Программа для 6 класса ФГОС (2015г). Авторы: Сергеева, Критская
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему

Матькова Ирина Александровна

Уважпемые коллеги! Представляю Вам программу для 6 класса ФГОС. Надеюсь она поможет Вам при составлении ваших программ. Жду Ваших отзывов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_kl_.15-16_novaya.docx141.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

6 класс

ФО-01-2011 (01)

Страница  из 33

Муниципальное бюджетное нетиповое

общеобразовательное          учреждение  «Гимназия № 62»

МБ НОУ «Гимназия №62»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБ НОУ « Гимназия № 62»

О.В.Колесникова_______________

Приказ №        от               2015г.

Программа рекомендована к работе педагогическим советом

Протокол №      от

Программа обсуждена и согласована  на заседании МО

Протокол №            от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

6 класс

Составитель:

Матькова И.А.

учитель музыки.

Новокузнецк, 2015

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основании ООП ООО «Гимназия №62».

Программа по музыке для 6 класса составлена в связи с необходимостью соотнести программу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с содержанием авторской программы «Музыка. 5-7 классы». Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (Москва, Просвещение, 2014г.). Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников, который включает: учебник, рабочую тетрадь для ученика.

Рабочая программа составляется в соответствии с гимназическими требованиями к уровню знаний обучающихся и с учетом их индивидуальных особенностей.

Общая характеристика учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального) – показатель культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащегося.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.

Цели:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.).

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;
  • формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки  сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально – эстетического фона. Усиливающего понимание содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления обучающихся становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; «тождество и контраст»; интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 6 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Уноси мое сердце в звенящую даль...», Русская духовная музыка, Вечные темы искусства и жизни, Симфоническое развитие музыкальных образов, Мир музыкального театра, Джаз – искусство ХХ века.

Основными видами практической деятельности на уроке являются:

Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной  классики (фрагментарно и полностью).Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала  могут привлекаться  литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание  музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе  работы над песенным репертуаром. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

Музицирование на музыкальных инструментах (в том числе и на электронных).Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном  музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

Музыкально – пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев

Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки. Современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием новых информационно-коммуникационных технологий).

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться  литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание  музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

В классе ребятам предлагаются задания, не требующих продолжительных затрат во времени. В качестве домашней работы предлагаются задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе  работы над песенным репертуаром. В целом музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров: инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.  

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство». Согласно учебному плану Гимназии на изучение музыки в 6 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • ценностно – ориентационная сфера:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;

  • трудовая сфера:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • познавательная сфера:

- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
  • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
  • Осуществить действия по реализации плана.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
  • Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД:

  • Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
  • Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.
  • Составлять простой и сложный план текста.
  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

  • Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
  • Учиться критично относиться к собственному мнению.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

  • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Предметные результаты:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету  и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.

Содержание курса

Музыка как вид искусства

       Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

          Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор

   Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество.  Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.

   Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы.  Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.   Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)

Лирические, драматические, героические образы.  Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Музыкальный материал для слушания:

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
  • Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
  • Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
  • Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
  • Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
  • Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
  • Жаворонок. М. Глинка / М. Балакирев.
  • Лесной царь. Ф. Шуберт, слова  В. Гёте, русский  текст B. Жуковского.
  • Шестопсалмие (знаменный распев).
  • Свете тихий. Гимн (киевский распев).
  • Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.
  • Русские народные инструментальные наигрыши
  • Во кузнице; Комара женить мы будем (русские народные песни).
  • Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония - действо (фрагменты). В. Гаврилин.
  • Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.
  • В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
  • Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
  • В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
  • Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.
  • Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
  • Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
  • Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене   (фрагменты) К. Орф.
  • Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
  • Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.
  • Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
  • Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
  • Милая моя. Слова и музыка Ю. Визбора.
  • Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
  • Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
  • Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
  • Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
  • Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
  • Бог осушит слезы. Спиричуэл.

Музыкальный материал для пения:

  • Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
  • Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
  • Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
  • Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
  • Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.
  • Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
  • Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
  • Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов)

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.  Не программная  музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Авторская песня — прошлое и настоящее.

Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Музыкальный материал для слушания:

  • Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
  • Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
  • Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
  • Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
  • Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
  • Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
  • Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
  • Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
  • Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
  • Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
  • Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
  • Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
  • Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
  • Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
  • Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
  • Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
  • Ave, verum. В.-А. Моцарт.
  • Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
  • Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
  • Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
  • Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
  • Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
  • Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
  • Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
  • Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
  • Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
  • Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
  • Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р.      Рождественского.
  • Город Нью - Йорк. Блюз.
  • Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
  • Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
  • Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
  • Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Музыкальный материал для пения:

  •  Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
  • Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
  • Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
  • Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
  • Как здорово. Слова и музыка О. Митяева
  • Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
  • Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название раздела темы

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16 часов

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

1.16

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов.

