Программа для 5 класса ФГОС (2015г.) Авторы Сергеева, Критская.
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Матькова Ирина Александровна

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию программу для 5 класса, созданную по ФГОС. Надеюсь, она поможет Вам при составлении ваших программ. Жду Ваших отзывов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_kl._15-16_novaya.docx125.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Безимени-121 копия маленькая

Рабочая учебная программа предмета «Музыка»

5 класс

ФО-01-2011 (01)

Страница  из 22

Безимени-121 копия маленькаяисправлено

Муниципальное бюджетное нетиповое

общеобразовательное          учреждение  «Гимназия № 62»

МБ НОУ «Гимназия №62»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБ НОУ « Гимназия № 62»

О.В.Колесникова_______________

Приказ №     от      2015г.

Программа рекомендована к работе педагогическим советом

Протокол №  от        

Программа обсуждена и согласована  на заседании МО

Протокол №    от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

5 класс

                                                                                                             Составитель:

Матькова И.А.,

учитель музыки

Новокузнецк, 2015

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основании ООП ООО «Гимназия №62».

Программа по музыке для 5 класса составлена в связи с необходимостью соотнести программу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с содержанием авторской программы «Музыка. 5-7 классы». Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (Москва, Просвещение, 2013г.). Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников, который включает: учебник, рабочую тетрадь для ученика.

Рабочая программа составляется в соответствии с гимназическими требованиями к уровню знаний обучающихся и с учетом их индивидуальных особенностей.

Общая характеристика учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального) – показатель культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащегося.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.

Цели:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.).

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;
  • формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Структура и объем настоящей примерной программы полностью соответствуют структуре и объему авторской программы.

Предмет «Музыка» в 5 классе предполагает обогащение сферы художественных интересов обучающихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной и творческой инициативы обучающихся, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и зарубежным культурным традициям.

Одной из актуальных задач современного образования является обращение к национальным, культурным традициям  своего народа, родного края. Формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. В содержание рабочей программы введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка» (2часа), «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл».Обучающиеся знакомятся  с Камерным хором г.Новокузнецка под управлением А.Ляпового, Новокузнецким композитором А.Александовым, с театром мюзикла «Седьмое утро». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен в элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Серьезный подход к музыкальному образованию потребовал использования на уроках новых методов и подходов: метод моделирования художественно-творческого процесса, метод «сочинение сочинённого» и импровизация музыки.

Основными видами практической деятельности на уроке являются:

Слушание музыки. Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала  могут привлекаться  литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание  музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

Хоровое пение. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе  работы над песенным репертуаром. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

Инструментальное музицирование.  Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном  музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

В классе ребятам предлагаются задания, не требующих продолжительных затрат по времени. В качестве домашней работы предлагаются задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Обучающиеся составляют кроссворды, ребусы и загадки по пройденным темам. В целом музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров: инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.  

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство». Согласно учебному плану Гимназии на изучение предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

ценностно – ориентационная сфера:

  1. формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
  2. становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
  3. уважительное отношение к истории и культуре своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

трудовая сфера:

  1. формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

познавательная сфера:

  1. формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
  2. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
  3. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
  4. Осуществить действия по реализации плана.
  5. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  6. Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
  7. Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.
  8. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
  9. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
  10. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД:

  1. Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
  2. Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

  1. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  2. Использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.
  3. Составлять простой план текста.
  4. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

  1. Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
  2. Учиться критично относиться к собственному мнению.
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

  1. Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
  2. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  3. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Предметные результаты:

  1. Знать имена великих русских и зарубежных композиторов, художников, поэтов, писателей и наиболее известные их произведения (3-4 из освоенных на уроках и во внеклассной деятельности);
  2. Знать выразительные средства различных видов искусства;
  3. Понимать роль и значение литературы и изобразительного искусства в создании музыкальных произведений;
  4. Уметь различать основные жанры в музыке, использующие выразительные возможности других видов искусства;
  5. Уметь сравнивать различные произведения искусства, находить в них общее и специфическое;
  6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: развития слушательской, зрительской и исполнительской культуры; наполнения досуга художественными впечатлениями и организации музыкально-эстетической среды; участия в художественных событиях в школе, районе, городе.

Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету  и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.

Содержание курса

Музыка как вид искусства

       Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

          Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор

   Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество.  Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.

   Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы.  Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.   Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.

Музыка и литература (17 часов)

 Что роднит музыку с литературой. Во все времена музыка училась у поэзии. Связь музыки и литературы.  Песня – самый распространенный жанр музыкально – литературного творчества. Роль песни в жизни человека. Романс – лирическое  стихотворение. Произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе литературных источников. Жанры вокальной и инструментальной музыки. Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке.  Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. История развития оперного искусства.  Синтез искусств в опере. История развития балета. Музыка в театре, кино, на телевидение.  Расширенное представление о жанре Мюзикл.

Музыкальный материал для слушания:

  1. «Жаворонок» М.Глинка, слова Н.Кукольника.
  2. Симфония №4 П.И.Чайковского
  3. «Пер Гюнт» Э.Грига.
  4. Романсы А.Варламова, П.Чайковского, Алябьева.
  5. Вокализ С.Рахманинова.
  6. Романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». Г.Свиридова
  7. «Кикимора». А.Лядова.
  8. «Шехеразада» Н.А.Римского - Корсакова.
  9. «Времена года» П.Чайковского.
  10. Концерт №1 П.Чайковского. Финал.
  11. Опера «Снегурочка». Проводы масленицы. Н.Римский – Корсаков.
  12. Маленькая ночная серенада В.А.Моцарта.
  13. Реквием В.А.Моцарта.
  14. Фрагменты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
  15. Фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко»  Н.А.Римского- Корсакова.
  16. Балеты П.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
  17. Мюзикл «Алиса в стране чудес» слова и музыка В.Высоцкого.

Музыкальный материал для пения:

  1. «Родная земля» Я.Дубравин, слова Е Руженцева.
  2. Русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Я на камушке сижу» и др.
  3. «Моя Россия» Г.Струве, слова Н.Соловьевой.
  4. «Осень». П.И.Чайковский, А.Плещеев.
  5. Песни из к/ф «Мэри Поппинс». М.Дунаевский.
  6. «Хлопай в такт». Музыка Д.Гершвина, русский текст В.Струкова.
  7. «Птица музыка». В.Синенко, слова М.Пляцковского.

Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства.  Песенность, знаменный распев. Песнопение, пение а* капелла. Солист. Орган. Исторические события, картины природы. Характеры и портреты людей в различных видах искусства.

Кантата, триптих. Музыкальные формы. Принцип контраста, повтор. Виды хоров. Мужские и женские голоса. Выразительность и изобразительность.  Песня-плач. Протяжные песни. Можем ли мы услышать живопись.

Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия, рисунок. Колорит. Ритм. Композиция.  Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Симфонический оркестр и симфоническая музыка. Группы инструментов оркестра. Тембры инструментов. Концертная симфония. Жанр Симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпритация.  Ансамбль. Квинтете. Жанры музыки (сюита, прелюдия). Фреска, орнамент. Роль дирижера в прочтении музыкального произведения. Выдающиеся дирижеры.

Органная музыка. Католический собор. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония, фуга. Композиция. Форма. Живописная музыка, цветовая гамма. Звуковая палитра. Жанр Соната. Особенности импрессионизма. Стили живописи. Импрессионизм в музыке. Язык искусства. Джазовые ритмы. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

Музыкальный материал для слушания:

  1. С.Рахманинов. Концерт №3
  2. С.Рахманинов. «Богородице, Дево, радуйся».
  3. Ф.Шуберт. «Аве, Мария».
  4. И.С.Бах, Ш.Гуно «Аве Мария».
  5. С.Рахманинов.  «Весенние воды».
  6. С.Рахманинов.  Прелюдии.
  7.  С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
  8. Ф.Шуберт. Песни.
  9. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром. В.Кикта.
  10. И.С.Бах. Чакона. Ария. Маленькая прелюдия и фуга.
  11. С.Рахманинов.  Рапсодия на тему Паганини.
  12. М.Чюрленис. Прелюдия «Море».
  13. К.Дебюсси. «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна».
  14. С.Прокофьев. Мимолетности.
  15. М.Мусоргский.  «Рассвет на Москве-реке».
  16. М.Мусоргский.  «Картинки с выставки».

