Икт в работе учителя музыки
статья по музыке на тему

Басова Жанна Васильевна

Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума. В рамках модернизации общего образования развивается и музыкальное образование, сохраняя специфику преподавания своей предметной области. В настоящее время в нем происходят значительные изменения: неотъемлемым компонентом обучения становятся ИКТ, в том числе музыкально-компьютерные, ядром модели развивающей учебной среды становятся инновационно -педагогические системы преподавания музыки. ИКТ рассматриваются, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basova_ikt.docx17.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИКТ-компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету “Музыка»

Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с современными техническими средствами.

Учителям необходимо знать: основные типы имеющихся компьютерных программ и возможности использования их в учебном процессе; необходимо уметь: практически работать с программами разного типа и уровня, использовать их для самообразования, подключать к работе учащихся; необходимо иметь навыки: ориентации в программах, отбора материала, составления и распечатывания необходимой для урока информации.

Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума. В рамках модернизации общего образования развивается и музыкальное образование, сохраняя специфику преподавания своей предметной области. В настоящее время в нем происходят значительные изменения: неотъемлемым компонентом обучения становятся ИКТ, в том числе музыкально-компьютерные, ядром модели развивающей учебной среды становятся инновационно -педагогические системы преподавания музыки. ИКТ рассматриваются, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса.

 По сравнению с традиционными формами обучения новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный детям; движение, звук, мультипликации и т.д.

Практически в каждой школе есть возможность использования Интернет-ресурсов как учащимися так и педагогами. Не стала исключением и школа, в которой я работаю.

В школе п.Искателей  я работаю 16 лет. Всегда стараюсь проводить уроки так, чтобы ученикам было интересно, чтобы они были не просто слушателями, а равноправными участниками учебного процесса. А это возможно только тогда, когда между учеником и учителем достигнуто взаимопонимание, когда есть доверие друг к другу, когда каждый ученик воспринимается педагогом как личность со своим внутренним миром. Инновационные процессы в российском образовании потребовали от меня осмысления новой миссии учителя. Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу

Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможности сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям информационных технологий является весьма эффективным и целесообразным, но учитель всегда должен «идти в ногу со временем». В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответствие с компетентностно-ориентированным подходом в современном образовании.

 Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий.

В процессе применения ИКТ происходит:

-развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

-эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

-развитие коммуникативных способностей.

-повышение качества изучения предмета музыки.

-повышение качества информационной культуры всех участников образовательного процесса (учителя, учащихся, родителей).

  Я использую информационные технологии практически на всех уроках, при контроле знаний, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и т.д. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование ИКТ даёт возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает сам ученик.

При подготовке урока я продумываю и определяю на каких этапах данного урока необходима компьютерная поддержка: какие этапы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями; какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; как организовать компьютерные занятия. При всех положительных аспектах ИКТ я стараюсь безмерно не увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.

В начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию, можно использовать презентации, рисунки, видеофрагменты. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Но при этом нужно помнить, что уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

При подготовке к занятиям по внеурочной деятельности я задумываюсь над тем, как сделать эти занятия более интересными и познавательными. Информационно - компьютерные технологии становятся и здесь незаменимыми помощниками. Использование ресурсов Интернет позволяет найти нужную интересную информацию, изучить справочную литературу. Иногда, при двухголосном пении, бывает трудно разобраться в партии, тогда мы с детьми смотрим видеоролик  и решение проблемы приводит к положительному результату. Почти каждое итоговое занятие темы заканчивается концертным выступлением, как отчет о продуктивной деятельности по изученной теме. Каждое выступление коллективов «Леди», «До-ми-сольки» дополняют красочные видеоролики  или презентации, что делает выступление более ярким и запоминающимся.

 В своей работе я широко применяю проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектных методов обучения. Для проведения школьных праздников создаю тематические презентации и фонограммы песен. Уже традиционными в нашей школе стали музыкальные проекты- «Две звезды», «Благотворительный концерт» С помощью программы « Sound Forge » записаны диски с фонограммами для хорового и вокального пения, которые исполняются на праздниках и конкурсах.

