программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"
рабочая программа по музыке на тему

Смирнова Наталия Александровна

Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

____________ А.Е. Курзанов

«_____» ______________2013г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________ С.Н. Сысенко

«_____» _____________ 2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании   методического объединения классных руководителей

«_____» __________ 2013 г.

Протокол № __________                                                                                                                                                    

Программа дополнительного образования детей и взрослых

 художественно-эстетической направленности

«Народное творчество»

 Срок освоения программы – 4 года,

                                     возраст обучающихся 7-10 лет

Составитель: Смирнова Наталия Александровна,

педагог  дополнительного образования

Боголюбово. 2013

Пояснительная записка

Воспитательный компонент программы дополнительного образования ориентирован на формирование у школьников нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.

Актуальность программы обусловлена необходимостью восстановления утраченных связей современного человека со своими корнями, с фольклорной культурой. Вместе с тем школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, музыкальной речи, культурного поведения.

Школа не должна потерять своего места в складывающейся системе освоения культурного наследия. Поэтому одним из направлений формирования культурно-образовательного пространства начальной школы должна стать систематическая работа по приобщению учащихся к художественно-эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре. Главное – вызвать у ребёнка тёплое чувство сопричастности к родной земле, её храма и жилищам, природе, музыкальному слову.

Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цель программы – обеспечить углублённое изучение музыки на фольклорной основе.

Задачи программы:

1. Образовательные:

  • ознакомление детей с фольклором как источником народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • ознакомление с культурными традициями своего народа;
  • обеспечение знания традиционного русского поэтического  и музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
  • знакомство с традиционным народным календарём, обрядами, обычаями, приметами.

2. Воспитательные:

  • развитие чувства красоты;
  • формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение любви к фольклору.

3. Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • стимулирование стремления узнать как можно больше о родном крае;
  • формирование способности и готовности к использованию фольклорных знаний и умений в повседневной жизни.

Ведущие положения программы

Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке.

Сам предмет нацелен на образование у каждого ученика как системы знаний о традициях русского народа, так и системы умений (слушать, воспринимать, включаться в исполнение).

Режим работы

Программа дополнительного образования рассчитана на 4 года. На занятия отводится 34 (40)часа в учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, по 1 академическому часу.

Формы организации дополнительного образования:

  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная;
  • игровая.

Основными методами на занятиях являются словесные, наглядные, практические: эвристический рассказ, информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, игра, посещение выставок художественных народных промыслов, музеев.

Прогнозируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы «Музыкальный фольклор»

Личностными результатами изучения данной программы являются приобретение детьми:

  • способности и готовности к саморазвитию;
  • ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметным результатом изучения дополнительной образовательной программы «Музыкальный фольклор» является сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной информацией.

Регулятивные УУД:

  • рассказывает о правилах поведения в игре;
  • осуществляет действия в новом материале под руководством педагога, по заданному образцу или заданному плану;
  • различает разные способы действия;
  • выполняет элементарные алгоритмы;
  • сравнивает свои цели действия с другими;

должны уметь:

  • ориентироваться в различных источниках информации по фольклору;
  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы детей и педагога;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимает речь других;
  • пользоваться приёмами слушания;
  • работать в паре, группе;
  • выполнять различные роли в инсценировке;

должны знать:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОД

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

Вводное слово: мир фольклора – мир народной мудрости

1

2

Сентябрь – румянец осени.

4

3

Октябрь – листопад, грязник, позимник.

4

4

Ноябрь – листогной, ворота зимы.

3

5

Декабрь – студень, хмурень.

4

6

Январь – снеговик, трескун, году – начало, зиме – середка

3

7

Февраль – снежень, лютень, кривые дороги.

4

8

Март – протальник, предвесенье

3

9

Апрель – снегогон, водолей, первоцвет

4

10

Май – травник, травень.

3

Всего: 33

CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема «Мир фольклора - мир народной мудрости» (1 ч)
Осенняя песня - закличка.