Музыкальный материал для пения:

  1. Г.Гладков «Песня о картинах».
  2. Г.Струве. «Музыка» на слова И.Исаковой.
  3. И.С.Бах-Ш.Гуно «Аве, Мария»
  4. Песни из к/ф «Мэри Поппинс». М.Дунаевский.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название раздела, темы

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Раздел I. Музыка и литература

18

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

Что роднит музыку с литературой.

Вокальная музыка. Жанры вокальной музыки.

Фольклор в музыке русских композиторов.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Вторая жизнь песни.

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Первое путешествие в музыкальный театр.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.  Балеты П.И.Чайковского.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.

Музыкальный материал для слушания:

  1. «Жаворонок» М.Глинка, слова Н.Кукольника.
  2. Симфония №4 П.И.Чайковского
  3. «Пер Гюнт» Э.Грига.
  4. Романсы А.Варламова, П.Чайковского, Алябьева.
  5. Вокализ С.Рахманинова.
  6. Романс из музыкальных иллюстраций к повести

Пушкина «Метель».Г.Свиридова

  1. «Кикимора». А.Лядова.
  2. «Шехеразада» Н.А.Римского - Корсакова.
  3. «Времена года» П.Чайковского.
  4. Концерт №1 П.Чайковского. Финал.
  5. Опера «Снегурочка». Проводы масленицы. Н.Римский – Корсаков.
  6. Маленькая ночная серенада В.А.Моцарта.
  7. Реквием В.А.Моцарта.
  8. Фрагменты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
  9. Фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко»  Н.А.Римского- Корсакова.
  10. Балеты П.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» (фрагменты).
  11. Мюзикл «Алиса в стране чудес» слова и музыка В.Высоцкого.

Музыкальный материал для пения:

  1. «Родная земля» Я.Дубравин, слова Е. Руженцева.
  2. Русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Я на камушке сижу» и др.
  3. «Моя Россия» Г.Струве, слова Н.Соловьевой.
  4. «Осень». П.И.Чайковский, А.Плещеев.
  5. Песни из к/ф «Мэри Поппинс». М.Дунаевский.
  6. «Хлопай в такт». Музыка Д.Гершвина, русский текст В.Струкова.
  7. «Птица музыка». В.Синенко, слова М.Пляцковского.

1

2

2

1

3

1

3

1

2

1

1

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, на музыкальных инструментах, в театрализации.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах темы.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определять специфику деятельности композитора, поэта, писателя.

Определять характерные признаки музыки литературы.

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.

Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края, региона, города и др.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).

Передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями.

Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

2

Музыка и изобразительное искусство

17

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное в звуках и красках.

Звать через прошлое к настоящему.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Волшебная палочка дирижера. Выдающиеся дирижеры мира.

Образы борьбы и победы в искусстве. Мир Бетховена.

Застывшая музыка.  Полифония в музыке и живописи.

Музыка на мольберте.

Импрессионизм в музыке и живописи.

О подвигах, о доблести. О славе! Звучащие картины.

«В каждой мимолетности вижу я миры…». Музыка С.Прокофьева.

Мир композитора. М.П.Мусоргский. С веком наравне.

Музыкальный материал для слушания:

  1. С.Рахманинов. Концерт №3
  2. С.Рахманинов. «Богородице, Дево, радуйся».
  3. Ф.Шуберт. «Аве, Мария».
  4. И.С.Бах, Ш.Гуно «Аве Мария».
  5. С.Рахманинов.  «Весенние воды».
  6. С.Рахманинов.  Прелюдии.
  7.  С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
  8. Ф.Шуберт. Песни.
  9. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром. В.Кикта.
  10. И.С.Бах. Чакона. Ария. Маленькая прелюдия и фуга.
  11. С.Рахманинов.  Рапсодия на тему Паганини.
  12. М.Чюрленис. Прелюдия «Море».
  13. К.Дебюсси. «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна».
  14. С.Прокофьев. Мимолетности.
  15. М.Мусоргский.  «Рассвет на Москве-реке».
  16. М.Мусоргский.  «Картинки с выставки».

