Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КОНСПЕКТ УРОКА55.5 КБ
Office presentation icon ПРЕЗЕНТАЦИЯ2.4 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки

Класс: 7

Тема:  "Что значит современность в музыке?"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».

Задачи:

Образовательные :

  • Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен);
  • Совершенствование умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки.

Развивающие:

  • Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
  • Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования;
  • Способствовать развитию монологической речи обучающихся

Воспитательные:

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки классиков.
  • Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.

Оборудование и наглядные пособия:

Компьютер.

Мультимедийное устройство.

Синтезатор.

Презентация урока (приложение).

Текст песни: «Люди идут по свету».

Музыкальная драматургия урока:

Примеры современных песен (по желанию учащихся), тексты – слушание, размышления.

«Слово мама дорогое» русская народная песня – слушание.

И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор – слушание.

Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» в современной обработке - слушание.

 «Люди идут по свету» Н. Ченборисовой – исполнение.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова Л. Мартынова: «Музыка всегда бездонна,

                                                                     Это значит –

                                                                                  Хвалят иль порочат-

 Каждый в ней находит то,

                                                                    Что хочет…»

Учитель: Как вы понимаете эти слова?( ответы детей)

Размышляя о музыкальной среде, в которой живёт современный человек, мы каждый раз отмечаем невероятное многообразие самых различных «музык», звучащих практически одновременно.

Такого многообразия музыкальная культура не знала никогда.

Учитель: - Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)

Современная музыка, современность, современники…

Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

 Открывается презентация урока. Слайд 2 

II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»

Слайд  3  (Проблемные вопросы)

1. Постановка проблемных вопросов:

  • Может ли быть классической современная музыка?
  • Современна ли народная песня?
  • Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

2. Проверка домашнего задания:

Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни?

Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной  через какое-то время? Почему?

(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).

Слайд №4 («Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке» - Р. Щедрин)

Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.

1 п.в.: Может ли быть классической современная музыка?

(После размышлений, вывод делают сами школьники.)

- Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней? (Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).

- Почему так долго живут народные песни?  (Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений.)

Слайд № 5 (народная песня сегодня)

- Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей! (ответы детей)

Слайд №6 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).

3. Слушание народной песни - «Слово мама дорогое»

Слайд №7

- Что почувствовали?

- В чём сила народной песни?

- Почему волнует наши чувства?  (ответы детей)

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

 Слайд №8 (проблемные вопросы)

- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?

4. Слушание -  И.С. Бах. Токатта ре минор

Слайд № 9 (Орган)

- Знакомо ли вам это произведение?

- Кто автор? (И.С. Бах)

Слайд №10 (портрет И.С. Баха)

- Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).

- Где кроме урока, вы слышали это музыкальное произведение И.С. Баха? (ответ)

- Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»?

 - Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)

ВЫВОД: Слайд № 11 ( Рохлиц: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений».)

- Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?

         Посмотрите на следующий слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Кто этот композитор?

Слайд №12 (Людвиг ван Бетховен)

5. Слушание отрывка «Лунной сонаты» Л. Бетховена ( исполнение учителем  на синтезаторе)

- Что позволило сделать такой вывод?  (ответ учеников)

-  Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

 (С 27-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людьми,  затруднял выступления…)

Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).

- Кому посвятил композитор свою «Лунную сонату»)? (Джульетте Гвиччарди)

-Какое другое название есть у «Лунной сонаты» (Соната № 14)

Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)

6. Слушание - «Лунная соната» Л. Бетховена в современной обработке 1 часть

- Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).

- Как вы понимаете эти слова?

III. Вокально-хоровая работа.

«Люди идут по свету» - исполнение. ( Приложение 1)

 Беседа по содержанию песни («…страдают в бродячих душат бетховенские сонаты…»)

IV. Итог урока.

Слайд №16

- Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)

Слайд № 17

ВЫВОД УРОКА:  Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»

Слайд №18

V. Оценивание работы учащихся на уроке. Рефлексия.

  1. Сегодня на уроке меня удивило то, что…
  2. Мне понравилось…
  3. Я не соглашусь с теми, кто считает…
  4. Мне кажется, что…
  5. Теперь я знаю точно, что…

Слайд №19

  Приложение 1

Текст песни «Люди идут по свету»  

Люди идут по свету,

Им вроде немного надо —

Была бы прочна палатка,

Да был бы не скучен путь!

Но с дымом сливается песня,

Ребята отводят взгляды,

И шепчет во сне бродяга

Кому-то: «Не позабудь!»

Они в городах не блещут

Манерой аристократов,

Но в чутких высоких залах,

Где шум суеты затих,

Страдают в бродячих душах

Бетховенские сонаты,

И светлые песни Грига

Переполняют их.

Люди идут по свету,

Слова их порою грубы.

«Пожалуйста... извините...» -

С усмешкой они говорят.

Но грустная нежность песни

Ласкает сухие губы,

И самые лучшие книги

Они в рюкзаках хранят.

Выверен старый компас,

получены карты и кроки,

Выштопан на штормовке

Лавины предательский след.

Счастлив, кому знакомо

Щемящее чувство дороги,

Где ветер рвет горизонты

И раздувает рассвет.

Счастлив, кому знакомо

Щемящее чувство дороги,

Где ветер рвет горизонты

И раздувает рассвет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Музыка всегда бездонна, Это значит – Хвалят иль порочат – Каждый в ней находит то, Что хочет… Л. Мартынов

Слайд 3

Проблемные вопросы: Может ли быть классической современная музыка? Современна ли народная песня? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

Слайд 4

Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке Р. Щедрин

Слайд 6

семейный дуэт «Хмель»

Слайд 7

Современна ли народная песня ? Русская народная песня «Слово мама дорогое» Исполняет семейный дуэт «Хмель»

Слайд 8

Проблемные вопросы Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

Слайд 9

орган

Слайд 10

Иоганн Себастьян БАХ 1685 - 1750

Слайд 11

Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. В нём столько мудрости и веры в жизнь, столько человеческой и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений. Рохлин

Слайд 12

Людвиг ван Бетховен

Слайд 14

Людвиг ван БЕТХОВЕН Соната № 14 (Лунная) … Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем сердцем Д.Б. Кабалевский

Слайд 15

Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский

Слайд 16

… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, … - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен…Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много. Д.Б. Кабалевский

Слайд 17

Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат. Д.Д. Шостакович

Слайд 18

Рефлексия Сегодня на уроке меня удивило то, что… Мне понравилось… Я не соглашусь с теми, кто считает… Мне кажется, что… Теперь я знаю точно, что…

Слайд 19

Всех благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс...

Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...

Урок музыки на тему: "В чём сила музыки ?" для учащихся 6 класса.

На данном уроке формируются представления учащихся о связи музыки с жизнью....

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе Тема: Что значит жить по правилам

Урок по теме «Что значит жить по правилам» открывает курс 7 класса. Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их...

Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...

Презентация к уроку музыки по теме "Героическая тема в музыке" в 7 классе.

В презентации представлен материал о музыкальных произведениях героико-патриотического содержания....