Статья " Этномузыкальные традиции как средство формирования музыкально-эстетического вкуса".
методическая разработка по музыке на тему
Этномузыкальное образование представляет с собой непрерывный процесс воспитания, обучения развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Этно-музыкальные традиции как средство формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся в поликультурной эстетической среде.
Народные музыканты, танцоры, художники, зодчие, мастера-золотые руки из века век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.
Неслучайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором.
Фольклор обладает большим воспитательным потенциалом для воспитания подрастающего поколения. Народное поэтическое слово, фольклорная музыкальная интонация, традиционная хореография – все это способствует воспитанию музыкально-эстетического вкуса, бережного отношения к культурным традициям своего и других народов. Разнообразные народные попевки в силу своей естественности позволяют быстро наладить координацию голоса и слуха. Выразительные, яркие музыкально-поэтические тексты развивают артистичность, эмоциональность, голосовые возможности, формируют музыкально-эстетический вкус. Хороводно-обрядовые песни служат развитию общей координации, хореографической пластики и двигательной выразительности.
Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.
Этномузыкальное образование, по- моему мнению, представляет собой непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов.
Этномузыкальное образование дает возможность усваиваивать этномузыкальные ценности, развивать этномузыкальные способности, приобретать сведения об истории, быте, жанрах народного музыкального искусства, народных музыкальных инструментах; формирует навыки исполнения народных песен,
навыки исполнения народных танцевальных движений как своего народа, так и народов, населяющих регион, приобретают умение воспринимать произведения национальных композиторов и выявлять в них признаки этнического своеобразия.
Современный мир музыки одновременно включает в себя различные музыкальные стили и направления, истинные произведения музыкального искусства и низкосортную « музыкальную продукцию». В связи с эти актуальной становится проблема своевременного ознакомления слушателей с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.
Следует констатировать, что в последние годы меняется отношение к народной музыке. На праздничных мероприятиях чаще стали звучать национальные мелодии. Это может только радовать, потому что влияние музыки на формирование музыкально-эстетического вкуса неоспоримо.
Каждый народ имеет свои культурные традиции, отражающие характер его труда, культуры, быта. На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств воспитания и формирования этнокультурной толерантности является музыкальное образование.
Слушая музыку разных народов, знакомимся с характером, особенностями музыкального звучания. Ребята с удовольствием поют песни народов Дагестана, украинские, татарские и т.д.
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности и формирование музыкально-эстетического вкуса.
На своих уроках музыки я включаю произведения народного песенного фольклора. Знакомлю детей с праздниками разных народов. Совместно с учителями - предметниками проводим интегрированные занятия, где также знакомим учащихся с обычаями разных народов.
Народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.
Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу, способствует формированию интернационального и национального самосознания.
В нашей школе педагогами был разработан проект «Многонациональная Россия», в котором через все виды деятельности решаются задачи многонационального толерантного отношения ко всем народам, проживающим в России. Разучиваются народные фольклорные песни разных национальностей, танцы, игры. Всё это вызывает большой интерес как у учащихся, их родителей и педагогов. И, как конечный результат этого проекта, проводится фестиваль «Многонациональная Россия».
Проведение различных мероприятий, направленных на формирование культуры межнационального общения (фестивали, ярмарки, народные гулянья, фольклорные праздники др.), нацелено на воспитание уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности и формирование музыкально-эстетического вкуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"
Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-334952-1383669808.jpg)
Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"
Материал включает в себя полное описание совместного проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-358231-1386603904.jpg)
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...
Научно - методическая статья Подвижные игры как средство формирования личности.
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Это общее определение относится к широкому кругу игр. В определении игр...
Статья. Подвижные игры как средство формирования личности ребенка с ослабленными возможностями здоровья.
Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка, в частности, у детей с ослабленными возмо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93280.jpg)
Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.
В статье рассматривается проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551301-1418654186.jpg)
Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...