Тема «Сентябрь – румянец осени» (4 ч)
Приметы сентября. Песенки-игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки.

Тема «Октябрь – листопадник, грязник, позимник» (4 ч)
Приметы октября. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Молчанка. Скороговорка, Игровой хоровод. Перевертыши. Плясовая песня.

Тема «Ноябрь – листогной, ворота зимы» (3 ч)
Приметы ноября. Загадки. Пословицы и поговорки. Песня – игра. Песня – закличка. Игровой хоровод.

Тема «Декабрь – стужайло, хмурень» (4 ч)
Приметы декабря. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки. Скороговорка. Песня – игра. Плясовая песня. Закличка. Колядки. Зимние поздравительные обходы.

 Тема «Январь – снеговик, трескун, году – начало, зиме – середка» (3 ч)
Приметы января. Пословицы и поговорки. Зимняя сказка. Загадки, Песня – игра.

 Тема «Февраль – лютый, снежень, кривые дороги» (4 ч)
Приметы февраля. Пословицы и поговорки. Считалка. Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры.

 Тема «Март – протальник, предвесенье» (3 ч)
Приметы марта. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорка. Песни – игры.

 Тема «Апрель – снегогон, водолей, первоцвет» (4 ч)
Приметы апреля. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Молчанка. Считалка. Весенние поздравительные обходы. Докучная сказка. Песня – игра.

 Тема «Май – травень, цветень» (3 ч)
Приметы мая. Пословицы и поговорки. Величальная песня. Загадки. Закличка. Считалка. Песни – игры.

К концу учебного года учащиеся должны
знать:
- несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок, докучную сказку, молчанку, перевертыши;
уметь:
- выразительно петь простейшие песенки;
- выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмо-тексты;
- рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 ГОД

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

Вводное слово: мир фольклора – мир народной мудрости

1

2

Осень – перемен восемь.

8

3

Здравствуй, гостья Зима!

8

4

Не пугай, зима, весна придет!

10

5

Весна - красна нам добра принесла!

7

Всего:34

CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема «Мир фольклора - мир народной мудрости» (1 ч)
Осенняя песня - закличка. Повторение любимых песен, игр, считалок, загадок.

Тема«Осень-перемен восемь» (8 ч)
Встреча осени. Осенние приметы. Песни. Игры. Сказки. Докучная сказка. Пословицы. Поговорки. Загадки. Считалки. Скороговорки.

 Тема «Здравствуй, гостья Зима!» (8 ч)
Предзимье и его приметы. Зимние заклички. Загадки. Считалки, Пословицы и поговорки. Песни. Игры. Хороводы. Колыбельные. Подготовка к Зимним Святкам. Колядки.

Тема «Не пугай, зима, весна придет!» (10 ч)
Зимние приметы. Святочные игры. Песни. Зимние забавы и заклички. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Масленица. Масленичные песни. Предвесенье. Весенние заклички. Игры.

Тема «Весна - красна нам добра принесла!» (7 ч)
Приметы весны. Хороводы. Трудовая. Песни – игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Докучная сказка. Перевертыши.


К концу учебного года учащиеся должны
знать:
- о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- об основных календарных осенних, зимних и весенних праздниках; несколько народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, пословиц, поговорок, докучных сказок, перевертышей;
уметь:
- организовать игру, применить считалку, загадку;

- выразительно петь пройденные песни и отличать их варианты, предложенные учителем;
- рассказывать о народных праздниках и о календарных приметах.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 ГОД

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

Где песня льется, там легче живется

9

2

Беседа дорогу коротает, а песня работу

3

3

Были бы песни – будут и пляски

5

4

Куда запевала, туда и подголоски

6

5

Добро того учит, кто слушает

4

6

Все в свой прок

7

Всего:34


CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Тема «Где песня льется, там легче живется» (9 ч)
Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты (по выбору учителя). Свадебные игры с куклами. Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.