Два музыкальных посвящения.

Портрет в музыке и живописи.

«Уноси мое сердце в звенящую даль...»

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Мир старинной песни. Ф.Шуберт.

Народное искусство Древней Руси.

Русская духовная музыка.

Духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской».

Западноевропейская  музыка XVII – XVIII вв. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха.

Лирические, драматические образы.  

Зарубежная музыка композиторов ХХ века. К. Орф.

Современная музыка. Авторская

песня.

Музыкальный материал для слушания:

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
  • Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
  • Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
  • Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
  • Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
  • На море у тушка купалася, русская народная свадебная песня.
  • Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
  • Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
  • Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
  • Аве, Мария. Ф. Шуберт.
  • А. Городницкого.
  • Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
  • Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
  • Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.
  • Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
  • Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов
  • Бог осушит слезы. Спиричуэл.

Музыкальный материал для пения:

  • Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
  • Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
  • Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
  • Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.
  • Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх - драматизациях.

Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музыкально – творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы и др.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.).

Исполнять музыку. Передавая ее художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально – творческую деятельность.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т.п.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально – театральных спектаклей и др.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

19 часов

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

Вечные темы искусства и жизни.

Могучее царство Ф.Шопена.

Ночной пейзаж.

Инструментальный концерт.

«Космический пейзаж».

Образы симфонической музыки.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

Программная музыка и ее жанры.

Программная увертюра Бетховена  «Эгмонт».

Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

Мир музыкального театра.

Образы киномузыки.

Музыка в отечественном кино.

Джаз – искусство ХХ века.

Музыкальный материал для слушания:

  • Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
  • Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
  • Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
  • Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
  • Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
  • Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
  • Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
  • Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
  • Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
  • Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
  • Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
  • Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
  • Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
  • Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
  • Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
  • Ave, verum. В.-А. Моцарт.
  • Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
  • Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
  • Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
  • Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
  • Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
  • Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
  • Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
  • Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
  • Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
  • Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
  • Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р.      Рождественского.
  • Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
  • Город Нью-Йорк. Блюз.
  • Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
  • Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
  • Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
  • Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
  • Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Музыкальный материал для пения:

  • Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
  • Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
  • Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
  • Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
  • Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.

1

1

1

1

1

1

3

2

1

1

2

1

1

1

Соотносить основные образно – эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально – пластическом движении) различные музыкальные образы.

Анализировать и  обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок -  опер.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов. Приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно - эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Применять информационно – коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

  • Музыка: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  /  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
  • Музыка: 5 – 7 классы: программа  /  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.

Дополнительная литература:

  • Цифровые образовательные ресурсы на сайте http://www.schoolcollection.edu.ru//
  • Цифровые образовательные ресурсы на сайте http://www.proshkolu.ru/

Натуральные объекты:

  • Муляжи скрипки и балалайки.
  • Шумовые инструменты.

СО на печатной основе (демонстрационные, раздаточные):

  • Комплект портретов композиторов (15 портретов).

Экранные и экранно-звуковые СО (диапозитивы, транспаранты, фильмы):

  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, фрагменты исторических источников).
  • Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: редактор создания презентаций, презентации к урокам.
  • Комплект CD «Сокровищница мировой классики: В. Моцарт, Ф.Шопен. П.И. Чайковский, Л. Бетховен, И.С. Бах».
  • Комплект компакт-дисков, аудио - кассет, видео материалов по темам и разделам.

Технические средства обучения:

  • Теле/видео техника.
  • Ноутбук.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Цифровое фортепиано.

Планируемые результаты

Выпускник 6 класса научится:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
  • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

6 класс

ФО-01-2011 (01)

Страница 19 из 33

Календарно – тематический план

Количество часов по рабочей программе – 35 ч.

   I полугодие – 16 ч.

II полугодие – 19 ч.

Диагностические работы по проверке уровня сформированности  метапредметных умений – 2 (декабрь, май)

Дата

№ п/п

Тема урока

Метапредметные навыки и умения

Основные понятия и термины

Предметные умения и навыки

Контроль

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч.)

1.

Музыкальный образ как основная закономерность музыкального искусства. Мир музыкальных образов.

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)

Мелодия. Музыкальный образ. Вокальная и инструментальная музыка.

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения. Владеть навыками музицирования.

Беседа. Слушание музыки.

Хоровое пение

2.

Вокальная музыка. Образы романсов и песен русских композиторов.

(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Расширение представлений о жанре романса.

Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:

различать музыкальные образы в вокальной  музыке.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ.

