Урок музыки. 3 класс. Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
план-конспект урока по музыке на тему

Лукьянова Елена Евгеньевна

Урок разработан по программе "К вершинам музыкального искусства" М.С. Красильниковой. По календарно-тематическому планированию это четвертый урок в первой четверти. На изучение кантаты Прокофьева "Александр Невский" отводится пять уроков. Это первый урок,  где учащиеся знакомятся с жанровыми особенностями кантаты, с основными темами первой части "Русь под игом монгольским" , находят контрастное и единое в них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки. 3 класс.  По программе «К вершинам музыкального искусства» М.С. Красильниковой,  О.Н. Яшмолкиной, О.И. Нехаевой.

Тема: Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»

Цель:  раскрыть общность контрастных тем-образов в кантате.

Задачи:

•  дать представление о жанре кантаты, особенностях её построения и исполнения;

•  познакомить с историей создания кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева;

•  выявлять конструктивную основу тем первой части;

• исполнять (петь, пластически интонировать) музыку кантаты: «Русь под игом  монгольским».

Форма проведения урока:  урок-эксперимент.

Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый метод, метод размышления о музыке, метод симфонической полмофонии, метод симфонической помографии.

Структура урока:

I. Организационный момент. Характеристика кантаты «Александр Невский»: особенности жанра.

II. Изучение нового материала. Разучивание первой части «Русь под игом монгольским». Слушание, пение и пластическое интонирование её темы с опорой на графическую запись, характеристика образного контраста тем и средств его выражения (тембровые, динамические, регистровые и т.д.), выразительных и изобразительных черт музыки. Выявление конструктивной основы и конструктивных элементов темы «ига» (в опоре на графическую запись), анализ преобразований этих элементов в других темах первой части (тема разоренной Руси; тема середины).

III. Закрепление. Повторное прослушивание с пластическим интонирование всей часть.  Работа по выбору названия первой части.

IV. Подведение итогов в форме рефлексивного анализа.

Ход урока

I.  Вводная беседа. Слайд 1.

- Сегодня вы познакомитесь с новой историей в инструментальной музыке.
Это кантата «Александр Невский» композитора С.С. Прокофьева.  

Посмотрите на слайд.

Кто принимает участие в исполнении кантаты? (Хор, солистка, симфонический оркестр, дирижер).

Где исполняется кантата? (В концертном зале).

(Учащиеся с помощью учителя определяют особенности жанра)

- Кантата – это произведение для хора, солистов и симфонического оркестра, исполняется в концертном зале под управлением дирижера.

- Как вы думаете, в кантате одна часть или много? (Много)

- А если произведение многочастное, то темы в нем должны бать схожие по характеру или контрастные? (Ответы детей разные).

- Вот сегодня на уроке мы с вами и найдем ответы на эти вопросы.

II.  Изучение нового материала.

1. Знакомство с контрастными темами первой части кантаты. Слайд 2.        

1.1 Слушание первой темы.

- Какая она? (Страшная, злая, агрессивная, трагическая, мощная, пустая, громкая динамика, грозная, непреклонная, хлёсткая, похожа на звук хлыста во время удара).

(Учащиеся напевают, пластически интонируют тему, выявляют конструктивную основу (мотив)  и графически изображают её на доске).

        Слайд 3.

- Сколько раз повторяется мотив (конструктивная основа)? (Мотив звучит три раза ).

- Он изменяется? (Нет).

- Для чего С.С. Прокофьев повторяет один и тот же мотив? (Чтобы изобразить настойчивость, бездушие).

-  Играет весь оркестр или группа инструментов? (Весь оркестр).

- Одновременное звучание всего оркестра – это тутти. (Дети повторяют и записывают определение в музыкальный словарь).

- Почему тутти? (Изображает мощь и силу)

1.2 Закрепление темы «ига».        

-  Напевание и пластическое интонирование всей темы «ига». 

1.3  Слушание второй темы. Слайд 4.

- Какая она? (Тихая, одинокая, сумрачная, широкая, мелодичная, она как будто вздыхает, стонет).

(Учащиеся напевают, пластически интонируют тему, выявляют конструктивную основу  и графически изображают её на доске).

