"Вечёрки"
методическая разработка по музыке на тему

Василькова Лилия Александровна

Приобщение обучающихся к народно-песенному творчеству посредством вечёрочных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-kl._vechyorki.docx26.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи имени

Добробабиной А.П. города Белово"

 Приобщение обучающихся к народно-песенному творчеству посредством вечёрочных игр

Мастер-класс

Составитель

Василькова Лилия Александровна,

педагог дополнительного образования

2014

Цель: Представление опыта работы педагогам д.о. области по  приобщению обучающихся к народно-песенному творчеству посредством вечёрочных игр в Детском объединении  «Златница».

Задачи:

  1.  Актуализировать знания педагогических работников ОУДОД в области народно-песенного творчества;
  2. Способствовать расширению использования педагогами дополнительного образования элементов традиционной игровой народно-песенной культуры как источника культурного наследия и воспитательного элемента в учреждениях дополнительного образования детей;
  3. Трансляция опыта педагога.

План:

  1. - Организационный. Приветствие и обозначение темы и цели занятия. (2 мин)
  2. - Этап изучения  новых знаний и способов деятельности «педагогические технологии» (7 мин)
  3. - Разучивание вечёрочной игры «Селезень утку загонял» (3 мин)
  4. - Этап закрепления изученного (игра) (5мин)
  5. - Разучивание вечёрочной бытовой кадрили «Светит месяц» (3 мин)
  6. - Этап закрепления изученного (исполнение «Светит месяц») (5мин)
  7. - Игра «Пеньки продажные» (3 мин)
  8. - Игра «Платочек» (5 мин)
  9. - Этап подведения итогов учебного занятия (2мин)

Оборудование и материалы:

Сундук, ширма, музык.аппаратура, записи народных песен, баян,мультипроектор

Ход мастер-класса

  1. Добрый день, коллеги! Тема сегодняшнего мастер-класса «Приобщение обучающихся к народно-песенному творчеству посредством вечёрочных игр» 

В детском объединении «Златница» сложилась система работы по приобщению детей к народно-песенному творчеству. В своей деятельности применяю разнообразные педагогические технологии:

- технология информационного обучения. Это традиционная технология, где ведущая роль принадлежит мне, как педагогу. На начальном этапе занятий я беру  на себя роль «информатора», передающего знания детям. Эта технология чаще используется при разучивании песен, музыкально-ритмических движений, знакомстве с народными играми, в отдельных случаях – при ознакомлении детей со значением некоторых праздников, традиций. Это может быть рассказ или словесная инструкция к деятельности, показ движений. При использовании этой технологии надо учитывать возрастные особенности детей. 

- технология коммуникативного (диалогового) обучения. Опирается на «умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  Это одна из тех технологий, которая имеет философское (методологическое) обоснование, представленное В.С. Библером  и М.М. Бахтиным в работе  «Образование как диалог культур». Диалог культур, опирающийся на опыт ребенка, его «полифонический слух» по отношению к окружающему миру. Роль педагога заключается в организации коммуникативной развивающей среды и умении вести диалог. Структура соответствует беседе, в основе которой лежит вопросно-ответная система.

- технология проблемного обучения  полагает  переплетение двух  методов: метод создания креативного поля и создания собственно проблемной ситуации. Поскольку основой данной технологии является постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера, следовательно, ключевая позиция отдана на откуп педагогу. Я предлагаю проблемную ситуацию, а дети берут на себя активную роль в поиске ее решения. В результате дети получают знания.   Проблемные вопросы ставятся перед детьми при знакомстве с народными праздниками, обычаями, традициями, обрядами, помогают детям понять и раскрыть  их смысл;

- информационные технологии обучения предполагают использование в образовательном процессе компьютера, телевизора, DVD, CD, мультимедиа, интернета и всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

- технология игрового обучения. В федеральных государственных требованиях «предполагается  построение образовательного процесса на  адекватных возрасту формах  работы с детьми», а конкретно на игре как «форме работы и основном виде деятельности ребенка». Поэтому  технология игрового обучения является ведущей и ключевой в работе педагога. Роль взрослого заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.  Игра выполняет несколько функций: развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую. 

Как правило, мы используем в работе сочетание данных технологий друг с другом (проблемно-игровое, проблемно-диалоговое, информационно-игровое обучение и т.д.).

Обучение осуществляется различными методами:

Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание события.

Наглядные методы – наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира.

К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото-  и видеопрезентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.

Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).

Совместная образовательная деятельность обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка живой интерес и желание узнавать о культуре предков. Некоторый материал мы подаем детям в переработанном, интегрированном, осовремененном виде. Например, на основе скороговорок, потешек, песен разучиваем логоритмические музыкальные игры, мелодекламации, ритмодекламации, песни или хороводы в сопровождении народной музыки в обработке. Такие приемы учитывают особенности развития современных детей, реализуют задачи современного образования, дают свободу для творчества.

Сегодня мы готовы представить  некоторые  вечерочные игры и хороводы из опыта работы детского объединения «Златница», которые очень нравятся моим учащимся и играют большую роль в приобщении детей к народно-песенному творчеству.

3. Игра «Селезень утку загонял» вечёрочная целовальная. Исплняется в хороводе. Выбирается девушка «Утица» в кругу, и парень «Селезень» за кругом. Во время исполнения круг медленно двигается против часовой стрелки. Задача « Селезня» поймать «Утицу» и поцеловать, задача «Утицы» убежать. Задача тех, кто в хороводе – чинить препятствия «Селезню» и помогать «Утице» или наоборот. Текст:

Селезень утку загонял

Молодой серу загонял

Ходи, утица, домой,

Ходи, серая, домой.