Музыкальный материал для пения:

  1. Г.Гладков «Песня о картинах».
  2. Г.Струве. «Музыка» на слова И.Исаковой.
  3. И.С.Бах - Ш.Гуно «Аве, Мария».
  4. «Рисунок». А.Куклин, слова С.Михалкова.

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки живописи.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциотивные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, живописи, кино и др.).

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержаний музыкальных произведений.

Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства  в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, на музыкальных инструментах, в театрализации.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сети часов).

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методический комплект:

  • Критская Е.Д. Учебник «Музыка: 5 класс». [Текст]/ Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил. – ISBN 978-5-09-032254-6
  • Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь [Текст]/  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 2014. – 65 с.
  • Критская Е.Д. Программа «Музыка: 5 – 7 классы»[Текст] / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 2012. – 104с. - ISBN 978-5-09-019179-1

Дополнительная литература:

  • Комплект портретов композиторов.
  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. [Текст]/ Л. Михеева. – М.: Советский композитор, 1988. – 176 с.
  • Крунтяева Т.Словарь иностранных музыкальных терминов. [Текст] / Т. Крунтяева. Н.Молокова,  А.Ступель. – Л.: Музыка, 1982. – 151 с.

Натуральные объекты:

  • Муляжи скрипки и балалайки.
  • Шумовые инструменты.

СО на печатной основе (демонстрационные, раздаточные):

  • Комплект портретов композиторов (15 портретов).

Экранные и экранно-звуковые СО (диапозитивы, транспаранты, фильмы):

  • Комплект CD «Сокровищница мировой классики: В. Моцарт, Ф.Шопен. П.И. Чайковский, Л. Бетховен, И.С. Бах».
  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, фрагменты исторических источников).
  • Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: редактор создания презентаций. Презентации к урокам.
  • Цифровые образовательные ресурсы на сайте http://www.schoolcollection.edu.ru//
  • Комплект компакт-дисков, аудио-кассет, видео материалов по темам и разделам.

Технические средства обучения:

  • Теле/видео техника.
  • Ноутбук.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Цифровое фортепиано.

Планируемые результаты

Выпускник 5 класса научится:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусств, на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки, находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
  • Осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе, связанных с музицированием.


Календарно – тематический план

Количество часов по рабочей программе – 35 ч.

   I полугодие – 16 ч.

II полугодие – 19 ч.

Диагностические работы по проверке уровня сформированности  метапредметных умений – 2 (декабрь, май)

Дата

№ п/п

Тема урока

Метапредметные навыки и умения

Основные понятия и термины

Предметные умения и навыки

Контроль

Музыка и литература (18ч.)

1.

Особенности музыкального языка. Что роднит музыку с литературой.

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. (К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Музыкальность языка.  Фразы, предложения.

Воспринимать музыкальную интонацию.

Входной контроль. Устный опрос.

2.

Жанры вокальной музыки.

Песни композиторов г.Новокузнецка.

Региональный компонент.

(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. (П) Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. (К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Мелодичность языка.   Романс. Композиторы  г.Новокузнецка. А.Александров, А.Ляповой.

Формулировать своё отношение к изучаемому  художественному явлению.

Хоровое пение. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

3.

Жанры вокальной музыки.

Вокальная музыка.

Хоровые коллективы  г.Новокузнецка.

Региональный компонент.

. (П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Мелодия. Новокузнецкий камерный хор. Хоровая студия «Надежда».

Формулировать своё отношение к изучаемому  художественному явлению.

Текущий контроль. Устный опрос.

4.

Народное музыкальное творчество.  Фольклор в музыке русских композиторов.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (П) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. (К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором»;

– вычитывать все виды текстовой информации.

