Статья " Этномузыкальные традиции как средство формирования музыкально-эстетического вкуса".
методическая разработка по музыке на тему

Казачкова Нина Григорьевна

Этномузыкальное образование представляет с собой непрерывный процесс воспитания, обучения развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этно-музыкальные традиции как средство формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся в поликультурной эстетической среде.

Народные музыканты, танцоры, художники, зодчие, мастера-золотые руки из века век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер  и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

Неслучайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором.

Фольклор обладает большим воспитательным потенциалом для воспитания подрастающего поколения. Народное поэтическое слово, фольклорная музыкальная интонация, традиционная хореография – все это способствует воспитанию музыкально-эстетического вкуса, бережного отношения к культурным традициям своего и других народов. Разнообразные народные попевки в силу своей естественности позволяют быстро наладить координацию голоса и слуха. Выразительные, яркие музыкально-поэтические тексты развивают артистичность, эмоциональность, голосовые возможности, формируют музыкально-эстетический вкус. Хороводно-обрядовые песни служат развитию общей координации, хореографической пластики и двигательной выразительности.

Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.

Этномузыкальное образование, по- моему мнению, представляет собой непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов.

Этномузыкальное образование дает возможность усваиваивать этномузыкальные ценности, развивать этномузыкальные способности, приобретать сведения об истории, быте, жанрах народного музыкального искусства, народных музыкальных инструментах; формирует навыки исполнения народных песен,

навыки исполнения народных танцевальных движений как своего народа, так и народов,  населяющих регион, приобретают умение воспринимать произведения национальных композиторов и выявлять в них признаки этнического своеобразия.

Современный мир музыки одновременно включает в себя различные музыкальные стили и направления, истинные произведения музыкального искусства и низкосортную « музыкальную продукцию». В связи с эти актуальной становится проблема своевременного ознакомления слушателей с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.

Следует констатировать, что в последние годы меняется отношение к народной музыке. На праздничных мероприятиях чаще стали звучать национальные мелодии. Это может только радовать, потому что влияние музыки на формирование музыкально-эстетического вкуса неоспоримо.

Каждый народ имеет свои культурные традиции, отражающие характер его труда, культуры, быта. На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств воспитания и формирования этнокультурной толерантности является музыкальное образование.

Слушая музыку разных народов, знакомимся с характером, особенностями музыкального звучания. Ребята с удовольствием поют песни народов Дагестана, украинские, татарские и т.д.

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности и формирование музыкально-эстетического вкуса.

На своих уроках музыки я включаю  произведения народного песенного фольклора. Знакомлю детей с праздниками разных народов. Совместно с учителями  - предметниками проводим интегрированные занятия, где также знакомим учащихся с обычаями разных народов.

Народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.

Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу, способствует формированию интернационального и национального самосознания.

В нашей школе педагогами был разработан проект «Многонациональная Россия», в котором через все виды деятельности решаются  задачи многонационального толерантного отношения ко всем народам, проживающим в России. Разучиваются народные фольклорные песни разных национальностей, танцы, игры. Всё это вызывает большой интерес как у учащихся, их родителей и педагогов. И, как конечный результат этого проекта, проводится фестиваль  «Многонациональная Россия».

Проведение различных мероприятий, направленных на формирование культуры межнационального общения (фестивали, ярмарки, народные гулянья, фольклорные праздники др.), нацелено на воспитание уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности и формирование музыкально-эстетического вкуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"

Материал включает в себя полное описание совместного  проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...

Научно - методическая статья Подвижные игры как средство формирования личности.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Это общее определение относится к широкому кругу игр. В определении игр...

Статья. Подвижные игры как средство формирования личности ребенка с ослабленными возможностями здоровья.

Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка, в частности, у детей с ослабленными возмо...

Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....

Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...