3.

Вокальная и симфоническая музыка. Два музыкальных посвящения.

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

(П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

М. Глинка. Романс. Вальс-фантазия.

Уметь соотносить музыкальные сочинения  с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение

4.

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Портрет в музыке и живописи.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Форма. Приемы развития. Портрет в музыке.

Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.

Хоровое пение

5.

Отечественная музыка композиторов ХХ века.  «Уноси мое сердце в звенящую даль...» Региональный компонент

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

(П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата,

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Мелодия и аккомпанемент. Интерпретация.

Творчество А. Ляпина

  Знать имена выдающихся русских композиторов и композиторов нашего региона. Знать определения  музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение

6.

Выдающиеся отечественные исполнители. Музыкальный

образ и мастерство исполнителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Ф. И. Шаляпин. Рондо. Ария. Интерпретация.

Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.

Уметь размышлять о музыке, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение

7.

Народное музыкальное творчество.  Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором»;

– вычитывать все виды текстовой информации.

Русские обряды. Фольклор.

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Устный контроль

Хоровое пение

8.

Вокальная музыка. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия.

(К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором»;

– вычитывать все виды текстовой информации.

Бельканто. Баркарола.

Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.

Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Беседа. Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

9.

Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Мир старинной песни. Ф.Шуберт.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

(П) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К)Умение работать в коллективном творчестве.

Ф. Шуберт. Баллада. Средства выразительности в музыке, живописи, литературе.

Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;

-понятие баллада.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки.

Хоровое пение

10.

Русская музыка XVII – XVIII вв. Народное искусство Древней Руси.

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Народная музыка. Народные праздники. Жанры и формы.

Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; Уметь называть народные музыкальные инструменты.

Беседа. Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

11.

Русская духовная музыка.

Региональный компонент

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Духовная, церковная музыка. Церковное пение. Хоровой концерт. М.С. Березовский.

Новокузнецкий камерный хор.

Знать основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,

фреска, орнамент.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства

12.

Духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской».

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

В. Кикта. Концертная симфония

Знать значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством. значение молитвы в музыке отечественных композиторов,

проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности

Хоровое пение

13.

Западноевропейская  музыка XVII – XVIII вв. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

И.С. Бах. Полифония. Барокко. Токката, фуга, хорал.

Знать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности, принципа музыкального развития. Хоровое пение

14.

Лирические, драматические образы.  Образы скорби и печали.

(Р)Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Кантата. Реквием.

Знать понятия: кантата, реквием, полифония;

Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Интонационно-образный анализ музыки,

Хоровое пение

Беседа

15.

Зарубежная музыка композиторов ХХ века. К. Орф. Фортуна

правит миром.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

К. Орф. «Кармина бурана»

Знать:

особенности творчества К.Орфа;

-понятие фортуна;

-кто такие ваганты.

Устный контроль.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

беседа

16.

Современная музыка. Авторская

песня: прошлое

и настоящее

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Авторская песня.

Знать:

- историю развития авторской песни;

-особенности и жанры авторской песни;

- имена авторов бардовской пени.

Тест по теме, викторина.

Мир образов камерной и симфонической музыки (19 ч.)

17.

Взаимосвязь классической и современной музыки. Вечные темы

искусства

и жизни

Региональный компонент

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Виды музыкальных произведений. Программная музыка.

Детская хоровая студия «Надежда»

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;

- основные принципы развития музыкального произведения.

Беседа. Устный

контроль.  Слуша-

ние  музыки. Хоровое пение

18.

Зарубежная музыкальная культура XIX  века. Могучее царство Ф. Шопена.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Ф. Шопен. Прелюдия, вальс, мазурка. Инструментальная баллада.

Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, - различные жанры фортепианной миниатюры.

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

19.

Лирические образы в творчестве Ф.Шопена.Ночной пейзаж

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Ноктюрн.

Знать понятие ноктюрн.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять средства художественной выразительности.

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов поэзии музыки и живописи. Поиск общих средств художественной выразительности

20.

Камерно-инструментальная музыка. Инструментальный концерт.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Инструментальный концерт. А. Вивальди. Стиль барокко.

Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;

Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;

-проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Устный контроль.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Сопоставление образов поэзии и музыки. Определение

формы музыкального произведения

21.

Современная электронная музыка. Космический

Пейзаж

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Ч. Айвз. Э.Н. Артемьев.

Осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки,  изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь  определять форму музыкального произведения.

Защита проектов.

22.

Отечественная музыка композиторов XX века. Г.Свиридов.

(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

(П) Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Г.В. Свиридов. Симфонический оркестр.

Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять форму, приемы развития музыки, тембры;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов.

Устный контроль. Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

Выявление средств выразительности и приемов развития музыки.

23.

Особенности музыкального языка. Образы

симфонической

музыки.

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы..

(П) Выполнять универсальные логические действия.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Формы. Приемы развития музыки. Тембры.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

Устный контроль. Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

Выявление средств выразительности и приемов развития музыки.

24.

Стилевое многообразие музыки XX века. Г.Свиридов

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

(П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Стиль композитора Г.В. Свиридова

Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять форму, приемы развития музыки, тембры;

- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.

Устный контроль. Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

Выявление средств выразительности и приемов развития музыки

25.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Форма. Рефрен. Эпизоды.

Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.

Уметь:

-называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов

26.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Симфоническое развитие  музыкальных образов.

Региональный компонент

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

(П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.

Муниципальный камерный хор С.А. Липового

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

- определять тембры музыкальных инструментов.

Защита проекта.

27.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. М.Мусоргский. Жанр Сюита.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором»;

– вычитывать все виды текстовой информации.

Сюита, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации.

Знать понятия: увертюра, фантазия.

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемы развития музыки

28.

Русская национальная школа. Программная музыка и ее жанры

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи  

Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Знать понятия: обработка, интерпретация, трактовка.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять средства художественной выразительности.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемы развития музыки

29.

Творчество композитора Л.Бетховена .Программная увертюра

 «Эгмонт».

(К)  При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

(Р)Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Программная увертюра. Л. Бетховен. Сонатная форма.

Знать:

- понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.

Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.

Устный контроль.

Слушание музы-

ки.  Интонацион-

но – образный  ана

лиз. Определение приемов развития и средств выразительности музыки. Хоровое пение

30.

Лирические и драматические образы. Увертюра-фантазия

П И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

П.И. Чайковский. Программная увертюра. Увертюра-фантазия.

Знать:

-понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена русских композиторов:

Устный контроль.

Слушание музы-

ки.  Интонацион-

но - образный ана-

лиз.  Хоровое пение.

31.

Театральная музыка. Мир

музыкального театра

Региональный компонент

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.  

Интерпретация. Театр «СинТезис»

Знать:

-понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;

- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский,  А.Журбин и их произведения;

Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Защита  презентации.

32.

Современное музыкальное искусство. Мир

музыкального театра.

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Музыка «легкая», музыка «серьезная». Мюзикл. Рок-опера.

Знать:

-понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;

- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский,  А.Журбин и их произведения;

Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Определение формы, приемов раз-

вития и средств

выразительности музыки. Хоровое пение

33.

Взаимосвязь классической и современной музыки. Образы

киномузыки.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).  

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К)Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Современная трактовка классических сюжетов.

Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Знать:

-понятия: вокальная и инструментальная музыка;

- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения;

Устный контроль. Беседа по теме занятия. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение формы. Хоровое пение

34.

Современное музыкальное искусство. Музыка в отечественном кино.

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.  

Современная трактовка классических сюжетов.

Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка. Уметь:

-называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;

-проводить

 интонационно-образный анализ;

-определять форму
музыкального

произведения.

Защита презентации.

35.

Современная популярная музыка. Джаз – искусство ХХ века.

Региональный компонент.

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.  (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Джаз. История джаза. Спиричуэл, блюз. Джазовые импровизации.

Джаз-клуб «Геликон»

Знать истоки джаза,  определения  музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения.

Защита проекта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 5 класса по музыке авторы Сергеева, Критская по ФГОС

рабочая программа для 5 класса по музыке по программе Сергеевой Критской ФГОС...

Рабочая программа по предмету "Музыка" под редакцией Сергеевой, Критской, для 6 класса

Данная программа позволяет наиболее полно раскрыть творческий потециал учеников, предоставляет возможности наиболее широко использовать современные иформационно-коммуникативные технологии, к программе...

Программа для 5 класса ФГОС (2015г.) Авторы Сергеева, Критская.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию программу для 5 класса, созданную по ФГОС. Надеюсь, она поможет Вам при составлении ваших программ. Жду Ваших отзывов....

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...

Программа учебного предмета "ИСКУССТВО. 8-9 классы" (ФГОС) Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова,

Рабочая программа основана на авторской про­грамме «Искусство 8-9 классы» под редакцией:  Г.П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д.Критская.Программа предполагает непрерывное изучение Мировой художестве...

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...

Учебная программа 5 класс "Музыка" по Е. Д. Критской 2018-1019г

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.Задачи:- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, спо...