Рабочая программа по музыке 1-4 класс
рабочая программа по музыке на тему

Крылова Ирина Михайловна

Программа по Школяр-Усачевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_shkola.docx71.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального стандарта начального общего образования»).

За основу рабочей программы по предмету «Музыка» взят первый вариант примерного тематического планирования примерной программы по музыке и авторской программы курса УМК «Начальная школа 21 века», М., «Вентана-Граф», 2012 г.

При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа 21 века» и учебника «Музыкальное искусство», авторы В.О.Усачева, Л.В.Школяр, М.: «Вентана-Граф», 2012 г.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1.        Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой
деятельности человека - творца.

  1. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  2. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4.        Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы
приобщения к искусству.

5.        Овладение интонационно-образным языком музыки на основе
складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между
различными видами искусства.

6.        Воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству,
художественному  вкуса,  нравственных  и  эстетических  чувств:   любви  к

ближнему,   своему   народу,   Родине;   уважения   к   истории,   традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  1. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
  2. Овладение практическими умениями и навыками в учебно- творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции     Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

 

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

·         хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

·         инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных

·         пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Место предмета «Музыка» в учебном плане  

Согласно базисному учебному (Образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета в начальной школе   отводится 135 часов для обязательного изучения «Музыки» на этапе начального общего образования. В том числе: на «Музыку» в I классе - 33 часа, во II, III и IV классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа «Музыка» рассчитана на 135 учебных часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»: целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию обучающихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка»

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование основ национальных ценностей российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-        формирование уважительного отношения к истории и культуре
других народов;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-        наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

-        сформированность первоначальных представлений о роли музыки в
жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

-        использование музыкальных образов при создании театрализованных
и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для  создания  моделей  изучаемых  объектов  и  процессов,  схем  решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-        определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;

-        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
компромисса и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «музыка»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-        умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями).

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста.

Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.

Планируемые результаты  освоения программы по музыке.

К концу обучения в 1 классе обучающийся

научится:

-проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;

-проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки; знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

получит возможность научиться  решать учебные и практические задачи:

-выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

-ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);

-различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро-ритмические, интонационные особенности;


-применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

К концу обучения во 2 классе обучающийся

научится:

-проявлять устойчивый интерес к музыке;

-проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

-приобретать навыки слушательской культуры; решать получит возможность научиться  решать учебные и практические задачи:

-определять жанровые признаки;

-характеризовать интонации по эмоционально-образному строю лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

-называть запомнившиеся формы музыки;

-определять автора и название музыкального произведения по
характерным интонациям (например, Бетховен — Пятая симфония, Григ —
«Пер     Гюнт»,     Чайковский        Четвертая      симфония)     и     напеть,

продирижировать главные мотивы, мелодии;

-делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

-проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

 К концу обучения в 3 классе обучающийся

научится:

-проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,

-понимать синкретику  народного творчества;

получит возможность научиться  решать учебные и практические задачи:

-выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры; сравнивать народную и профессиональную музыку;

-свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;

-узнавать произведения,

-называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);

-приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

-различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;

-самостоятельно распевать народные тексты в стиле русских традиций. К концу обучения в 4 классе обучающийся

научится:

-проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;


-проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители — 2-3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждет от нее);

получит возможность научиться решать учебные и практические задачи:

-ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

-понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;

-выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).

 

Содержание  учебного предмета «Музыка»

  1. класс (33  ч)

1.Истоки возникновения музыки (8 часов)

Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Жанры музыки. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель.

2. Содержание и формы бытования музыки (16 часов)

Раскрытие        содержания        музыкального искусства   как   процесса   воспроизведения (передачи)        запёчатлённого        в        нём ценностного            опыта           человечества. Представление     о     «вечных»     проблемах существования человека на земле,  смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение  к диалектике  жизни  через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь     и     ненависть,     прекрасное     и безобразное,    комическое    и    трагическое, возвышенное и низменное. Многообразие и многообразность отражения окружающего   мира   и   человека   в   нём   в конкретных жанрах и формах музыки. Общее    и    различное    при    соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт, мюзикл. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух-, трехчастные и др.

