Урок музыки. 3 класс. Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
план-конспект урока по музыке на тему
Урок разработан по программе "К вершинам музыкального искусства" М.С. Красильниковой. По календарно-тематическому планированию это четвертый урок в первой четверти. На изучение кантаты Прокофьева "Александр Невский" отводится пять уроков. Это первый урок, где учащиеся знакомятся с жанровыми особенностями кантаты, с основными темами первой части "Русь под игом монгольским" , находят контрастное и единое в них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки. 3 класс. По программе «К вершинам музыкального искусства» М.С. Красильниковой, О.Н. Яшмолкиной, О.И. Нехаевой.
Тема: Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
Цель: раскрыть общность контрастных тем-образов в кантате.
Задачи:
• дать представление о жанре кантаты, особенностях её построения и исполнения;
• познакомить с историей создания кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева;
• выявлять конструктивную основу тем первой части;
• исполнять (петь, пластически интонировать) музыку кантаты: «Русь под игом монгольским».
Форма проведения урока: урок-эксперимент.
Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый метод, метод размышления о музыке, метод симфонической полмофонии, метод симфонической помографии.
Структура урока:
I. Организационный момент. Характеристика кантаты «Александр Невский»: особенности жанра.
II. Изучение нового материала. Разучивание первой части «Русь под игом монгольским». Слушание, пение и пластическое интонирование её темы с опорой на графическую запись, характеристика образного контраста тем и средств его выражения (тембровые, динамические, регистровые и т.д.), выразительных и изобразительных черт музыки. Выявление конструктивной основы и конструктивных элементов темы «ига» (в опоре на графическую запись), анализ преобразований этих элементов в других темах первой части (тема разоренной Руси; тема середины).
III. Закрепление. Повторное прослушивание с пластическим интонирование всей часть. Работа по выбору названия первой части.
IV. Подведение итогов в форме рефлексивного анализа.
Ход урока
I. Вводная беседа. Слайд 1.
- Сегодня вы познакомитесь с новой историей в инструментальной музыке.
Это кантата «Александр Невский» композитора С.С. Прокофьева.
Посмотрите на слайд.
Кто принимает участие в исполнении кантаты? (Хор, солистка, симфонический оркестр, дирижер).
Где исполняется кантата? (В концертном зале).
(Учащиеся с помощью учителя определяют особенности жанра)
- Кантата – это произведение для хора, солистов и симфонического оркестра, исполняется в концертном зале под управлением дирижера.
- Как вы думаете, в кантате одна часть или много? (Много)
- А если произведение многочастное, то темы в нем должны бать схожие по характеру или контрастные? (Ответы детей разные).
- Вот сегодня на уроке мы с вами и найдем ответы на эти вопросы.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с контрастными темами первой части кантаты. Слайд 2.
1.1 Слушание первой темы.
- Какая она? (Страшная, злая, агрессивная, трагическая, мощная, пустая, громкая динамика, грозная, непреклонная, хлёсткая, похожа на звук хлыста во время удара).
(Учащиеся напевают, пластически интонируют тему, выявляют конструктивную основу (мотив) и графически изображают её на доске).
Слайд 3.
- Сколько раз повторяется мотив (конструктивная основа)? (Мотив звучит три раза ).
- Он изменяется? (Нет).
- Для чего С.С. Прокофьев повторяет один и тот же мотив? (Чтобы изобразить настойчивость, бездушие).
- Играет весь оркестр или группа инструментов? (Весь оркестр).
- Одновременное звучание всего оркестра – это тутти. (Дети повторяют и записывают определение в музыкальный словарь).
- Почему тутти? (Изображает мощь и силу)
1.2 Закрепление темы «ига».
- Напевание и пластическое интонирование всей темы «ига».
1.3 Слушание второй темы. Слайд 4.
- Какая она? (Тихая, одинокая, сумрачная, широкая, мелодичная, она как будто вздыхает, стонет).
(Учащиеся напевают, пластически интонируют тему, выявляют конструктивную основу и графически изображают её на доске).
Слайд 5.
- Какие инструменты вы услышали? (Деревянно-духовые: гобой и бас-кларнет).
