Музыкальное воспитание в школе через выбор репертуара
статья по музыке по теме

Барышникова Людмила Петровна

В данной статье рассматривается значение выбора репертуара в музыкальном воспитании учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в школе через выбор репертуара

Автор: Барышникова Людмила Петровна

В начале XXI веке вопрос музыкального воспитания стоит также актуально, как и в прошлые года. Музыка  - сильнейшее средство воспитания души человека, его нравственных основ и его художественного вкуса. Музыка – это наше существование в окружающем мире. С детских лет человек должен учиться понимать язык музыки, её смысл, идею. Понимание высоких образцов музыкального искусства требует правильного музыкального воспитания, правильную планомерную подготовку к постижению самых глубоких музыкальных идей. Серьезный подход к детскому музыкальному воспитанию способствует наряду с другими воспитательными методами, гармоничному развитию личности ребенка, её полному расцвету и для себя и для общества. В музыке мы достигаем самых тесных коллективных сопереживаний. Тем самым она может влиять на общественное воспитание, общественное сознание.

Важнейший этап на пути музыкального развития – это выбор репертуара. Работая в школе к подбору музыкальных произведений надо подходить серьезно, тщательно, избегая бессодержательных и примитивных музыкальных произведений. Чтобы воспитать людей, способных воспринимать высокие идеи, выявленные в произведениях музыкального искусства, надо детей воспитывать на художественной музыке. Наиболее верный путь к выбору репертуара, когда выбираются произведения первоклассных художников, отмеченных историей и оцененных передовой частью публики.

В произведениях классиков русской и зарубежной музыки всегда можно выбрать те, которые вполне отвечают запросам современной жизни, которые всё выражают в ясных отчетливых, здоровых формах, подходящих для детского возраста.

Специально детские сборники имеются у Лядова; это по три тетрадки по шесть детских песен на народные тексты, откуда можно сделать хороший выбор для младших  частей.

У Аренского, из его сборника «Шесть детских песен», тоже почти все годятся для младших, и в то же время они могут быть интересны и старшим.

У Гречанинова имеется большой выбор для детей, как, например, его сборник народных песен «Петушок», где много материала и для младших, и для старших детей. Его сборник «Ай-ду-ду» пригодится всем детям, как и другие его недавно написанные песенки.

Надо только отметить, что аккомпанементы у него часто бывают трудны для неспециалистов по роялю и подчас даже совсем невыполнимы для рядовых учителей пения.

Много написал для детей Кюи. У него есть три сборника по 17 детских песен под названием: 1) «17 детских песен», 2) «Еще 17 детских песен» и 3) «Последние 17 детских песен»; еще у него есть «13 музыкальных картинок», затем — «13 хоров для женских и детских голосов»; еще небольшая тетрадка песен без аккомпанемента под названием «7 детских хориков».

Кроме того, у него есть детские оперы «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Снежный богатырь», из которых можно кое-что взять для хорового исполнения.

Наконец, еще можно указать на отдельно изданный экземпляр «Птички Аржанто» на два голоса без аккомпанемента, что можно дать более старшим детям и притом одну первую часть.

Существует множество современных сборников посвященных классическим произведениям для детского хора. Например: «Композиторы – классики для детского хора» в нескольких выпусках, сборник «Возрождение», посвященный русской хоровой музыке для детей, сборник «Малыши поют классику» в нескольких выпусках, «Хрестоматия для детского хора. По страницам русской хоровой музыки 19 – 20 века», сборник «Песни и хоры западноевропейских композиторов». Существуют сборники песен и хоров Шумана, Вебера, Шуберта, Брамса, Глюка, Моцарта.

Богатым материалом при выборе материала является народная песня, и главным образом – русская, представляющая собой громадную ценность: историческую, художественную и бытовую.

Народную песню найдем в художественной обработке Балакирева, Римского-Корсакова и Гречанинова, а также натуральную песню, избранную и одобренную музыкально-этнографической комиссией. В современных изданиях есть сборники народных песен в различных обработках: «Репертуар хорового класса. Народные песни», «Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 классов», «Хрестоматия русской народной песни для учащихся 5-6 классов», сборник Ю.Тугаринова «Произведения для детского хора (обработка народных песен)», сборник «Веселый хоровод Народные песни для детского хора», сборник Д.Рытова «У нашего двора нет веселья конца».

В лучшей современной музыкальной литературе всегда можно найти песни, отвечающие всем требованиям жизни, освещающие разные её моменты, соответствующие детскому возрасту. Это песни – о природе, труде, мире, добре, отдыхе, товариществе, воспитывающие бодрый дух и т.д.

Большой популярностью пользуются сборники песен современных композиторов-классиков: А.Пахмутовой, А.Островского, И.Дунаевского, Ю.Чичкова, Е.Крылатова, О.Хромушина, А.Брицына, Г.Гладкова, В.Шаинского и др. Сборники песен прекрасной плеяды петербургских композиторов: С.Баневича, Я.Дубравина, В.Плешака, Ю.Корнакова, Е.Рушанскийа, В.Бибергана, Е.Зарицкой и др. Издается также музыкальная литература, посвященная религиозно-духовной тематике: Беляев «В душе своей воздвигни храм», «В помощь хормейстеру. Рождество и новый год», сборники рождественских и пасхальных песен и песнопений.

Разделять репертуар строго по возрасту невозможно, так как детские коллективы в классах имеют разные музыкальные способности. Но всё же учитель, изучив возможности класса, должен учитывать и возраст детей.

Большое разнообразие репертуара позволяет учителю подбирать материал непосредственно для музыкального воспитания того или иного класса, в зависимости от его возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Выбор репертуара в ДМШ

В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извле...

Выбор репертуара в ДМШ

В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извле...

Проблемы выбора репертуара в классе общего фортепиано в ДШИ

Важность правильного выбора репертуара про обучении игре в классе общего фортепиано признается всеми педагогами. Правильный выбор учебного материала может активно стимулировать интерес к занятиям форт...

Проблема выбора репертуара для детского хора младшего школьного возраста.

Рассматривается проблема выбора репертуара как один из ключевых вопросов современного певческого воспитания. Показывается, что развитие вокально-хоровых навыков, формирование этической и эстетическо...

Музыкальная деятельность в системе музыкального воспитания школы-интерната

Доклад на МО  по музыкальному воспитанию учащихся....