3. Язык музыки (6 часов)

Значение    музыкального    языка    в    сфере человеческого общения. Интонации музыкальные и речевые.  Сходства и различия. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Музыкальные       средства:   мелодические, метроритмические, фактурные особенности с  точки   зрения         их         выразительных возможностей. Лад,  тембр, регистр,  музыкальный инструментарий   —   их   роль   в   создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале  фрагментов    опер,    балетов,    театральных  постановок,    поэтического         народного фольклора. Введение в язык музыки знаковой системы, где  звук-нота  выступает  в   одном  ряду   с  буквой и цифрой. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

2 класс (34   ч) 

1. Всеобщее в жизни и музыке (8 часов)

Всеобщие    эмоционально-образные    сферы музыки    —    песенность,    танцевальность, маршевость      как      состояния      природы, человека, искусства.

Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка       проникновения       в       процесс превращения обыденного в художественное. Выразительные          и          изобразительные возможности        музыки       в       раскрытии внутреннего мира человека. Музыкальные инструменты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

2. Музыка искусство интонируемого смысла (10 часов)

Интонация как феномен человеческой речи и  музыки. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые.  Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Основные средства музыкальной выразительности(мелодия, ритм, темп, тембр, лад и др.).Интонационное       многообразие  музыки:     различение и классификация интонаций как по     жанровым     истокам,     так     и     по эмоционально-образному содержанию. Интонация   как   особый   тон   произнесения музыки:      особенность      художественного высказывания     возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация     музыки:     исполнительское прочтение     авторского      «интонационного замысла».

Интонация  «звукокомплекс», выступающий  как  единство  содержания  и формы,      единство      выразительного      и изобразительного. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Оркестры: детский, духовой, симфонический, народный.

3. «Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 часов)

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). «Тема»    —   одно    из    основных    понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего     богатства    и     многообразия проявлений     человеческих     чувств;     как процесс       взаимодействия       музыкальных образов  (тем),  образных  сфер  (частей)   на основе тождества и контраста, сходства и различия.

4. Развитие как становление художественной формы (6 часов)

Форма   (построение)   музыки   как   процесс закономерной организации всего комплекса

музыкальных     средств     для     выражения содержания. Исторически     сложившиеся     музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации. Выдающиеся исполнительские коллективы(хоровые, симфонические).

3 класс ( 34 ч) 

1. Характерные черты русской музыки (8часов)

Отношение   профессиональной (композиторской)     музыки     и     народного фольклора.        Фольклорная        экспедиция: собирание       и       сохранение       народного музыкального       творчества,       древнейших музыкальных инструментов. Мировая      слава     русской      классической музыки.  Интонационно-образный язык музыки М.И.Глинки, П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка — различное    и     общее.     Различное:     яркая многоголосная       ткань       Юга       России, холодноватая     скромная     «вязь»     Севера; особенная    лихость,    сила    и    стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Музыкальный материал

Слушание

2.    Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности

(12 часов)

Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Род,      родник,      Родина . Духовно-нравственные   основы   устного   народного творчества.  Исторически     сложившиеся     фольклорные жанры.

Обрядовость      как      сущность      русского народного творчества.

Благородство,        импровизационность        и  сказительность        былинного        народного творчества.  Истоки  своеобразия  героики  в былинном эпосе.

Рекрутские,  свадебные  песни.  Историческое прошлое в музыкальных образах. Частушки  и страдания. Танцевальные            жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Свадебный    обряд    —   ядро    и    критерий нравственно-эстетического     отношения     к жизни.

3. Истоки русского классического романса (6 часов)

Многообразная        интонационная        сфера  городского  музицирования. От    крестьянской     песни     к     городскому салонному романсу. Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский)        романс,        любовный, жестокий,  цыганский  романс,  разбойничья песня и пр.

4. Композиторская музыка для церкви (2 часа)

Хоровая   музыка   на   религиозные   тексты (Д.С. Бортнянский,          П.Г.          Чесноков, А.А. Архангельский, СВ. Рахманинов и др.) —  значимый   пласт  русской   музыкальной культуры.      Особенности      интонирования русского церковного пения. Духовная музыка в творчестве композиторов.

5. Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре(8 часов)

Народная и профессиональная музыка. Два пути в профессиональной аранжировке классиками   народной   музыки   —   точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.         Особенности         индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы          русской           песенности           в профессиональном                 композиторском творчестве (обработки народных песен). Общее      и      различное      в      выражении героического      начала     в      народной      и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

4 класс (34 ч)

1.Многоцветие музыкальной картины мира (7 часов)

Интонационное богатство музыкального мира. Знакомство    с    «музыкальной    партитурой  мира»   через   музыку   Германии,   Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США. Общее и специфическое в интонационном языке,   жанрах   и   формах   музыки   разных народов   мира.   Взаимосвязь   музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи.            Соотнесение           особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями    русской    музыки.    Джаз    и    его всемирно-историческое        значение        для музыкальной культуры планеты.

2. Музыка мира сквозь призму русской классики (8 часов)

Роль    восточных   мотивов   в   становлении русской музыкальной классики. Музыкальное        «путешествие»        русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение      интонационного      общего      и частного, традиционного и специфического.

3. Музыкальное общение без границ(10 часов)

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Знакомство        с        музыкой        ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана,   стран   Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.

Выдающиеся     представители     зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт,   Шуберт,   Шуман,   Шопен,   Лист, Дебюсси.      «Музыкальный      салон»      как историческая       форма       художественного общения народов между собой.

4. Искусство слышать музыку (9 часов)

Обобщение       проблематики       воспитания музыкальной       культуры      учащихся      в начальной  школе  — от  родовых  истоков музыкального        искусства       до        основ музыкальной      драматургии.  Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Обобщенное представление о многообразии музыкальных жанров и стилей.   Восприятие произведений     крупной     формы     и     его содержательный   анализ   —   этап   развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-, и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.

Результаты обучения в 3 классе

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
  • проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Формирование основ   гражданской идентичности личности, включая: восприятие       мира

как      единого      и  целостного         при   разнообразиикультур, национальностей, религий.

Развитие  этических чувств, доброжелательности, нравственной отзывчивости, понимания              и сопереживания чувствам       других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

Познавательные УУД

  • С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
  • открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

  • Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.


Тематическое планирование

3 класс

 

 Количество часов: в год 34 часа, в неделю 1 час.

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Характерные черты русской музыки

8

2

Народное музыкальное творчество- «энциклопедия» русской интонационности

12

3

Истоки русского классического романса

6

4

Композиторская музыка для церкви

2

5

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре

6

Итого по программе

 34

№ п/п

Тема

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

Раздел 1. Характерные черты русской музыки ( 8 часов).

1

1

 Отношение                          профессиональной (композиторской)     музыки     и     народного фольклора.        

 

Размышлять    об    общих    интонационных корнях      профессиональной      музыки      и народного творчества.

Различать   на   слух   интонации   (мелодии) композиторской и народной музыки. Узнавать   по   характерным   чертам   жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки,  инструментальные наигрыши и др.)

Пропевать   главные   интонации   (мелодии) изучаемых     произведений     композиторов-классиков.

Запоминать     имена     корифеев     русской музыкальной  культуры,  знать названия их лучших произведений.

Понимать       необходимость       сохранения фольклорной            культуры,           древних музыкальных инструментов

2

2

Фольклорная        экспедиция: собирание       и       сохранение       народного музыкального       творчества,       древнейших музыкальных инструментов.

3

3

Мировая      слава     русской      классической музыки.  Интонационно-образный язык музыки М.И.Глинки, (музыкальный портрет).      

4

4

Интонационно-образный язык музыки П.И.Чайковского (музыкальный портрет).      

5

5

 Интонационно-образный язык музыки М.П. Мусоргского (музыкальный портрет).

6

6

  Понятия «русская» и «российская» музыка — различное    и     общее.     Различное:     яркая многоголосная       ткань       Юга       России, холодноватая     скромная     «вязь»     Севера.

7

7

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное    и     общее.     Различное:     особенная    лихость,    сила    и    стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России.

8

8

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное    и     общее.     Общее — интонационные корни.

Раздел 2. Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности  (12 часов).

19  

Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России.

Сравнивать знаменный распев и протяжную

песню,         выявляя         истоки        особого

интонационного склада русской музыки.

Различать и выявлять выражение в русской

музыке   специфически   национальных   черт

характера.

