианты(например, «Гори, гори ясно»);

-по заданному образцу педагог или воспитанник поёт «вопрос». «Ответ» дети исполняют по своему усмотрению;

- импровизация в форме музыкального диалога (педагог спрашивает, ученик отвечает);

- дети сочиняют свои собственные песенки на заданные тексты: «У кота – воркота…», « Белый снег пушистый…».

Сочинение песни  по кругу.

Первый по цепочке ребенок поет фразу, второй придумывает продолжение и т.д. так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.

Развитие музыкального слуха. Музыкальной памяти.

Практическая работа:

Упражнение «Речевой портрет»-развивает у детей речевой регистр.

Изобразить голосом:

  1. Пение птиц (кукушка, воробей, ворона);
  2. Возгласы зверей;
  3. Воспроизвести голоса родных , друзей.

Прослушивание небольших музыкальных произведений и повторение их мелодии по памяти. Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

  1. Развитие чувства ритма. Использование ритмических рисунков (1 час)

Привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.

Практическая работа:

Упражнение – игра «Хлопай в такт»;

Повторять игру на каждом занятии в течение года. Воспроизводить хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.

Упражнение «Маршируем под музыку».

Конкурс: кто лучше промарширует и отобразит метрический пульс в ходьбе.

Шутки-прибаутки. Игра на ложках:

Барашеньки- крутороженьки

По горам ходят, по лесам бродят,

В скрипочку играют,

Машу потешают.

Упражнение «Спой имя своё»;

Упражнение «Угадай имя»;

Упражнение «Хор часов»;

Упражнение «Колокольный перезвон»;

Упражнение «Сочини ритм»;

Упражнение «Повтори ритм»;

Упражнение «Досочини песенку»;

Упражнение «Ритмическая сказка».

2.Движения вокалистов под музыку (3час)

Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.

Практическая работа:

  1. Просмотр и анализ  выступлений вокалистов;
  2. Элементы  ритмической  гимнастики;
  3. Работа над возможными вариантами  движений сценического образа.

3.Инструментальное музицирование (2 часа).

        Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Концертно-исполнительская деятельность (8 часов)

Это результат работы коллектива. Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения. Она активирует работу, позволяет все более полно проявить полученные знания, умения, навыки. Способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников школы. Дети выступают на классных праздниках, родительских собрания.

  Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Вокальный»

 

ТЕМА

Всего

Теоретич.

занятий

Практич.

занятий

Вводное занятие .Певческая установка:

  • -музыкальная зарядка для выработки  правильной певческой установки;
  • -музыкальные сигналы: «внимание», «вставать», «садиться».

1

0,5

0,5

Дыхание:

  • понятие о певческом дыхании;
  • элементы дыхательной гимнастики;
  • отработка навыков дыхания:

-подача воздуха в живот;

- по руке дирижера;

- равномерный выдох.

3

1

2

Звукообразование:

  • пение гласных; произношение согласных звуков;
  • характер звуковедения; пение Legato из 2-х, 4-х звуков;
  • распевание:

- на слоги;

- сюжетное распевание.

4

1

3

Дикция:

  • упражнение для развития артикуляционного аппарата и артикуляции;
  • дикция в распеваниях, произношениях.

3

1

2

Строй:

  • унисон как основа хоровой звучности;
  • горизонтальный строй;
  • выстраивание отдельных нот по руке дирижера;
  • упражнения, закрепляющие знание моделей ступеней.

5

1

4

Ансамбль:

  • динамический ансамбль;
  • ритмический ансамбль;
  • ансамбль между солистом и вокальной группой; вокальной группой  и музыкальным сопровождением.

8

1

7

Дирижерский жест:

  • Отработка жестов:

- внимание;

- дыхание с задержкой;

- снятие звука.

  основные способы звуковедения:

- Legato;

- Non Legato.

3

1

2

Концертная деятельность.

5

---

5

Навыки работы с микрофоном

2

0.5

1.5

Итого (часов):

34

7

27

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Певческая установка. 

Сидячая или стоячая поза является одним из обязательных условий певческого воспитания учащихся, помогает естественному развитию певческого дыхания, следить за которым приходится постоянно в течение всего года обучения. Каждый участник хора имеет постоянное певческое место.

Тема 2. Навыки дыхания. 

