Урок 5 класс музыка Музыкальная живопись .
план-конспект урока по музыке по теме

Любовь Григорьевна Коробко

      Разработка урока музыки в 5 классе

 «Музыкальная живопись»

 

 

ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись .»

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрывать новые грани взаимодействия музыки и живописи.

ЗАДАЧИ:

1.                 Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

2.                 Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.

3.                 Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ:

                  1.Ноутбук;

2.Интерактивная доска;

                  3.мп3 файлы и СД - диски;

                  4.Раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_5_klasse.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Разработка урока музыки в 5 классе

 «Музыкальная живопись» 

ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись .»

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрывать новые грани взаимодействия музыки и живописи.

ЗАДАЧИ:

  1. Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  2. Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  3. Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ:

                  1.Ноутбук;

2.Интерактивная доска;

                  3.мп3 файлы и СД - диски;

                  4.Раздаточный материал.

                         

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»
  3. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ

                          Распевание;

Работа над первым куплетом;

Пение по фразам. Выразительность исполнения.

Разучивание второго куплета;

Работа над текстом.

          С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

  1. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?
  2. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?
  3. Что роднит музыку с изобразительным искусством?
  4. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

            5.БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.

  • Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
  • Какие пейзажи возникают в  вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
  • Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия,  звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
  • Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

  • Согласны ли мы с вами с этим утверждением?
  • Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?

«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. «Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

           В ней есть душа, в ней есть свобода,

          В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский дворик». К.Моне «Впечатление»):

  • Какими словами можно передать настроение этих полотен?
  • Какая из картин созвучна настроению  и характеру музыки М.П.Мусоргского?
  • Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?
  • Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?
  • Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?
  • Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт

6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра.  Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.

  • А какая она по характеру средняя часть этого произведения?
  • Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?
  • Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
  • Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?
  • Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.

Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.

9. ИТОГИ УРОКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 5 классе «Музыка и живопись»

ЧТО ЗНАЧИТ ВЫРАЖЕНИЕ "ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА" И "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ"?...

Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок  интегрированный  и рассматривает средства выразительности в изобразительном  искусстве и  музыке....

Мультимедийный урок по музыке "Музыкальные инструменты" (1 класс)

Данная презентация предназначена для урока музыки в 1 классе, раздел "Музыка и ты" (стр. 62) по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной....

Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"

Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....

План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...

Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"». 5-й класс

Интегративный урок музыки и изобразительного искусства на примере творчества Н.Римского-Корсакова и И.Айвазовского...

Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...