Разучивать и исполнять былинные напевы,

народные песни разных жанров, частушки и

страдания.

Стараться выражать в хоровом и сольном

исполнении        интонационно-мелодические

особенности   отечественного   музыкального

фольклора.

Разыгрывать народные обряды, используя

народные инструменты и разнохарактерные

танцевальные фольклорные жанры

110

Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Род,      родник,      Родина -духовно-нравственные   основы   устного   народного творчества. 

111

Исторически     сложившиеся     фольклорные жанры.

 

112

Благородство,        импровизационность        и  сказительность        былинного        народного творчества.

113

Истоки  своеобразия  героики  в былинном эпосе.

214

Историческое прошлое в музыкальных образах.

215

Рекрутские,  свадебные  песни.  

216

Обрядовость      как      сущность      русского народного творчества.

Свадебный    обряд    —   ядро    и    критерий нравственно-эстетического     отношения     к жизни

217

Свадебный    обряд    —   ядро    и    критерий нравственно-эстетического     отношения     к жизни

218

Отечественные народные музыкальные традиции.

Частушки и страдания.

Отечественные народные музыкальные традиции.

Танцевальные            жанры.

Отечественные народные музыкальные традиции.

Инструментальные плясовые наигрыши.

Раздел 3. Истоки русского классического романса.(6часов).

221

Многообразная        интонационная        сфера городского музицирования.

Сравнивать   народные   песни   и   примеры композиторской   интерпретации   вокального народного творчества. Различать           интонационную           сферу городского        салонного        романса        и классического   (А.    Гурилёв,   А.    Алябьев, А. Варламов).

Напевать   мелодии   старинных   романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания

222

 От    крестьянской     песни     к     городскому салонному романсу.

223

Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский)        романс.      

224

Жанры бытового музицирования:        любовный, жестокий романс.

225

Жанры бытового музицирования: цыганский  романс.

Жанры бытового музицирования: разбойничья песня.

Раздел  4. Композиторская музыка для церкви(2 часа)

327

 Духовная музыка в творчестве композиторов. Хоровая   музыка   на   религиозные   тексты (Д.С. Бортнянский,          П.Г.          Чесноков, А.А. Архангельский, СВ. Рахманинов и др.) —  значимый   пласт  русской   музыкальной культуры.      

Размышлять о роли музыки в церкви. Различать         интонационно-мелодические особенности духовной музыки

328

Особенности      интонирования русского церковного пения.

Раздел 5.  Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре.(6часов).

И29

Народная и профессиональная музыка

Различать   на   слух   народную   музыку   и музыку,     сочинённую     композиторами     в народном духе.

Уметь проследить и объяснить в народной музыке             зависимость             комплекса выразительных     средств     от     содержания мировоззрения           русского           человека, воспроизводимого     конкретного     чувства, черты характера.

Выявлять своеобразие отношения классиков к     интонационному     богатству     народной исполнительской культуры. Определять       композитора       незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора. Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. Участвовать  в  воспроизведении основных моментов русских обрядов

К30

Два пути в профессиональной аранжировке классиками   народной   музыки   —   точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.        

31

Особенности         индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы          русской           песенности           в профессиональном                 композиторском творчестве (обработки народных песен).

32

Общее      и      различное      в      выражении героического      начала     в      народной      и профессиональной музыке

33

Величие России в музыке русских классиков.

34

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Тематическое планирование

4 класс

 

 Количество часов: в год 34 часа, в неделю 1 час.

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Многоцветие музыкальной картины мира

7

2

Музыка мира сквозь «призму» русской классики

8

3

Музыкальное общение без границ

10

4

Искусство слышать музыку

9

Итого по программе

34

№ п/п

                   Тема

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

Раздел 1. Многоцветие музыкальной картины мира (7часов).

1

1

Интонационное богатство музыкального мира. Музыка стран мира. Знакомство с «музыкальной партирурой мира» через музыку Германии, Польши, Венгрии

 

Размышлять о закономерностях в возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности.

 

 

2

2

Знакомство с «музыкальной партирурой мира» через музыку Испании, Норвегии, США.

3

3

Общее и специфическое в интонационном языке,   жанрах   и   формах   музыки   разных народов   мира.  

4

4

Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи

5

5

   Соотнесение   особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями    русской    музыки.    