Дыхание требует  постоянного внимания со стороны руководителя, т. к. оно – основа вокально-хоровой техники. С самого начала необходимо следить за тем, чтобы дыхание у детей во время пения было естественным. Качество, сила и продолжительность звука зависят от дыхания. Каждый участник хора должен почувствовать и осознать следующие его элементы: вдох (естественный, без напряжения), мгновенную задержку и экономное расходование воздуха при выдохе. Мы фиксируем внимание учащихся на том, что при правильном вдохе расширяется верх живота и бока. Для этого мы используем игровые методы: начиная вдох по знаку дирижера, дети держат палец возле носа (вдох  производится через нос и частично через рот); затем следует резкий выдох всего набранного воздуха так, чтобы втянулся живот. А затем опять производится вдох, и при этом, естественно, живот выталкивается вперед «как мячик». Такие упражнения мы рекомендуем как физическую зарядку перед пением и проводим их все время. Правильное дыхание не только способствует нормальному развитию голоса, но и охраняет голосовой аппарат от заболеваний, улучшает состояние организма.

  Тема 3. Звукообразование.

 У младших хористов характерной особенностью звукообразования является легкое звучание с использованием голосовых резонаторов. Главное внимание в работе над звуком следует уделять достижению хорошей кантилены. Постоянной должна быть забота о певческой культуре, о прекрасном звучании – свободном, естественном детском музицировании. Пение происходит на гласных звуках, согласные быстро проговариваются.

      Важным моментом выработки качества звучания является работа над фразой. Необходимо научить детей правильной фразировке, умению самостоятельно определять наиболее значительные по смыслу слова, мягко уходить на окончание фразы, уделять внимание распевам.

     Тема 4.  Дикция. 

Вокальная, хоровая дикция – это четкое, с соблюдением орфоэпических норм, произношение согласных и гласных звуков, это культура речи, правильные ударения в словах, а также соблюдение ребенком в речи правил логики. Ясная, четкая дикция возможна при полной свободе артикуляционного аппарата (вялая работа артикуляционного аппарата снимает звук с дыхания, нарушает чистоту интонирования). Выработка ясного произношения слов должна обязательно осуществляться в соответствии с певческой дикцией, позволяющей сохранить певучесть голоса и свободу мышц лица и гортани.

 Необходимо помнить основные правила произношения:

   пение происходит на гласных звуках, с четким произношением согласных;

  существуют «открытые» и «закрытые» слоги; в закрытых слогах согласный звук присоединяется к следующему слогу;

   редуцирование согласных в трудно произносимых словах;

   утрирование согласной «р»;

   четкое произношение  согласного звука в конце слова.

Нужно также объяснять ребятам значение непонятных слов.

Тема 5. Строй.

       Этим словом называют точное интонирование в пении. Унисон – основа хорового звучания. Под хоровым унисоном подразумевается не только интонационно чистое одноголосие, но и обязательное слияние голосов  в ансамбле. Интонирование мелодической линии хора называется горизонтальным строем, интонирование интервалов, аккордов – вертикальным строем.

      Для вокального коллектива приоритетна работа над горизонтальным строем. Главным условием достижения строя является владение вокально-хоровыми навыками. Укреплению строя способствуют вокально-хоровые упражнения без сопровождения, они развивают внутренний слух.

 Тема 6. Ансамбль.

 Для того чтобы добиться чистоты пения в коллективе, необходимы слитность, уравновешенность звучания.

 Ансамбль должен основываться на:

  уравновешенности, слитности голосов по тембру;

 четкости ритма;

 точности темпа;

 полной согласованности между вокальной группой и солирующим певцом;

 пении в единой манере.

Иначе нельзя говорить о ровности звучания в хоре.

Большое значение в работе имеет ритмический ансамбль. Ритм в пении придает исполняемому произведению четкость и динамичность.

 Тема 7. Дирижерский жест. 

Главная задача – научить ребят неотрывно следить за дирижерским жестом; менять по руке темп, характер звуковедения, динамику. Необходимо точное выполнение жестов дирижера: «внимание», «дыхание», «снятие звука».

Тема 8. Концертная деятельность:

  участие в районных и областных фестивалях и конкурсах;

  выступление в общеобразовательных школах, ДМШ, детских садах.