Таким образом, использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет учителю сделать свои занятия интересными и увлекательными, современными и эффективными.

 Также я считаю одной из форм работы современного учителя создание и использование личного интернет-сайта.

Учителю необходимо обмениваться опытом своей работы, знать мнения своих коллег, заниматься самообразованием. Используя ресурсы своего сайта, я публикую свои методические разработки, творческие работы своих учеников. Я считаю, что современный учитель должен стремиться к пропаганде собственного педагогического опыта, а использование личного интернет-сайта учителя повышает эффективность обучения.

Урок музыки как урок искусства совершенно особенный. Необходимые музыкальные, педагогические и другого рода знания, умения и навыки здесь конечно нужны, без них не обойтись. Но этого недостаточно. Нужно еще и значительно большее, что делает учителя Личностью, способной увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять ее, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать.

Каждый педагог в наше время должен владеть специальной подготовкой в области ИКТ и опытом работы с персональным компьютером. Но учителю музыки недостаточно «уметь работать с компьютером», необходимо работать с определенным классом программ. Возможности музыкально-компьютерных программ обширны и многообразны. Например, с помощью офисной программы Microsoft Office можно формировать различные отчеты, планы уроков, график работ, вести успеваемость и прочую стандартную учебную документацию. С помощью таких программ как Sony Sound Forge, AdobeAudition можно редактировать и использовать звуковые файлы, записи звука и голоса на цифровой носитель и последовательное его преобразование, обработки звука записанного посредством подключенного к персональному компьютеру музыкального оборудования. Используя Sonar, Cubaseи прочие программы-секвенсоры  основы сведения аудио и MIDI-данных.

Использование мультимедийных обучающих программ способствует получению новых знаний и повышению квалификации самого учителя музыки. Интерактивные обучающие программы с игровым сценарием, ориентированные на школьников, вызывают интерес к предмету, развивают творческие и интеллектуальные способности обучающихся. ИКТ позволяют педагогам и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной форме, добиваясь при этом наилучших показателей. Следовательно, в современном образовательном учреждении необходим учитель музыки, владеющий всеми возможностями современного компьютерного звукового «полотна» так же, как клавиатурой фортепиано.

В связи с этим самообразование учителей музыки должно быть направлено на ознакомление с медиаресурсами, освоение ими практических приемов и методов использования их на уроке и в организации внеучебной деятельности.

Повышение ИКТ-компетентности является неотъемлемой частью процесса самообразования учителей музыки, повышения их профессионального уровня готовности к обновлению музыкального воспитания школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность работы учителя музыки

Результаты участия  учащихся МБОУ «Балабаш-Баишевская СОШ» Батыревского района ЧР   на районных и республиканских конкурсах  (за 2008-2011 учебные г.г.)...

Система работы учителя музыки Титовой Татьяны Витальевны

Система работы учителя представлялась на городском конкурсе учителей города рудного "Прима-масте" и признана одной из лучших. Подробная разработка по личной просьбе пользователей....

План-сетка воспитательной работы учителя-музыки с учащимися и родителями.

План-сетка воспитательной работы учителя музыки с учащимися и родителями для начальных классов....

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Методическая работа учителя музыки Булочниковой Н.Н. Тема: «Обучение учащихся разного возраста на уроках ОКФ»

Аспекты возрастной педагогики, возрастной психологии, встреча с которыми неизбежна для педагога в начальном периоде обучения старшего учащегося -  не получили освещения в музыкальной педагогическ...

Доклад на тему: «Из опыта работы учителя музыки»

Музыка – необычный предмет. Тонко развивает не только   память, мышление и воображение, но и , что самое главное, душу ребенка. На  моих уроках  дети слушают музыку, поют, рисуют, ...

Поющий класс. Из опыта работы учителя музыки.

       Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной с...