У тя семеро детей,

Восьмой селезень.

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

4. А теперь встаем в хоровод и поиграем в эту игру.

5. Разучивание бытовой кадрили «Светит месяц»

Для того чтобы исполнить кадриль «Светит месяц», нам нужно познакомиться не только с текстом шуточной песни, но и запомнить несколько несложных танцевальных движений. Разбиваемся на пары и становимся лицом друг к другу по кругу, держась за руки. На раз, два - пары двигаются приставными шагами в центр круга. На три, четыре – из круга. Ещё раз – в центр круга, и из круга.  Следующее движение – хлопки в ладоши. На раз – удар в ладоши, на два – удар правыми руками с партнёром, на три – опять удар в ладоши, на четыре – удар левыми руками с партнёром. На раз - удар в ладоши, на два –  удар правыми руками с партнёром, и на три, четыре - партнёрша переходит к другому партнёру, стоящему рядом по кругу против часовой стрелки. И всё начинается с начала с новым партнёром. Эта кадриль с переменой партнёров длится до тех пор, пока первоначальные пары не встретятся.

Текст «Светит месяц»

Светит месяц, светит ясный,

 Светит белая луна.

 Осветила путь дорожку

 Мне до милого двора.

Ты, говорит, ходи, говорит,

 Ко мне, говорит, почаще.

 Ты, говорит, носи, говорит,

 Мне булочки послаще.

Я, говорит, люблю, говорит,

Тебя, говорит, ужасно,

Но, говорит, любовь, говорит,

Моя к тебе напрасна.

  1. Исполнение «Светит месяц»
  2. Игра «Пеньки продажные» Игра записана в Алтайском крае в Чарышском районе.

Играющие разбиваются по парам, и садятся в круг на корточки. Водящий ходит вокруг круга, и остановившись напротив одной пары спрашивает: «Пеньки продажные?» Ответ пары: «Да!» предполагает тут же подняться и обежать вокруг круга в разные стороны. Тот, кто прибежит первым, должен поцеловать водящего и сесть с ним в круг. А второй из пары становится водящим, игра начинается сначала. Ответ пары: «Нет!» - пара остаётся на месте, но за это они целуются друг с другом.  

  1. Игра «Во саду ли».

 Играющие также разбиваются на пары и становятся в круг друг за другом.

  1. На слова первого куплета играющие двигаются против часовой стрелки по кругу.
  2. На слова второго куплета круг двигается в обратном направлении.
  3. На следующий куплет, на счёт 1,2,3,4 играющие двигаются в центр круга.
  4. На 5,6,7,8 - из круга.
  5. Повтор 3) и 4)движения в круг и из круга.
  6. Затем пары поворачиваются лицом друг к другу, и скользящими хлопками в такт музыке отбивают счёт 1,2,3,4,
  7. На 5,6,7,8 играющие лицом друг к другу взявшись правыми руками под локоть кружатся по часовой стрелке.
  8. Повтор 6) скользящими хлопками в такт музыке отбивают счёт 1,2,3,4,
  9. На 5,6,7,8 играющие лицом друг к другу взявшись левыми руками под локоть кружатся против часовой стрелки.
  10. Всё повторяется с 1) по 9)
  1. Этап подведения итогов учебного занятия

В наше время дискотеки, клубы, современные танцы вытеснили вечерки и традиционные, народные гуляния. Но все же потребность в традиционных народных гуляниях сохранилась, и вечерки могут составить альтернативу дискотекам, ночным клубам и разного рода молодежным увлечениям.

Вечёрка - это русская традиционная форма молодёжного общения в воскресные, праздничные вечера. Современная вечёрка актуализирует важные моменты этой древней формы, хотя и не воссоздаёт её целиком, т.к. современный человек уже включён в массовую культуру и подчинён во многом её процессам. Раньше людям традиции хватало 3-4 танцев на всю жизнь. Сейчас горожанин настроен на многообразие и иллюзорное обновление, - поэтому современная форма дискотечных клубов требует ежегодной (а то и чаще) смены формы танца, музыкальных хитов.

Вечёрка пытается постепенно преодолеть этот факт, адаптируя современных людей к традиционным материалам и наоборот. Формируя среду для полноценного общения и благодаря традиционным забавам, танцам, песням, она даёт возможность вступить в процесс творчества, эмоционально "подзарядиться" и психологически "разрядиться" от стрессов.

Раздача буклетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общешкольное мероприятие "Капустные вечёрки"

Даное мероприятие направлено на приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей, подростков, организация семейного досуга как средства достижения преемственн...

"Капустные вечёрки" сценарий фольклорного праздника

Сценарий праздника "Капустные вечёрки"стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 8-10 лет, может использоваться  педагогами доп.образования, а также классны...

Фольклорный праздник "Федорины вечёрки"

Этот праздник русского народа "Федорины вечёрки" поможет познакомиться с традициями наших предков. Все участники в русских народных костюмах. Звучит много народных песен. В сценарий праздника мы включ...

"Капустные вечёрки"

Сценарий для защиты овоща, капусты на празднике "День Урожая"...

Русский народный обряд "Капустные вечёрки"

Ведущие:1.Добро пожаловать, гости званые и желанные!Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем.Не смущайтесь. Не стесняйтесь. Удобно располагайтесь!2. Пригласили мы вас сегодня, красны девицы да д...