Тема 9. Работа с микрофоном:

Главная задача – научить ребят общаться с микрофоном. Не бояться его. Работать в коллективе (ансамбле), учиться слушать себя и соседа.

Учебно-тематический план программы дополнительного образования

«Солисты»»

Тема занятий

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

Музыкально -  теоретическая  подготовка

1.

Основы музыкальной грамоты

6

2

4

2.

Развитие  музыкального слуха, музыкальной памяти

6

2

4

3.

Развитие чувства ритма

6

1

5

Вокальная работа

1.

Прослушивание голосов

1

1

2.

Певческая установка.

Дыхание

2

2

3.

Распевание

2

2

4.

Дикция

2

2

5.

Навыки работы с микрофоном

2

0,5

1,5

1.

Концертно – исполнительская деятельность

5

5

1.

Итоговое занятие

1

1

Итого (часов):

34

7,5

26,5

Содержание программы

Вводное занятие

Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.

Форма работы: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Музыкально - теоретическая подготовка

Тема 1. Основы музыкальной грамоты.

Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.

Форма. Беседа, индивидуальная.

Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Содержание. Использование упражнений  по выработке точного восприятия  мелодий. Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.

Форма. Практическая деятельность, дидактические игры.

Тема 3. Развитие чувства ритма.

Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого  музыкального произведения.

Форма. Практическая работа, дидактические игры.

Вокальная  работа

Тема 1. Прослушивание голосов.

Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового  диапазона воспитанника.

Форма. Индивидуальная работа.

Тема 2. Певческая установка. Дыхание.

Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Контроль над  певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения.

Форма. Индивидуальная, практическая, игровая.

Тема 3. Распевание.

Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания произведения. Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.

Форма.  Практическая, игровая.

Тема 4. Дикция.

Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Форма. Индивидуальные занятия.

Тема 5. Работа с микрофоном.

Содержание.  Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.

Форма. Индивидуальная.

Концертно – исполнительская   деятельность

      Это результат, по которому оценивают работу. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах. Участие в праздниках и концертах активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту и социализации воспитанников.

   План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.  

Тема. Итоговое занятие.

  Отчетный концерт, поощрение  активных участников коллектива.

Методическое обеспечение дополнительно-образовательной программы

Программа  рассчитана на 2 года. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе должна составлять не менее 10 -12 человек.  В группе «Солист» - 4-6 человек (индивидуально).  Годовой курс дополнительно-образовательной программы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю).

В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет, дисков; экскурсии; организация фотовыставок; концертная деятельность.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:

 - словесный (знакомство детей с новой песней педагог начинает с беседы);

 - наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни);

 - стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей);

 - метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора);

 - репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

 - исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

 - метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности). 

Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников. 

Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:       

  • музыкальные инструменты (фортепиано, гитара);
  • музыкальный центр;
  • музыкальная аппаратура (усилитель, микрофон, колонки);
  • аудиокассеты, диски, переносное устройство (карта памяти);
  • музыкальная литература, распечатки нот.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
  2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.
  3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
  4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд.  «Лань», 1997.-64с.
  5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
  6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
  7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
  8. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
  9. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
  10. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
  11. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.
  12. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.
  13. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.
  14. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
  15. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.
  16. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
  17. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
  18. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
  19. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1
  20. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.
  21. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
  22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
  23. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
  24. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.
  25. Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?», М., «Просвещение», 1990.
  26. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального
  1. воспитания, «Волгоград», 1993.
  1. Чудесная дудка. Сказки народов мира, М., «Просвещение», 1993.
  2. М. Андреева, С. Конорова «Первые шаги в музыке», М., «Просвещение», 1994.
  3. Т. Вендрова, И. Писарева «Воспитание музыкой», М., «Просвещение», 1995.
  4. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Русские народные песни», С. Петербург, 2003.
  5. Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина «Методическое пособие по музыке», М., «Просвещение», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебный сундучок" для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.

Программа «Волшебный сундучок» для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.Для детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет. Программа рассчитана на ...

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографического черчения"

Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографического черчения" разработана на основе ФГОС по специальности СПО 120701 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО...

рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографического черчения"

Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографической графики"разработана на основе ФГОС по специальности СПО 120701 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО...

программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"

Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Фед...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...

Рабочая программа дошкольного образования в образовательной области «Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ»

Данная рабочая программа описывает курс подготовки по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, ...