Тема «Беседа дорогу коротает, а песня работу» (3 ч)
Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни. Игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты.

Тема «Были бы песни – будут и пляски» (5 ч)
Зимние приметы. Песни-игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки-прибаутки и небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам.

 Тема «Куда запевала, туда и подголоски» (6 ч)
Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки-прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Народные инструменты.

 Тема «Добро того учит, кто слушает» (4 ч)
Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Народные инструменты.

 Тема «Все в свой прок» (7 ч)
Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни.

К концу учебного года учащиеся должны 
знать:
- основные праздники народного календаря; заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;
уметь:
- исполнять пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;
- выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать;
- играть на простейших народных инструментах;
- рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 ГОД

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

Всему свое время

9

2

Песня поется не как придется, а надо лад знать

7

3

Какова песня, таковы и слова

10

4

Какова погудка – такова и пляска

8

Всего:34

CОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ


Тема «Всему свое время» (9 ч) 
Время и ритм в народных песнях и танцах. Календарные. Хороводные. Плясовые. Колыбельные. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Приметы народного календаря.

Тема «Песня поется не как придется, а надо лад знать» (7 ч)
Характерные интонации песен различных регионов России: Западного, Южного, Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.

Тема «Какова песня, таковы и слова» (10 ч)
Песни святочного гадания. Хороводные. Игровые. Свадебные. Колыбельные. Лирические. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.

Тема «Какова погудка – такова и пляска» (8 ч)
Инструментальные наигрыши и пляски. Хороводные. Плясовые. Строевые. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.


К концу учебного года учащиеся должны
знать:
- пройденный фольклорный материал;

уметь:
- исполнить песню, закличку, плясовую, хороводную с соответствующим движением, в случае необходимости с простейшим инструментальным сопровождением;
- применить пословицу, поговорку, считалку, загадку, прибаутку и т.д.;
- сочинить варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам.

Литература

-Лидия Куприянова  «Русский фольклор»  программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе 2007г;

-Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России 1991 г;

-Народный дневник. Народные праздники и обычаи: из «Сказаний русского народа», собранных Сахаровым И.П. 1991 г

-Степанов Н. Народные праздники на святой Руси. 1991

-Ж у к о в В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991.
-Круглый год: Русский земледельческий календарь. / Сост. А. Ф. Некрылова. М., 1991.

-М е л ь н и к о в М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
-
Н а у м е н к о Г.М. Этнография детства. М., 1998.
-
Потешки. Считалки. Небылицы. / Сост. А.Н. Мартынова. М., 1997.
-
Русские народные пословицы и поговорки./ Сост. Ю. Круглов. М., 1990.
-
С е м е н о в а М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. СПб., 1999.

Репертуарные сборники
-
Г и л я р о в а Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. М., 1996.
-
К у п р и я н о в а Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразовательной школы. М., 1998.
-
Н а у м е н к о Г.М. Дождик, дождик, престань!: Русское народное детское музыкальное творчество. М., 1988.
-
Н а у м е н к о Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М., 2000.
-
Хоровод – круглый год: Народные праздники и обряды. / Сост. Г.М. Науменко. М., 1999.
-
Фольклор в школе. Вып. 1-3. / Сост. Л. Куприянова. М., 1991 – 1993.

-Жаворонушки. Русские песни прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып1-4 1986-2008г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебный сундучок" для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.

Программа «Волшебный сундучок» для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.Для детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет. Программа рассчитана на ...

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографического черчения"

Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографического черчения" разработана на основе ФГОС по специальности СПО 120701 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО...

рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографического черчения"

Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографической графики"разработана на основе ФГОС по специальности СПО 120701 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО...

программа дополднительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Мы и музыка"

Программа состоит из трех разделов музыкальных занятий художественно – эстетического направления. В группах на добровольной основе занимаются дети 1–9 классов сольным, хоровым и анс...

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»

Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...