Открытый урок по теме: "Музыка моего народа"
тест по музыке (5 класс) на тему

Визе Вероника Ивановна

Открытый урок - проект по музыке 5 класс по теме: "Музыка моего народа". На данном уроке учащиеся знакомились с музыкальными произведениями чувашского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_urok_5_klass.doc42 КБ
Microsoft Office document icon test_po_muzyke_3-5.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

19.02.2014 г.        Проект урока

        Тема:   Музыка моего народа. 5 класс

Подготовила учитель музыки Визе Вероника Ивановна

Прогнозируемый результат: изучение чувашской народной песни.

Актуальность проекта.

Многие авторы считают, что тема «Музыка моего народа» в программе изложена достаточно сухо и предполагает репродуктивные виды деятельности ученика и учителя на уроке. Однако тема интересна и в настоящее время актуальна, так как:

- помогает расширять музыкальное пространство ребенка;

- способствует его духовному росту;

- создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традиции и культуре россиян;

- воспитывать бережное и уважительное отношение к народному творчеству.

При подготовке и реализации проекта использована методология Е.Г. Критская и Г.П. Сергеева  суть которой сводится к следующему: «… творчество учителя в организации эмоциональной интеллектуальной деятельности учащихся с целью присвоения духовного опыта человечества, запечатленного в музыкальном искусстве, и раскрытие механизмов превращения явлений и фактов объективного мира в музыкальные образы в единстве содержания форм и средств выражения».

Из этого вытекает художественно-педагогическая идея данного проекта: создать художественное пространство для решения творческой задачи с целью освоения мира через искусство.

Задачи проекта:

  1. Выведение знаний о народной песне через творческий процесс с целью проникновения в суть народной музыки.
  2. Создание условий для:

- формирования учебной самостоятельности;

- придания личностного смысла знаниям о жанровом разнообразии народных песен, их вариативности;

- стимулирования творческой деятельности, возможности реализовать идеи и замыслы;

- развития коммуникативных навыков.

Цель проекта: творческая деятельность учащихся на уроках музыки

Тип – получение новых знаний,

Форма – комбинированный.

Цели деятельности учителя: Знакомство с обычаями и традициями  чувашского народа,  с их  музыкальным фольклором

Планируемые результаты:

Предметные: научаться слушать  и анализировать музыкальные произведения: чувашскую плясовую музыку, народную чувашскую песню «Кай кай Ивана»; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, разучить чувашскую народную песню «Кай кай Ивана».

Метапредметные:

  • познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
  • коммуникативные -  осваивают диалоговую форму общения;
  • регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
  • Личностные:  оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал: чувашская  плясовая музыка, чувашская народная песня «Кай кай Ивана»,  песня Г. Струве и Н. Соловьевой «Моя Россия».

Дополнительный материал:

Мультимедийный проектор, ноутбук, чувашский национальный костюм, презентация.

Сценарий урока

I  Организационный этап

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать.

II Постановка учебной задачи

Учитель.  Прочитайте название темы урока. Сделайте предположение о том, над чем будем работать на уроке. (Высказывания учащихся).

Правильно ребята мы будем работать над темой: «Музыка моего народа». Как вы уже знаете, наша село многонациональное.  А  какие национальности проживают в нашем селе? (Ответы детей). А кто является коренными жителями нашего села? (Ответы учащихся). Правильно ребята жителями нашего села являются чуваши.

- Ребята, а вы хотели бы узнать историю чувашского народа, чем они занимались, какие сочиняли песни и т.д.

- А из каких источников можно получить эту информацию? (ответы детей)

- А что нам для этого надо сделать?

- Нам надо совершить путешествие в чувашскую республику.

Учитель. Наша экспедиция – научно – исследовательская, поэтому мы снарядим в дорогу 4 группы исследователей:

1). Географы;

2). Историки;

3). Этнографы;

4). Собиратели песен, игр, стихов, праздников и т.д.

Вам домой было дано домашнее задание, собрать информационный материал об историческом и культурном прошлом Чувашской республики.

III  Актуализация опорных знаний.

 Реализация идеи проекта

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое Чувашской республики» с целью реализации идей и задач нашего проекта.