6

6

Джаз    и    его всемирно-историческое        значение        для музыкальной культуры планеты.

7

7

Музыкальная картина мира. Итоговый урок-викторина.

Урок - «Музыкальное турне»

Раздел 2 . Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8часов).

9

9

Музыка мира сквозь «призму» русской классики. Роль    восточных   мотивов   в   становлении русской музыкальной классики.

  Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии. Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры. Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности.

1 10

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики

111

Музыкальное        «путешествие»        русских композиторов в Италию

112

Музыкальное        «путешествие»        русских композиторов в Испанию.

213

Музыкальное        «путешествие»        русских композиторов Японию.

214

Музыкальное        «путешествие»        русских композиторов в Украину.

Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение      интонационного      общего      и частного, традиционного и специфического.

16

Тест и викторина по теме: «Музыка мира сквозь «призму» русской классики»

Раздел 3. Музыкальное общение без границ (10 часов)

217

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Найти общее в интонационных сферах  музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Азии и Европы.

Прийти    к    выводу,    что    общее    —    это

общечеловеческое, выраженное в различных

музыкальных           культурах           разными

комплексами     музыкально-художественных

средств.

Выявлять       интонационно-стилистические

черты,              свойственные              великим

представителям  зарубежных  национальных

культур,    и    узнавать    их    в    незнакомой

звучащей музыке.

Обобщать     собственные    рассуждения    о

музыке путём формулирования содержания

музыки   в   виде   нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать  собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования  и импровизации.

218

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Беларусь, Украина. Общее и различное.

219

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Молдова, Казахстан, Балтия. Общее и различное.

220

Выдающиеся     представители     зарубежных национальных музыкальных культур — Бах.

221

Выдающиеся     представители     зарубежных национальных музыкальных культур — Моцарт.      

222

Выдающиеся     представители     зарубежных национальных музыкальных культур —Шуберт,   Шуман.      

323

Выдающиеся     представители     зарубежных национальных музыкальных культур — Шопен,   Лист.      

 24

Выдающиеся     представители     зарубежных национальных музыкальных культур — Дебюсси.      

325

 «Музыкальный      салон»      как историческая       форма       художественного общения народов между собой.

 26

Тест и викторина по теме: «Музыка мира сквозь «призму» русской классики»

Раздел 4. Искусство слышать музыку (9часов)

227

Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-, и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.

Осмыслить     на     новом     уровне     роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие,   способ   существования,   развития музыки   и   воздействия   её   на   духовную культуру общества.

Воспринимать   и   оценивать   музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность          данного          комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.

Участвовать в жизни класса и школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей

228

Обобщение       проблематики       воспитания музыкальной       культуры      учащихся      в начальной  школе  — от  родовых  истоков музыкального        искусства       до        основ музыкальной      драматургии.      Опера.

229

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки.

230

Обобщенное представление о многообразии музыкальных жанров и стилей.

231

  Восприятие произведений     крупной     формы     и     его содержательный   анализ   —   этап   развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры. Западноевропейская опера.

232

  Восприятие произведений     крупной     формы     и     его содержательный   анализ   —   этап   развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры. Русская опера.

Тест и викторина по теме: «Искусство слышать музыку»

Обобщение тем года. Урок – концерт.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Научно-методическая литература.

  1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  6. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  10. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  12.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  13. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  14. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  15. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  16. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  17. Музыка : 1 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2011. ( Начальная школа XXI века).
  18.  Музыка : 2 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2012. ( Начальная школа XXI века).
  19.  Музыка : 3 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2011. ( Начальная школа XXI века).
  20. Музыка : 4 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2011. ( Начальная школа XXI века).
  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  22. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 4 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  23. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  24. Песенные сборники.
  25. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  26. Программа «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр. « Вентана - Граф», 2012.
  27. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  28. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  29. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  30. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  31. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  32. Усачева В. О. Музыка: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. – 128 с. : - ил. – (Начальная школа XXI века).
  33. Усачева В. О. Музыка: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
  34.  Усачева В. О. Музыка: 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
  35. Усачева В. О. Музыка: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
  36.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2011г.)
  37. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  38. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  39. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

Интернет-ресурсы.

1. Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru

2. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru

3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

4. Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

5. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...