Программная музыка. Изобразительность музыки.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Текущий контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

5.

Народное музыкальное творчество.  Народные мотивы в музыке русских композиторов.

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. (П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, (К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Выразительные средства музыки: ритм, темп, мелодия, динамика, лад. Программная музыка.

Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям.

Текущий контроль. Творческая работа.

6.

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вокализ. Песня без слов.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). (П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. (К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором»;

– вычитывать все виды текстовой информации.

Вокальная музыка,  вокализ, песня без слов. Инструментальная музыка. Баркарола.

Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям.

Текущий контроль

Устный опрос.

7.

Жанры  вокальной музыки. Вторая жизнь песни.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). (П) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. (К)Умение работать в коллективном творчестве.

Вокальная музыка, песня, особенности жанра.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Текущий контроль

Устный опрос.

8.

Жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Живительный родник творчества.

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия. (К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором»;

– вычитывать все виды текстовой информации.

Авторская и народная музыка.

Определять связь между композиторским и народным музыкальным искусством.

Текущий контроль.

Устный опрос.

9.

Заключительный урок. Музыкальная викторина.

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Музыкальность языка. Изобразительность музыки.

Знать о взаимосвязи всех видов искусств.

Текущий контроль.

Викторина.

10.

Творчество выдающихся отечественных композиторов. «Всю жизнь мою несу Родину в душе».

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления (К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Творчество С.В.Рахманинова. Колокольный звон.  Виды колокольных звонов.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Текущий контроль. Устный опрос.

11.

Роль музыки в человеческом обществе. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. (П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Жанры симфонической музыки. Г.Свиридов.

Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению.

Интонационно-образное сопоставление музыки и литературного произведения.

12.

Исторические эпохи, стилевые направления. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Зарубежные композиторы: В.Моцарт.

Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению в невербальной форме.

Текущий контроль

Устный опрос.

13.

Национальные школы и их традиции, Романтик Ф.Шопен.

((К) Отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

(Р) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Романтизм. Зарубежные композиторы: Ф.Шопен,

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

Творческая работа.

14.

Особенности устного народного музыкального творчества.  Первое путешествие в музыкальный театр.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). (П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Опера, либретто, увертюра. Драматическое развитие. Опера-былина «Садко».

Анализировать музыкальные средства выразительности.

Устный опрос.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

15.

Музыка театральная. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. (П) Выполнять универсальные логические действия. (К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Изобразительность музыки. Балет, солист, танцор, балерина.  Балетные термины.

Анализировать музыкальные средства выразительности..

Текущий контроль.

Творческая работа.

16.

Заключительный урок. Музыкальная викторина

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.  (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Основные понятия жанров Балет и опера.

Знать истоки творчества. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

Текущий контроль.

Викторина.

17.

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства Музыка в театре, кино и на телевидении.

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления. (П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Литературный сценарий. Либретто.

Определять значение литературы и музыки в синтетических жанрах.

Текущий контроль.

Слушание музыки.

18.

Современная популярная музыка. Мюзикл. Третье путешествие в музыкальный театр.

Региональный компонент.

(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. (П) Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Мюзикл. Легкий стиль. История жанра. Новокузнецкий Театр мюзикла «Седьмое утро».

Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению в невербальной форме.

Текущий контроль.

Интонационно-образный анализ.

Музыка и изобразительное искусство (17 ч.)

19.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. (К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Выразительность  и изобразительность музыки.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Текущий контроль

Устный опрос.

20.

Духовная музыка. «Небесное  и земное в звуках и красках»

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Духовная музыка. Молитва. Песня.

Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению в невербальной форме.

Интонационно-образный анализ.

Устный опрос.

21.

Героические образы. «Звать через прошлое к настоящему».

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. (К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Кантата. Героические образы.

Расширять опыт адекватного восприятия устной речи. Определять на слух части кантаты.

Текущий контроль.

Устный опрос.

22.

Особенности музыкального языка. Музыкальная живопись и живописная музыка.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Изобразительность музыки. Мелодичность.