 - На каком виде транспорта  мы совершим путешествие? (Машина времени)

Учитель встаем в круг, беремся за руки и с помощью волшебного звука, летим в глубину веков.

Выступление с творческим проектом учеников

  1. Географы;
  2. Историки;
  3. Этнографы;
  4. Собиратели песен, игр, праздников и т.д.

Учитель. Мы ребята с вами выполнили наше задание и я предлагаю вам, вернутся в наше село.

(Учащиеся закрываю глаза звучит музыка)

 Вывод. Чувашская народная песня – душа народа. В ней выражены думы и переживания людей, радость и веселье, красота родной природы. Сегодня вы были исполнителями музыки чувашского народа. Спасибо за те чувства, настроения и эмоции, которые вы передали в песнях, в рассказах о чувашской  культуре.  Но я хочу вам предложить исполнить песню «Моя Россия». Ведь все мы с вами проживаем на территории этой огромной страны

IV Рефлексия

- Был ли полезен вам этот проект?

- Что вы взяли для себя?

- Какие трудности вы испытали?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

        

Д./З   Выучить 2 куплета из чувашской песни «Кай кай Ивана»



Предварительный просмотр:

1. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

Н. А. Римский – Корсаков                         «Рассвет на Москве-реке»

М. И. Глинка                                                опера «Садко»

М. П. Мусоргский                                       опера «Иван Сусанин»

опера «Сказка о царе Салтане»

3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Украина - …

Белоруссия - …

Молдавия - …

Закавказье - …

Россия - …

1. Назвать  любимое произведение и его автора:…

2. Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

1. Дописать название произведений

«Испанский          …          .»

«Арагонская         …          .»

«Санта          …             .»

2. Родина танцев:

Хота -  …

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

3.  Соединить фамилии с именами

Глинка                                             Иоганн

Римский – Корсаков                        Михаил

Чайковский                                     Фридерик

Шопен                                              Николай

Штраус                                             Пётр

  

4. Родина композиторов: Бах - …

Моцарт - …

Бетховен - …

Шопен - …

Григ - …

Глинка –…

5. Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:_____________________________________________

медные духовые:_________________________________________________

струнно – смычковые:____________________________________________

ударные:________________________________________________________

 

 

 

1. Диктант: значение подчёркнутых слов:

опера, либретто,     увертюра,     балет,       квартет, вокализ.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Пронумеровать слова в соответствии с определением (перед словом)
2. Жанры, в которых соединились музыка и литература:

3. Лишнее слово (подчеркнуть):

ария, либретто, увертюра, дуэт, хор, кордебалет.

оркестр, балетмейстер, па-де-де, вариация, ария.

4. Определить жанр и композитора:

«Жаворонок» -

«Лебединое озеро» -

«Щелкунчик» -

«Иван Сусанин» -

«Садко» -

«Моя Россия» -

5. Музыкальная викторина:

1. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

«Царевна Лебедь» Врубеля -----

«Богатыри» Васнецова ------

Изображение гнома-----

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

«Богатырская» симфония                          Мусоргский

«Гном»                                                         Чайковский

«Апрель. Подснежник»                              Дебюсси

«Лунный свет»                                            Бородин

3. Кто из выдающихся русских композиторов был:

морским офицером - …

ученым, химиком - …

Кого из русских композиторов называют:

«Сказочник русской музыки» - …

«Солнце русской музыки» - …

4. Свернуть:

Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - …

Мелодия, ритм, тембр, динамика - …

5. Назвать понравившееся  произведение - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе

Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....

Открытый урок по теме"Музыка в Германии"

Данный урок я готовила  для проведения декады по немецкому языку....

Открытый урок на тему "Музыка в нашей жизни"

Основной задачей каждого учителя является формирование учебной мотивации на уроке. Для формирования мотивации необходимо использование различных методических приемов. Предлагаю побробный план урока по...

Открытый урок по теме "Музыка и мы"

Цель:  1. Овладеть навыками анализа музыкальных произведений в классической и современной музыке.2. Активизировать у учащихся творческие способности при подготовке и проведении урока.3. Усилить и...

конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе

Конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе с приложениями и самоанализом по учебнику В.П.Кузовлева...

Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015  в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...

Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015  в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...