Слайд 5.

- Какие инструменты вы услышали? (Деревянно-духовые: гобой и бас-кларнет).

- Какую картину изобразили вам инструменты? (Пустое поле).

- Инструменты играют в одном регистре или в разных? (В низком – бас-кларнет, и высоком – гобой. Между ними пустое пространство)

- Именно поэтому и рисуется картина выжженного пустого пространства.

1.4  Закрепление второй темы.

Напевание и пластическое интонирование темы «страдающей» Руси.

- Эти темы сходны или контрастны? (Контрастны).

- Как вы думаете, кого изобразил С.С. Прокофьев в первой теме, а кого во второй? (Ответы детей. Угнетающие враги  - первая тема, угнетенные русские люди  - вторая тема).

- Дайте название этим темам. (Варианты детей. Примерно: тема «врага» (петля), тема «страдающей Руси».

2. Выявление единства в контрастных темах.  Слайд 6.

2.1  Эксперимент 1.

- Итак, вы сказали, что это контрастные, даже конфликтные темы. А есть ли между ними что-то общее? (Нет).

- Давайте проведем эксперимент: пропоем начальную фразу первой темы от конца к началу, а затем сравним полученный вариант с началом второй темы.

(Дети поют и пластически интонируют).

- Что вы заметили? (Вторая тема – это зеркальное отражение первой, то есть,  во второй теме мелодия движется в обратном направлении: от конца к началу.

- Значит по построению мелодии похожи? (Да)

2.2  Эксперимент 2. Слайд 7.

- А теперь давайте разделим  мелодии начальных фраз (мотивы) на конструктивные элементы. (Работа с графической записью).

- Что вы заметили? (Темы состоят из одних и тех же конструктивных элементов).

Какой же можно сделать вывод? ( Две контрастные темы имеют общее строение). 

3. Слушание темы середины 1 части.

-А это добавление к характеристике кого? (Русских людей).

Тема середины 1 части «Русь под игом монгольским»

- Охарактеризуйте музыку (тембровая, динамическая, регистровая характеристики)? (Тихая, сдержанная, печальная)

- Напойте эту тему подражая английскому рожку.

(Поют, пластически интонируют, передавая настроение фрагмента).

- А в этой теме есть что-нибудь из первой темы? (Да. Окончание фразы.)

- В этой теме этот элемент звучит как удар хлыста? (Нет. Интонация напоминает всхлипывание, плач, стон).

III. Закрепление всех тем первой части. Слайд 8.

Дети поют, пластически интонируют всю первую часть.

- Как вы думаете, какое место рисует автор? (Русскую землю).

- Это наше время или историческое? (Историческое).

- Что же произошло на Руси? (Напали враги).

- Это были татаро-монголы. Они захватили русские земли, сожгли города и села, а людей угнали в рабство. Остались пустые голые поля.

- Как бы вы назвали  первую часть? (Варианты детей (подвести к названию «Русь под игом монгольским»).

- А кто же такой Александр Невский? (Ответы детей (подвести к пониманию, что это исторический герой, живший во времена порабощения татаро-монголами Руси). 

- А вот какие он совершил подвиги вы должны узнать дома. Это будет домашним заданием.

IV. Рефлексия. Вывод. Слайд 9.

- Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? (В контрастных темах кантаты «Александр Невский» есть много общего. Они строятся на одних и тех же конструктивных элементах).

У вас на партах две нотки: черная и белая. Если вам все удалось на уроке, поднимите белую, если были какие-то затруднения  - черную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»

Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...

Анализ кантаты С. Прокофьева "Александр Невский"

Анализ кантаты С. Прокофьева "Александр Невский" помогает учителю подробно рассказать ученикам о созданных композитором музыкальных образах. Показать какими средствами музыкальной выразительности поль...

Открытый урок на тему "Воспитание патриотизма посредством изучения кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский"

Урок с учащимися 7 класса музыкального отделения, раздел "Отечественная музыка XX века"...

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»

Урок приобщения к музыкальному наследию через творчество С.С. Прокофьева – кантата «Александр Невский»...

Урок музыки "кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский"

Конспект урока «С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».Образ Александра, образ  русского народа.«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»...