Расширять опыт адекватного восприятия устной речи.

Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению.

Слушание музыки.

Устный опрос.

.

23.

Средства музыкальной выразительности. Дыхание русской песенности.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Динамика. Оттенки. Мелодия, ритм, темп, гармония.

Анализировать средства музыкальной выразительности.

Творческая работа.

24

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Колокольные звоны в музыке и живописи.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). (П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Колокольный звон. Тембр.

Проводить интонационно-образный анализ музыки.

Текущий контроль.

Слушание музыки.

25.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Портрет в музыке и в живописи.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). (П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Жанр Портрет. Выразительность. Скрипка.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Текущий контроль.

Устный опрос.

26.

Симфоническая музыка. Музыкальные инструменты. Волшебная палочка дирижера.

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия.(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Дирижер. Оркестр. Группы инструментов.

Сформировать понимание своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани.

Импровизировать по заданным  параметрам.

Текущий контроль.

Слушание музыки.

Творческая работа.

27.

Заключительный урок. Музыкальная викторина

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция). (К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Музыкальные термины. Симфонический оркестр.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Текущий контроль.

Тест. Викторина.

28.

Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Л.Бетховена.

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи  

Родина. Героизм. Симфония. Главные темы.

Проводить интонационно-образный анализ музыки. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки.

29.

Национальные школы и их традиции. Духовная музыка  И.С.Баха. Полифония. Застывшая музыка.

(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. (П) Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Полифония. Многоголосие. Орган.  И.С.Бах.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Текущий контроль.

Устный опрос. Слушание музыки.

30.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Музыка на мольберте.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Композитор-художник. Звуковая палитра. Изобразительность.

М.Чюрленис.

Выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Текущий контроль.

Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки.

31.

Зарубежная музыка композиторов ХХ века. Импрессионизм в музыке и живописи.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).  (П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К)Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Импрессионизм. Художественный стиль. Джаз.

Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

Устный опрос.

Интонационно-образный анализ музыки.

32.

Драматические и героические образы .«О подвигах, о доблести, о славе.

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. (П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Реквием. Родина.

Проводить интонационно-образный анализ музыки. Выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос.

33.

Отечественная музыка композиторов ХХ века. «В каждой мимолетности вижу я миры…»

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия.(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Мимолетность. Этюд. Интерпритация.

Выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению.

Интонационно-образный анализ музыки Устный опрос.

34.

Отечественная музыка композиторов ХХ века.  Мир композитора.

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Стиль. Профессиональная музыка. Стилизация народной музыки.

Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств.

Слушание музыки.

Устный контроль.

35.

Заключительный урок. Музыкальная викторина

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Виды искусств.

Умение использовать полученные знания в жизни.

Итоговый контроль: тест, викторина.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 5 класса по музыке авторы Сергеева, Критская по ФГОС

рабочая программа для 5 класса по музыке по программе Сергеевой Критской ФГОС...

Рабочая программа по предмету "Музыка" под редакцией Сергеевой, Критской, для 6 класса

Данная программа позволяет наиболее полно раскрыть творческий потециал учеников, предоставляет возможности наиболее широко использовать современные иформационно-коммуникативные технологии, к программе...

Рабочая программа 6 класс общеобразовательной школы. Автор Н.Я.Виленкин

Рабочая программа учебного предмета «математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы  по...

Программа для 6 класса ФГОС (2015г). Авторы: Сергеева, Критская

Уважпемые коллеги! Представляю Вам программу для 6 класса ФГОС. Надеюсь она поможет Вам при составлении ваших программ. Жду Ваших отзывов!...

Программа учебного предмета "ИСКУССТВО. 8-9 классы" (ФГОС) Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова,

Рабочая программа основана на авторской про­грамме «Искусство 8-9 классы» под редакцией:  Г.П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д.Критская.Программа предполагает непрерывное изучение Мировой художестве...

Учебная программа 5 класс "Музыка" по Е. Д. Критской 2018-1019г

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.Задачи:- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, спо...