- Какую картину изобразили вам инструменты? (Пустое поле).
- Инструменты играют в одном регистре или в разных? (В низком – бас-кларнет, и высоком – гобой. Между ними пустое пространство)
- Именно поэтому и рисуется картина выжженного пустого пространства.
1.4 Закрепление второй темы.
Напевание и пластическое интонирование темы «страдающей» Руси.
- Эти темы сходны или контрастны? (Контрастны).
- Как вы думаете, кого изобразил С.С. Прокофьев в первой теме, а кого во второй? (Ответы детей. Угнетающие враги - первая тема, угнетенные русские люди - вторая тема).
- Дайте название этим темам. (Варианты детей. Примерно: тема «врага» (петля), тема «страдающей Руси».
2. Выявление единства в контрастных темах. Слайд 6.
2.1 Эксперимент 1.
- Итак, вы сказали, что это контрастные, даже конфликтные темы. А есть ли между ними что-то общее? (Нет).
- Давайте проведем эксперимент: пропоем начальную фразу первой темы от конца к началу, а затем сравним полученный вариант с началом второй темы.
(Дети поют и пластически интонируют).
- Что вы заметили? (Вторая тема – это зеркальное отражение первой, то есть, во второй теме мелодия движется в обратном направлении: от конца к началу.
- Значит по построению мелодии похожи? (Да)
2.2 Эксперимент 2. Слайд 7.
- А теперь давайте разделим мелодии начальных фраз (мотивы) на конструктивные элементы. (Работа с графической записью).
- Что вы заметили? (Темы состоят из одних и тех же конструктивных элементов).
Какой же можно сделать вывод? ( Две контрастные темы имеют общее строение).
3. Слушание темы середины 1 части.
-А это добавление к характеристике кого? (Русских людей).
Тема середины 1 части «Русь под игом монгольским»
- Охарактеризуйте музыку (тембровая, динамическая, регистровая характеристики)? (Тихая, сдержанная, печальная)
- Напойте эту тему подражая английскому рожку.
(Поют, пластически интонируют, передавая настроение фрагмента).
- А в этой теме есть что-нибудь из первой темы? (Да. Окончание фразы.)
- В этой теме этот элемент звучит как удар хлыста? (Нет. Интонация напоминает всхлипывание, плач, стон).
III. Закрепление всех тем первой части. Слайд 8.
Дети поют, пластически интонируют всю первую часть.
- Как вы думаете, какое место рисует автор? (Русскую землю).
- Это наше время или историческое? (Историческое).
- Что же произошло на Руси? (Напали враги).
- Это были татаро-монголы. Они захватили русские земли, сожгли города и села, а людей угнали в рабство. Остались пустые голые поля.
- Как бы вы назвали первую часть? (Варианты детей (подвести к названию «Русь под игом монгольским»).
- А кто же такой Александр Невский? (Ответы детей (подвести к пониманию, что это исторический герой, живший во времена порабощения татаро-монголами Руси).
- А вот какие он совершил подвиги вы должны узнать дома. Это будет домашним заданием.
IV. Рефлексия. Вывод. Слайд 9.
- Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? (В контрастных темах кантаты «Александр Невский» есть много общего. Они строятся на одних и тех же конструктивных элементах).
У вас на партах две нотки: черная и белая. Если вам все удалось на уроке, поднимите белую, если были какие-то затруднения - черную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»
Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...
Кантата С. С. Прокофьева "Александр Невский"
Урок музыки для 2 класса...
Анализ кантаты С. Прокофьева "Александр Невский"
Анализ кантаты С. Прокофьева "Александр Невский" помогает учителю подробно рассказать ученикам о созданных композитором музыкальных образах. Показать какими средствами музыкальной выразительности поль...
Открытый урок на тему "Воспитание патриотизма посредством изучения кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский"
Урок с учащимися 7 класса музыкального отделения, раздел "Отечественная музыка XX века"...
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»
Урок приобщения к музыкальному наследию через творчество С.С. Прокофьева – кантата «Александр Невский»...
Урок музыки "кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский"
Конспект урока «С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».Образ Александра, образ русского народа.«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»...